г. Хабаровск |
|
27 августа 2013 г. |
А51-33505/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии:
от заявителя: ОАО "ГМК "Дальполиметалл" - представитель не явился;
от отдела надзорной деятельности Дальнегорского городского округа УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл"
на решение от 04.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013
по делу N А51-33505/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И. Андросова; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А. Солохина, Г.М. Грачёв, В.В. Рубанова
По заявлению открытого акционерного общества "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл"
к отделу надзорной деятельности Дальнегорского городского округа УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю
о признании незаконными постановления и представления
Открытое акционерное общество "Горно-металлургический комплекс "Дальполиметалл" (ОГРН 1022500614751, место нахождения: 692446, г.Дальнегорск, ул.Проспект 50 лет Октября, 93; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности Дальнегорского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю (ОГРН 1042503038467, место нахождения: 692443, г.Дальнегорск, ул.Матросова, 1; далее - Отдел, административный орган) от 11.12.2012 N 499 о привлечении к административной ответственности и представления от 11.12.2012 N 499 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 04.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013, в удовлетворении заявленных требований общества отказано в полном объеме. Суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ и вины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неполным установлением судами обстоятельств дела и неправильным применением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает на то, что судами не учтен факт того, что пожарные гидранты не находятся в собственности, владении или пользовании общества. Также общество считает, что административным органом допущены процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, а именно: в протоколе не отражено место и дата совершения правонарушения.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу с доводами жалобы не согласен, считает принятые судебные акты законными и обоснованными, так же ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без его участия.
Общество, извещенное надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.10.2012 представителями пожарной охраны 37 ПЧ 9 ОПС, начальника штаба ГО и ЧС ОАО "ГМК "Дальполиметалл", ОНД Дальнегорского городского округа на основании приказа КГКУ 9 отряд противопожарной службы по охране Дальнегорского городского округа от 19.09.2012 N 101 "О проведении детальной осенней проверки состояния противопожарного водоснабжения на территории Дальнегорского городского округа" проведен осмотр пожарных гидрантов и водоемов, находящихся на территории объектов ОАО "ГМК Дальполиметалл".
В результате осмотра обнаружены неисправности пожарных гидрантов: пожарный гидрант (ПГ)-3 - занижен стояк, не устанавливается колонка; пожарный гидрант (ПГ)-4 - занижен стояк, не устанавливается колонка; пожарный гидрант (ПГ)-5 - демонтирован с линии; пожарный гидрант (ПГ)-7 - нет воды, замыт; пожарный гидрант (ПГ)-8 - нет воды; пожарный гидрант (ПГ)-10 - замыт после дождей. Сторонами подписан суточный акт от 10.10.2012 об обнаружении указанных неисправностей.
Из КГКУ 9 отряд противопожарной службы по охране Дальнегорского городского округа в отдел надзорной деятельности Дальнегорского городского округа УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю указанный суточный акт был передан 07.11.2012. В тот же день определением N 499 административным органом было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями требований пожарной безопасности, должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении от 26.11.2012 N 499.
11.12.2012 ВРИО главного государственного инспектора Дальнегорского городского округа по пожарному надзору вынесено постановление от N 499 о привлечении ОАО "ГМК "Дальполиметалл" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб. В тот же день в адрес ОАО "ГМК "Дальполиметалл" вынесено представление N499 с указанием на необходимость произвести восстановление и ремонт неисправных пожарных гидрантов.
Не согласившись с вынесенными постановлением и представлением от 11.12.2012 N 499, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом. При этом суды исходили из следующего.
Частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32. и 11.16. данного Кодекса и частями 3-8 указанной статьи, в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4. КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Требований по соблюдению пожарной безопасности установлены, в том числе Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила N390).
Пунктом 55 Правил N 390 установлено, что руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как установлено частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2. КоАП РФ.
Арбитражным судом обеих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, в ходе осмотра пожарных гидрантов и водоемов, находящихся на территории объектов ОАО " ГМК "Дальполиметалл" обнаружены неисправности пожарных гидрантов: пожарный гидрант (ПГ)-3 - занижен стояк, не устанавливается колонка; пожарный гидрант (ПГ)-4 - занижен стояк, не устанавливается колонка; пожарный гидрант (ПГ)-5 - демонтирован с линии; пожарный гидрант (ПГ)-7 - нет воды, замыт; пожарный гидрант (ПГ)-8 - нет воды; пожарный гидрант (ПГ)-10 - замыт после дождей, что зафиксировано суточным актом осмотра от 10.10.2012, подписанным, в том числе начальником штаба ГО и ЧС ОАО "ГМК "Дальполиметалл", протоколом об административном правонарушении от 26.11.2012 года N 499.
В рассматриваемом случае, суды исследовав представленные в дело доказательства, пришли к обоснованному выводам о наличии в действиях ОАО "ГМК "Дальполиметалл" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ, в том числе его вины.
Как следует из материалов дела, административное наказание назначено обществу в минимальном размере в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Учитывая законность принятого административным органом постановления N 499 о привлечении общества к административной ответственности, требования заявителя о признании незаконным и отмене представления от 11.12.2012 N 499 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, также не подлежат удовлетворению.
Доводы общества о том, что пожарные гидранты не находятся в собственности, владении или пользовании общества судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права, поскольку в данном случае пожарные гидранты находятся на территории общества и предназначены для противопожарного водоснабжения объектов заявителя.
Довод жалобы о том, что административному органу следовало установить и указать в протоколе об административном правонарушении, где конкретно расположены пожарные гидранты, судом кассационной инстанции не принимается, так как месторасположение каждого пожарного гидранта установлено при совместном осмотре пожарных гидрантов и водоёмов находящихся на территории объектов ЗАО "ГХК Дальполиметалл" и зафиксировано в суточном акте от 10.10.2012.
Доводы общества по существу сводятся к переоценке доказательств и установленных на их основе судами обстоятельств дела, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не предоставлено суду кассационной инстанции.
Соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности, наличие полномочий проверено судами, нарушений не выявлено.
Таким образом, суды установили все юридически значимые факты по делу, применили нормы материального права соответственно установленным по данному делу конкретным обстоятельствам, нарушений процессуальных норм, влекущих, в том числе в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не допустили. При таких обстоятельствах правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А51-33505/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Сумина |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.