г. Хабаровск |
|
30 августа 2013 г. |
А73-793/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Я.В.Кондратьевой
Судей: О.Г.Красковской, С.И.Гребенщикова
при участии:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края: Колесников А.С., представитель, доверенность от 15.03.2013 N 3.1-9/802;
от КГУСП "Киинское": Набока А.С., представитель, доверенность б/н от 15.10.2012;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
на решение от 12.04.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013
по делу N А73-793/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В. Медведева, в апелляционном суде судьи: А.И. Михайлова, Т.С. Гетманова, С.Б. Ротарь
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
к Краевому государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Киинское"
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Дальугольстрой"
о взыскании 16 208 320 руб.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, адрес (место нахождения): 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Муравьева-Амурского, 19) (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к краевому государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Киинское" (ОГРН 1022700778430, адрес (место нахождения): 682929, Хабаровский край, район Имени Лазо, с.Киинск, Молодежный переулок, 3) (далее - КГУСП "Киинское", предприятие) с иском о взыскании суммы необоснованно полученной субсидии в размере 15 360 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 848 320 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дальугольстрой" (ОГРН, адрес (место нахождения): 680030, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Блюхера, 12, 39) (далее - ООО "Дальугольстрой").
Решением от 12.04.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное исследование всех обстоятельств по делу, просило решение и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что фактически технологическое оборудование (модульная хладобойня) ответчиком не приобреталось. По мнению заявителя жалобы, субсидия получена ответчиком незаконно, с использованием обмана, выразившемся в предоставлении документов на получение субсидии, не соответствующих действительности.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие, не согласившись с доводами, изложенными в ней, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В заседании суда кассационной инстанции соответствии со статьей 163 далее - АПК РФ объявлялся перерыв с 27.08.2013 по 30.08.2013.
В судебном заседании кассационной инстанции, представители истца и ответчика изложили свои правовые позиции относительно доводов жалобы, отзыва на нее.
ООО "Дальугольстрой", извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность решения и постановления суда апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.05.2012 Министерством на основании заявления КГУСП "Киинское", а также представленного 10.05.2012 в обоснование заявления пакета документов, предприятию из краевого бюджета выделена субсидия на компенсацию части стоимости приобретаемого нового технологического оборудования в размере 15 360 000 руб., из них: сумма в размере 13 160 000 руб. перечислена непосредственно предприятию, а сумма в размере 2 200 000 руб. по письменному заявлению ответчика перечислена на счет поставщика оборудования ООО "Дальугольстрой" (платежные поручения от 30.05.2012 N 2981285 и от 30.05.2012 N 2981306).
Управлением ФСБ России по Хабаровскому краю в ходе проведения оперативно-следственных действий в рамках уголовного дела по факту хищения денежных средств, выделенных КГУСП "Киинское", было установлено, что модульная хладобойня последним не приобретена, о чем Министерство проинформировано письмом от 25.12.2012 N 00/5859нс.
14.12.2012 Министерством в адрес КГУСП "Киинское" направлено требование о подтверждении целевого использования полученной субсидии и подготовке модульной хладобойни к осмотру, а при отсутствии данного оборудования - в течение 20-ти рабочих дней возвратить полученную субсидию в сумме 15 360 000 руб. в краевой бюджет. Ответчиком сведения о наличии модульной хладобойни не представлены, необоснованно полученные средства в краевой бюджет не возвращены.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных названным Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.
Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Согласно подпункту 24 пункта 11 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.02.2009 N 50-пр, Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий.
Судами установлено, что субсидия предоставлена Министерством в соответствии с Порядком и условиями предоставления субсидий из краевого бюджета на компенсацию части стоимости приобретаемой новой сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий сельскохозяйственными товаропроизводителями Хабаровского края, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр (далее - Порядок N 66-пр от 20.03.2012).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций исходили из того, что ответчиком соблюдены все предусмотренные указанным порядком условия при предоставлении субсидии. При этом судами принято во внимание, что Министерством при решении вопроса о предоставлении субсидии не установлено несоответствия документов, представленных КГУСП "Киинское", в связи, с чем, признав отсутствие замечаний к представленным документам, истец перечислил ответчику субсидию.
Между тем, указанные выводы судов сделаны без установления обстоятельств имеющих существенное значение для правильного рассмотрения настоящего спора.
Так, рассматривая данный спор, суды ограничились исследованием и оценкой доказательств, имеющих отношение лишь к соблюдению предприятием требований действующего законодательства при получении субсидии. Доводы истца о нецелевом использовании предприятием полученных денежных средств и об отсутствии у ответчика нового технологического оборудования - модульной хладобойни, оставлены судами без соответствующей правовой оценки.
При этом судами констатирован тот факт, что представитель ответчика в заседании суда первой инстанции не отрицал того обстоятельства, что несмотря на заключение договора от 25.12.2011 и подписание акта приема-передачи, товарной накладной к нему, а также перечисление денежных средств в оплату стоимости товара, модульная хладобойня КГУСП "Киинское" фактически не приобреталась.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 66-пр от 20.03.2012 в случае необоснованного получения субсидии в результате представления сельскохозяйственными товаропроизводителями края недостоверных сведений, министерство в течение 10 рабочих дней с даты установления указанных фактов выставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям края требование о возврате предоставленной субсидии в краевой бюджет.
Таким образом, для правильного разрешения возникшего между сторонами спора, судам необходимо было выяснить являлись ли сведения, представленные предприятием в Министерство достоверными и были ли действия ответчика по заключению договора поставки, подписанию акта приема-передачи и товарной накладной к нему, перечислению денежных средств (в том числе полученных из бюджета) за поставляемый товар, направлены на достижение однозначного правового результата - получение в собственность модульной хладобойни.
С учетом изложенного, а также, принимая во внимание отсутствие у суда кассационной инстанции полномочий по установлению фактов и оценке доказательств по делу, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения; полно и всесторонне исследовать и оценить имеющиеся в материалах дела доказательства с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, при необходимости дать оценку действиям ответчика с точки зрения статьи 10 ГК РФ, и с учетом установленного разрешить настоящий спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 12.04.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А73-793/2013 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Я.В. Кондратьева |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.