г. Хабаровск |
|
02 сентября 2013 г. |
А51-3485/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: М.М.Саранцевой
Судей: С.Ю.Лесненко, А.А.Шведова
при участии
от администрации города Владивостока: Морошкин А.Н., представитель, доверенность от 03.12.2012 N 1-3/3769
от третьих лиц: от ФГБУ "Россельхозцентр" - Кобылкин Д.В., доверенность от 16.01.2013 N 75-2/13
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Владивостока
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013
по делу N А51-3485/2012
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.А.Левченко, в апелляционном суде судьи: Н.Н.Анисимова, А.В.Гончарова, Г.М.Грачёв
По заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
к администрации города Владивостока
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
о признании незаконным отказа в передаче имущества в федеральную собственность
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН 1092540004424, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пологая, 21) (далее - ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 20) (далее - Администрация) в передаче в федеральную собственность нежилых помещений общей площадью 79,8 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 7а, выраженного в письме от 30.12.2011 N 17192Д "О передаче имущества в федеральную собственность".
Заявление обосновано нарушением Администрацией положения пункта 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также прав и интересов Российской Федерации.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН 1042504382931, место нахождения: 690091, г. Владивосток, ул. Посьетская, 48) (далее - Управление Росреестра по Приморскому краю) и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (ОГРН 1077762014110, место нахождения: 107139, г. Москва, Орликов переулок, 1/11, стр. 1) (далее - Учреждение).
Решением суда от 24.07.2012 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного имущества в федеральную собственность.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 решение от 24.07.2012 отменено. Отказ Администрации от 30.12.2011 N 17192Д "О передаче имущества в федеральную собственность" признан незаконным как несоответствующий Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
При этом апелляционный суд исходил из того, что спорные помещения, занимаемые Учреждением, в силу закона относятся к федеральной собственности и необходимы для осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также из нарушения оспариваемым отказом положений Закона N 122-ФЗ, Закона N 131-ФЗ, прав и законных интересов Российской Федерации.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление от 08.05.2013 отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о неверном применении апелляционным судом положений Закона N 122-ФЗ в связи с отсутствием доказательств наделения ТУ Росимущества новыми полномочиями, ранее отнесенными к полномочиям органа местного самоуправления. Указывает на отсутствие доказательств использования спорных помещений Учреждением до 1991 года, а также волеизъявления органа местного самоуправления на передачу муниципального имущества в федеральную собственность.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит в удовлетворении жалобы отказать и оставить постановление от 08.05.2013 в силе. При этом ссылается на наличие доказательств использования спорных нежилых помещений Учреждением с 1983 года.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи, представители Администрации и Учреждения привели доводы, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на нее.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 09.12.1993 в реестр муниципальной собственности г. Владивостока внесено нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 7.
На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1), решения малого Владивостокского городского Совета от 25.03.1992 N 182 за муниципальным образованием город Владивосток на праве собственности зарегистрированы нежилые помещения в здании (лит.А), назначение нежилое, общая площадь 70 кв.м, этаж 2, номера на поэтажном плане 7-10 (II), адрес объекта Приморский край, г. Владивосток, ул. Уборевича,7а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.12.2010.
Указанные нежилые помещения с 1983 года занимало Учреждение (до реорганизации - Приморская краевая станция защиты растений). Впоследствии данные помещения находились в пользовании Учреждения на основании договоров аренды от 28.01.1995 N 2/179, от 02.02.1996, от 10.01.1997 N 2-179, от 11.02.1998 N 2/179, от 28.12.2001 и из владения Учреждения не выбывали.
Решением арбитражного суда Приморского края от 18.05.2007 по делу N А51-2648/05 24-93 по иску прокурора в защиту интересов Департамента имущественных отношений Приморского края и Управления Росимущества признан недействительным пункт 2 решения Думы г. Владивостока от 03.12.2004 N 35 "Об утверждении Программы приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2005 год" в редакции решения от 28.04.2005 N 57 "О внесении изменений и дополнений в приложение N 2 к решению Думы города Владивостока от 03.12.2004 N 35 "Об утверждении Программы приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2005 год" в части включения в Перечень приватизируемого муниципального имущества объектов недвижимости, в том числе спорного помещения (в части площади 79,8 кв.м), занимаемого Учреждением.
В соответствии с Законом N 131-ФЗ решением Думы г. Владивостока от 30.01.2008 утвержден Перечень муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность. В данный перечень включено спорное нежилое помещение.
Впоследствии письмом от 06.12.2011 N 07-17380 Управление Росимущества обратилось в Администрацию с просьбой вернуться к вопросу о передаче указанных нежилых помещений в собственность Российской Федерации.
Письмом от 30.12.2011 N 17192Д Администрация отказала в передаче в федеральную собственность нежилых помещений, сославшись на отсутствие доказательств перераспределения полномочий и наделения Учреждения новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления, а также сведений о наличии у Учреждения прав на указанные помещения в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ N 3020-1.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Росимущества в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд установил, что спорные нежилые помещения используются Учреждением с 1983 года, что подтверждается архивной копией приказа Производственного управления сельского хозяйства Приморского крайисполкома от 25.04.1983 N 179-1, архивной копией приказа Производственного управления сельского хозяйства Приморского крайисполкома от 17.06.1983 N 267-1, бухгалтерской отчетностью за 2003 год, копией отчета о наличии, движении основных фондов на 01.01.1984.
Установлено также, что в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Пунктом 3 части 8 статьи 85 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления до 1 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Апелляционным судом установлено, что спорные помещения, фактическим владельцем которых является Учреждение, предназначены для осуществления полномочий федерального государственного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, и используются в предусмотренных частью 11 Закона N 122-ФЗ целях по предметам ведения Российской Федерации.
Кроме того, апелляционным судом учтено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 18.05.2007 по делу N А51-2648/05 24-93, в котором принимали участие Управление Росимущества и Администрация, установлено, что помещения в части площади, фактически занимаемой Учреждением, подлежат безвозмездной передаче в федеральную собственность на основании пункта 8 статьи 85 Закона N 131-ФЗ, так как относятся к имуществу, необходимому для осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции.
Принимая во внимание вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Приморского края от 03.10.2012 по делу N А51-15635/2012, апелляционный суд пришел к правильному выводу о выражении органом местного самоуправления (Думой г.Владивостока) волеизъявления на передачу спорного имущества в федеральную собственность решением от 30.01.2008 N 19, которое является действующим.
В данном случае апелляционный суд, исходя из фактических обстоятельств дела, правомерно указал на то, что оспариваемый отказ Администрации является незаконным и нарушает права и интересы Российской Федерации, поскольку создает препятствия для завершения юридического оформления передачи имущества, включенного в Перечень объектов, подлежащих передаче в федеральную собственность, утвержденный решением Думы г.Владивостока от 30.01.2008 N 19.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении апелляционным судом положений Закона N 122-ФЗ подлежат отклонению судом кассационной инстанции, так как апелляционным судом установлено, что спорное имущество в соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, поскольку используется государственным учреждением, созданным для целей, относящихся к предметам ведения Российской Федерации. Указанное установлено также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 18.05.2007 по делу N А51-2648/05 24-93, которое обязательно в силу статьи 16 АПК РФ для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на территории Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии доказательств использования спорных помещений Учреждением до 1991 года, а также волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного имущества в федеральную собственность опровергаются материалами дела и установленным апелляционным судом обстоятельствами дела, поэтому также подлежат отклонению судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2013 по делу N А51-3485/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М.Саранцева |
Судьи |
С.Ю.Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.