г. Хабаровск |
|
27 августа 2013 г. |
А73-13896/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: М.М.Саранцевой
Судей: Т.Н.Карпушиной, А.А.Шведова
при участии
от истца: Витрюк О.Г., представитель, доверенность от 14.08.2013 N ПО/1003; Попова Я.А., представитель, доверенность от 14.08.2013 N ПО/1001
от ответчика: Захарова Е.В., представитель, доверенность от 01.02.2013 N 51/94; Нощенко Е.И., представитель, доверенность от 31.01.2013 N 51/81
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу
на решение от 05.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013
по делу N А73-13896/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.Н.Трещева, в апелляционном суде судьи: А.А.Тихоненко, М.О.Волкова, А.В.Шевц
По иску Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу
к открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания"
о взыскании 157 297 830 руб. 52 коп.
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1032700314327, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тургенева, 78) (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, место нахождения: 678995, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, п. Серебряный Бор) (далее - ОАО "ДГК") о взыскании 157 297 830 руб. 52 коп. пени за необеспечение качественной сохранности материальных ценностей государственного резерва.
Иск обоснован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по государственному контракту ответственного хранения материальных ценностей государственного резерва от 12.12.2011 N ГР/275 в части обеспечения качества находящегося на хранении мазута топочного М-100 и наличием оснований для применения к нему ответственности в виде взыскания пени в размере иска в соответствии со статьей 2, пунктом 8 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон о государственном материальном резерве).
Решением суда от 05.02.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью истцом факта несохранности топочного мазута марки М-100 и его непригодности для использования.
В кассационной жалобе Управление просит решение от 05.02.2013, постановление от 23.05.2013 отменить и взыскать с ОАО "ДГК" пени в сумме 157 297 830 руб. 52 коп. за необеспечение качественной сохранности материальных ценностей государственного резерва. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о несоответствии фактическим обстоятельствам и нормативно-техническим документам выводов судов о непредставлении Управлением достаточных доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком требований к качеству находящегося у него на ответственном хранении мазута, и его непригодности к использованию, о применении ГОСТа 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия" только при изготовлении мазута.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ДГК" выражает несогласие с изложенными в ней доводами и просит оставить жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон привели доводы соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на нее.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, 12.12.2011 между Управлением и ОАО "ДГК" заключен государственный контракт ответственного хранения материальных ценностей государственного резерва N ГР/275, в соответствии с которым ОАО "ДГК" (ответхранитель) обязуется хранить на складах своих филиалов, соблюдая установленный режим хранения, материальные ценности государственного резерва: уголь в количестве - 427 339,4 тонн, мазут топочный М-100 в количестве - 50 560 тонн (далее - продукция).
В соответствии с пунктом 2.1 госконтракта продукция, хранящаяся на пункте ответственного хранения, должна соответствовать действующим ГОСТам.
Согласно пункту 2.3 госконтракта ответхранитель несет ответственность за неприкосновенность продукции, ее количественную и качественную сохранность и организацию учета и отчетности по ней.
Пунктом 4.1 госконтракта предусмотрено, что за нарушение правил и условий хранения, порчу, несвоевременное освежение, недостачу или понижение качества, самовольное расходование принятой на ответственное хранение продукции, непредставление (несвоевременное представление) Управлению отчетности, ответхранитель несет имущественную ответственность согласно статьи 16 Закона о государственном материальном резерве.
Управлением 06.06.2012 проведена контрольная проверка количественной и качественной сохранности материальных ценностей государственного резерва, находящихся на ответственном хранении ОАО "ДГК".
По результатам проверки составлен соответствующий акт, из которого следует, что количественная сохранность материальных ценностей государственного резерва обеспечена. При этом по результатам лабораторных испытаний установлено превышение массовой доли воды в мазуте топочном М-100 норме по ГОСТу.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика неустойки, предусмотренной пунктом 8 статьи 16 Закона о государственном материальном резерве.
В соответствии с пунктом 8 статьи 16 указанного Федерального закона за необеспечение сохранности материальных ценностей государственного резерва с ответственных хранителей взыскиваются пени в размере 0,3 процента стоимости недостающих или некачественных материальных ценностей за каждый день хранения с момента выявления указанного факта до полного восстановления запасов материальных ценностей в государственном резерве.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражные суды установили, что в нарушение статьи 65 АПК РФ истцом не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении обязательств ответхранителем по обеспечению сохранности мазута топочного М-100, а также о его непригодности в каком-либо размере к использованию по назначению.
При этом суды исходили из того, что наличие массовой доли воды в мазуте в размере, превышающем ГОСТ 10585-99, не свидетельствует о необеспечении его качественной сохранности, поскольку указанный ГОСТ содержит технические требования при изготовлении мазута.
Согласно разделу 8 ГОСТа 10585-99 транспортировка и хранение нефти и нефтепродуктов осуществляется в соответствии с ГОСТом 1510, которым допускается наличие подтоварной воды при хранении нефтепродуктов.
Кроме того, судами установлено, что наличие воды в мазуте при осуществлении его хранения является переменной величиной, зависящей, в том числе от технологии приемки и хранения мазута. Указанное обстоятельство подтверждается Инструкцией о порядке и условиях поставки, приемки, хранения и выпуска топочного мазута государственного резерва на пунктах ответственного хранения, утвержденного приказом Госкомрезерва от 17.07.1996 N 151, Правилами технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 232. Доказательств признания истцом какого-либо количества мазута непригодным к использованию, а также необходимости его восстановления в указанном размере, что следует из содержания пункта 8 статьи 16 Закона о государственном материальном резерве, материалы дела не содержат.
С учетом установленного арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности истцом факта несохранности топочного мазута М-100 и наличия оснований для применения к ответчику ответственности, предусмотренной пунктом 8 статьи 16 Закона о государственном материальном резерве.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с выводами судов о недоказанности нарушения ответчиком требований к качеству находящегося у него на хранении топочного мазута и его непригодности к использованию фактически направлены на иную оценку доказательств и установленных судами обстоятельств, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Кроме того, судами установлено, что в результате проведенных ответчиком технологических мероприятий с мазутом его кондиции восстановлены.
Ссылка заявителя жалобы на представленный им в апелляционный суд ответ Автономной некоммерческой организации "Примнефтеэксперт" от 05.03.2013 N 12 в подтверждение факта некачественности находящегося на ответхранении мазута, также подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку из содержания указанного ответа не усматривается безусловная невозможность использования мазута по назначению. При этом суд кассационной инстанции учитывает, что истцом не представлены доказательства невозможности использования находящегося на хранении мазута по причине утраты его качества и необходимости восстановления, пополнения его запаса в государственном резерве.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу N А73-13896/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М.Саранцева |
Судьи |
Т.Н.Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.