г. Хабаровск |
|
13 августа 2013 г. |
А73-1147/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: Г.А. Камалиевой, Л.Б. Шариповой
при участии
от истца - Боярский С.К., представитель по доверенности от 13.12.2012 N 1.1.27-471;
от ответчика - Литовченко А.Н., представитель по доверенности от 16.01.2013 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 04.04.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013
по делу N А73-1147/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.В. Медведева, в суде апелляционной инстанции - судьи А.А. Тихоненко, В.Г. Дроздова, А.В. Шевц
по иску администрации города Хабаровска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 6 149 600 руб.
Администрация города Хабаровска (далее - администрация, ОГРН 1032700305978, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ОГРН 1037739085636, адрес (место нахождения): 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1) убытков в сумме 6 144 000 руб., возникших у истца в связи с предоставлением жилых помещений военнослужащим и членам их семей, и стоимости услуг независимого оценщика в сумме 5 600 руб.
Решением от 04.04.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Минфин России просит решение от 04.04.2013 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к Минфину России. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в силу норм статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" надлежащим ответчиком по настоящему делу является не Минфин России, а Министерство обороны РФ и Федеральная служба безопасности РФ. Считает, что истцом не доказан факт несения убытков муниципальным образованием ввиду того, что положениями названной статьи и нормами Жилищного кодекса РФ допускается возможность предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений не только государственного, но и муниципального жилищного фонда, в том числе ранее занимаемых другими военнослужащими, а кроме того, обеспечение жильем является общегосударственным вопросом, в котором участвуют и органы местного самоуправления путем распределения муниципального жилищного фонда среди военнослужащих, расходным обязательством, в том числе, и органов местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика и истца поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 29.03.2010 удовлетворены исковые требования Федотова В.В. к Администрации г. Хабаровска о признании за ним права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 9, кв. 53 по договору социального найма на основании статьи 15 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
В дальнейшем администрация заключила с Федотовым В.В. 02.07.2010 договор социального найма жилого помещения; 02.11.2010 данное жилое помещение передано Федотову В.В. в собственность по договору на передачу квартиры в собственность граждан.
Согласно отчету N 14/5, подготовленному ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость квартиры по адресу: г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 9, кв. 53 составила 3 567 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 08.11.2010 удовлетворены исковые требования Чекмаревой Н.В. к администрации г. Хабаровска о признании за ней права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул. Барабинская, д. 1, кв. 12 по договору социального найма на основании статьи 15 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
В дальнейшем администрация заключила с Чекмаревой Н.В. 28.03.2011 договор социального найма жилого помещения; 30.01.2012 данное жилое помещение передано Чекмаревой Н.В. по договору на передачу квартиры в собственность граждан.
Согласно отчету N 13/5, подготовленному ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества", рыночная стоимость квартиры по адресу: г. Хабаровск, ул. Барабинская, д. 1, кв. 12 составила 2 577 000 руб.
Администрация, полагая, что расходы, связанные с предоставлением спорной квартиры военнослужащим и членам их семей, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
При этом размер исковых требований определен истцом на основании отчетов ООО "Дальневосточное агентство оценки имущества" N N 13/5 и 14/5, согласно которым рыночная стоимость спорных квартир составила в сумме 6 144 000 руб. Также истцом заявлено о взыскании стоимости услуг независимого оценщика - 5 600 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Из части 6 указанной статьи следует, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Федерального закона "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Судами установлено, что администрация исполнила обязанность по предоставлению находящихся в муниципальной собственности жилых помещений военнослужащим и членам их семей, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не исполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Поскольку при исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ суды установили факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Минфина России обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, вывод судов об обоснованности исковых требований администрации является правомерным и соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 N 2280/10.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что доказательств приобретения спорных квартир муниципальным образованием за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из федерального бюджета, равно как и доказательств произведенной компенсации из федерального бюджета возникших у органа местного самоуправления расходов при предоставлении жилых помещений военнослужащим, ранее занимавшим спорные квартиры, впоследствии предоставленные во исполнение решений судов общей юрисдикции Федотову В.В. и Чекмаревой Н.В. и членам их семей, Российской Федерацией в лице Минфина России не представлено.
Доводы Минфина России, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании приведенных выше норм материального права, правильно примененных судами первой и апелляционной инстанций с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора, противоречащие правовой позиции высших судов и сложившейся устойчивой судебной практике по данному вопросу.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 N 453-О, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.06.2010 N 2280/10, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
С учетом изложенного решение и постановление апелляционного суда - отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.04.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по делу N А73-1147/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Новикова |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.