г. Хабаровск |
|
27 августа 2013 г. |
А04-909/2013 |
Резолютивная часть постановления от 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Л.Б.Шариповой
Судей: Г.А.Камалиевой, С.Н.Новиковой
при участии:
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 14.03.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013
по делу N А04-909/2013
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В.Кравцов, в апелляционном суде судьи В.Г.Дроздов, М.О.Волкова, А.В.Шевц
по иску администрации города Благовещенска
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
третье лицо: Министерство финансов Амурской области
о взыскании 2 597 199 руб.
Администрация города Благовещенска (далее - Администрация; ОГРН 1022800520588, место нахождения: 675000, г. Благовещенск, ул. Ленина, 133, 309) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области, казначейство) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков городского бюджета муниципального образования города Благовещенска в размере 2 597 199 руб., связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья нуждающемуся инвалиду.
Решением арбитражного суда от 14.03.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013, исковые требования Администрации удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе УФК по Амурской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы казначейство указывает на то, что обязанность по предоставлению Н.А.Гуцулюк жилого помещения в черте города Благовещенска на условиях социального найма вне очереди возложена на Администрацию решением Благовещенского городского суда от 09.12.2011 по делу N 2-9228/11 (далее - решение от 09.12.2011). В этой связи считает, что убытки возникли у Администрации в результате неисполнения этого решения, а не в связи с незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти Российской Федерации. Считает, что при надлежащем исполнении решения от 09.12.2011 жилье осталось бы в муниципальной собственности.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, решением Благовещенского городского суда Амурской области от 09.12.2011 по делу N 2-9228/11 (с учетом определения от 14.05.2012) на Администрацию возложена обязанность по предоставлению на условиях социального найма вне очереди инвалиду Гуцулюк Нонне Анатольевне (далее - Н.А.Гуцулюк) жилого помещения в городе Благовещенске, отвечающего санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 33 кв.м, состоящего не менее чем из двух комнат, при этом жилая площадь одной из комнат должна быть до 15 кв.м.
Поскольку определением Благовещенского городского суда Амурской области от 04.12.2012 изменен способ исполнения решения от 09.12.2011 (с Администрации в пользу Н.А.Гуцулюк взысканы денежные средства в размере 2 597 199 руб.), Администрация платежным поручением от 16.12.2011 N 2904 перечислила указанную сумму Н.А.Гуцулюк.
Администрация, ссылаясь на возникшие в результате указанной выплаты убытки, которые не были компенсированы, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Право на предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указаны в перечне, предусмотренном статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), прямо закреплено положениями пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации).
Положениями статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) предусмотрено, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 20 Закона об общих принципах организации местного самоуправления следует, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении 17.12.2009 N 1563-О-О, в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
В силу статьи 1 Закона Амурской области от 18.01.2007 N 284-ОЗ "О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области" признание граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" (далее - Закон о жилищной политике в Амурской области).
К компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищных отношений относятся, в том числе предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 6 ст. 4 Закона о жилищной политике в Амурской области).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о жилищной политике в Амурской области по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В этой связи, руководствуясь приведенными выше нормами права, установив, что Н.А.Гуцулюк является нуждающимся инвалидом, страдающим заболеванием, внесенным в перечень хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, арбитражные суды пришли к выводу о том, что право требования возмещения за счет казны Российской Федерации расходов по предоставлению инвалидам жилых помещений на условиях социального найма не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При этом, удовлетворяя исковые требования в заявленном размере, арбитражные суды исходили из доказанности факта наличия в совокупности предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения понесенных Администрацией убытков.
Так, в силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как установлено судами, Администрация исполнила обязанность по обеспечению Н.А.Гуцулюк жилым помещением в виде осуществления компенсационной выплаты в размере 2 597 199 руб.
В свою очередь казначейство не компенсировало Администрации понесенные расходы.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе платежное поручение от 08.02.2013 N 126, арбитражные суды пришли к выводу о взыскании за счет средств казны Российской Федерации понесенных Администрацией убытков в заявленном размере.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что убытки возникли в связи с неисполнением Администрацией решения от 09.12.2011, не влияет на правильность выводов судебных инстанций в связи с тем, что обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся вне зависимости от формы её реализации является расходным обязательством Российской Федерации, и, соответственно, не подлежит возмещению за счет средств городского бюджета муниципального образования.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, в связи с чем у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа Н.А.Гуцулюк в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Выводы арбитражных судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны с правильным применением норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не нашли подтверждения в кассационной инстанции, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили их надлежащую оценку.
Нарушений либо неправильного применения арбитражными судами норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов, либо являются безусловным основанием для их отмены, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решение от 14.03.2013, постановления от 17.05.2013 и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.03.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 по делу N А04-909/2013 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Б.Шарипова |
Судьи |
Г.А.Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.