г. Хабаровск |
|
30 августа 2013 г. |
А73-14734/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии:
от заявителя: ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Бакуткина К.А., представитель по доверенности от 19.08.2013 N 156;
от государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края - Поляков В.Н., представитель по доверенности от 03.07.2013 N 01-30/6689;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации"
на решение от 21.01.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013
по делу N А73-14734/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А.; в суде апелляционной инстанции судьи: Гричановская Е.В., Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.
По заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации"
к государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания от 11.09.2012 N 3-605/47
Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, юридический адрес: 680038, г.Хабаровск, ул.Ханкайская, 27; далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания от 11.09.2012 N 3-605/47 государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края (ОГРН 1032700303580, юридический адрес: 680000, г.Хабаровск, ул.Фрунзе, 71; далее - жилищная инспекция).
Решением суда от 21.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку последнее является ответственным лицом за ненадлежащую эксплуатацию лифта в жилом доме по ул. Волочаевская, 188 в г.Хабаровске.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, он не является правообладателем жилого дома N 188 по ул.Волочаевской в г.Хабаровске. Фактические доказательства до делу собраны в ходе административного расследования, возбужденного в отношении ОАО "Славянка" относительно правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращенного в последующем.
В отзыве на кассационную жалобу Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края (правопреемник Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края) отклоняет доводы ФГКУ "Дальневосточник ТУИО", считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, соответствующими судебным актам, вынесенными судами общей юрисдикции.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Изучив материалы дел, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, жилищной инспекцией при проведении внеплановой проверки на основании обращения заместителя председателя по управлению Центральным округом администрации г.Хабаровска выявлены нарушения в содержании жилого дома по ул.Волочаевской, 188 в г.Хабаровске, техническое состояние которого не соответствует пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (отключены лифты как отработавшие нормативный срок эксплуатации с 15.12.2008).
На основании вышеизложенного в адрес балансодержателя - учреждения выдано предписание от 11.09.2012 N 3-605/47, в соответствии с которым последнему предложено в срок до 30.10.2012 обеспечить содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Не согласившись с данным предписанием, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из того, что учреждение на основании части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязано произвести замену или модернизацию лифтов. При этом судами установлено, что лифты находятся в состоянии, не допускающим их безопасную эксплуатацию с 2008 года (15.12.2008 - приостановлены 2 лифта, отработавшие свой нормативный срок). На момент окончания нормативного срока эксплуатации, истекшего в 2007 году, и на момент запрета его эксплуатации наймодателем жилых помещений являлось Федеральное государственное учреждение "Квартирно-эксплуатационное учреждение "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Хабаровская КЭЧ), правопреемником которой является ФГКУ "ДВТУИО" Министерства обороны Российской Федерации. Дом по ул.Волочаевской, 188 в г.Хабаровске принадлежит учреждению на праве оперативного управления в соответствии с пунктом 2.3 Устава учреждения.
Довод учреждения о том, что право оперативного управления не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем не имелось оснований для выдачи ему оспариваемого предписания, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку право оперативного управления возникло у Хабаровской КЭЧ до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе обеспечивать доступность пользования жилым помещением.
В силу пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, должен осуществляться при помощи лифта.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 12 Технического регламента о безопасности лифтов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 782 (далее - Технический регламент) не допускается эксплуатация лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 настоящего Технического регламента.
Согласно пункту 5 Технического регламента владельцем лифта является собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение).
Материалами дела подтверждается, что жилой дом N 188, расположенный по ул.Волочаевской в г.Хабаровске, отнесенный к специализированному жилищному фонду военных городков Министерства обороны Российской Федерации, и содержащийся первоначально Хабаровской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации (далее - Хабаровская КЭЧ), в настоящее время принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, в соответствии с пунктом 2.3 Устава ФБУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, утвержденного Министром обороны Российской Федерации от 14.11.2011.
Судами установлено, что замена лифтов в указанном выше доме подлежала осуществлению в 2007 году.
Судами дана оценка заключению экспертизы промышленной безопасности от 17.12.2007 N N 2007-12-126, 2007-12-127, проведенной ООО "Инженерный консультационный центр технической экспертизы лифтов"; рапортам начальника ДУ N1 Хабаровский КЭЧ района от 16.12.2007 N654, от 07.05.2009 N 333, которые подтверждают факт того, что обязанность по замене и модернизации лифтов возникла еще у ФГУ "Хабаровская КЭЧ района".
В связи с вышеизложенным, судами правомерно сделал вывод о том, что предписание выдано надлежащему лицу.
Следует отклонить довод кассационной жалобы о том, что доказательства, полученные в рамках административного дела, возбужденного в отношении ОАО "Славянка", не могут быть положены в основание распоряжения вынесенного в адрес учреждения.
Данный довод был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку, в соответствии с которой определение от 15.08.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам, предусмотренным статьей 7.22 КоАП РФ, было вынесено по факту нарушения лицами, ответственными за содержание спорного жилого дома по ул.Волочаевской, 188 в г.Хабаровске, в связи с коллективным обращением граждан, проживающих в указанном доме.
В ходе расследования установлено, что лицом, ответственным за ремонт лифтов, является наймодатель - учреждение, а не управляющая компания ОАО "Славянка", в адрес учреждения и было выдано оспариваемое в настоящем деле предписание.
Других доводов кассационная жалоба не содержит, в целом содержание кассационной жалобы свидетельствует о несогласии с оценкой обстоятельств дела, данной судами, направлено на их переоценку, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к полномочиям суда кассационной инстанции не относится.
Так как при подаче кассационной жалобы учреждению была представлена отсрочка по уплате государственной пошлины, кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, государственная пошлина подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А73-14734/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 1 000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Сумина |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.