г. Владивосток |
|
08 мая 2013 г. |
Дело N А51-3485/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, Г.М. Грачёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр",
апелляционное производство N 05АП-7392/2012, 05АП-7566/2012
на решение от 24.07.2012
судьи Е.А. Левченко
по делу N А51-3485/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540101744, ОГРН 1042504353210)
к администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955)
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (ИНН 7708652888, ОГРН 1077762014110), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108790, ОГРН 1042504382931)
о признании незаконным отказа в передаче имущества в федеральную собственность,
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае - Пономарева Т.П., представитель по доверенности от 25.04.2012;
т администрации г. Владивостока - Салыкова Л.В., представитель по доверенности от 03.12.2011 N 1-3/4636, сроком действия до 31.12.2013;
от ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр" - Кобылкин Д.В., представитель по доверенности от 16.01.2013, сроком действия до 31.12.2012;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - заявитель, Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация) в передаче нежилых помещений общей площадью 79,8 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 7а, выраженного в письме от 30.12.2011 N 17192Д "О передаче имущества в федеральную собственность".
Определениями суда от 02.03.2012 и от 15.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому (далее по тексту - третье лицо, Росреестр) и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (далее по тексту - третье лицо, учреждение, ФГБУ "Россельхозцентр").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.07.2012 в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Росимущество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, решение суда считает незаконным и необоснованным. По мнению заявителя, вывод суда об отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления для передачи имущества сделан без учета вступившего в законную силу решения суда от 18.05.2007 по делу N А51-2648/05-24-93, которым было установлено, что помещения площадью 79,8 кв.м по ул. Уборевича, 7, занимаемые учреждением, подлежат безвозмездной передаче в федеральную собственность. Кроме того, волеизъявление администрации на передачу спорного имущества было выражено в решении Думы г. Владивостока от 30.01.2008 N 19 "Об утверждении Перечня имущества, передаваемого в федеральную собственность".
В дополнительных пояснениях заявитель сослался на вступившее в законную силу решение суда по делу N А51-15635/2012, которым признано незаконным решение Думы г. Владивостока от 07.06.2012 N 869 "О признании утратившим силу решения Думы г. Владивостока от 30.01.2008 N 19 "Об утверждении перечня муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность". На основании изложенных в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях доводов Росимущество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считая решение суда незаконным, ФГБУ "Россельхозцентр" также подало в Пятый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу. По мнению третьего лица, суд первой инстанции не учел, что согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к указанному Постановлению, независимо от того, на чьём балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности. Соответственно, спорные помещения, по мнению учреждения, были включены в реестр муниципальной собственности без достаточных тому оснований. Третье лицо также ссылается на решение суда от 18.05.2007 по делу N А51-2648/2005-24-93, во исполнение которого решением Думы г. Владивостока от 30.01.2008 N 19 был утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность. Указанные обстоятельства, по мнению ФГБУ "Россельхозцентр", опровергают вывод суда об отсутствии волеизъявления администрации на передачу имущества в федеральную собственность, в связи с чем просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования.
Представитель администрации возражал против доводов апелляционных жалоб, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В связи с неявкой надлежащим образом извещенного Росреестра судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционные жалобы без его участия.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
09.12.1993 в реестр муниципальной собственности г. Владивостока было внесено нежилое помещение, расположенное в г. Владивостоке по ул. Уборевича, 7, что отражено в выписке из реестра от 29.08.2005.
Решением суда от 18.05.2007 по делу N А51-2648/05 24-93 по иску прокурора в защиту интересов Департамента имущественных отношений Приморского края и Росимущества был признан недействительным пункт 2 решения Думы г. Владивостока от 03.12.2004 N 35 "Об утверждении Программы приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке" в редакции решения N 57 от 28.0.2005 "О внесении изменений и дополнений в приложение N 2 к решению Думы города Владивостока от 03.12.2004 N 35 "Об утверждении Программы приватизации муниципального имущества в городе Владивостоке на 2005 год" в части включения в Перечень приватизируемого муниципального имущества в г. Владивостоке объектов недвижимости, в том числе перечисленного в пункте 2.74 (в части площади 79,8 кв.м).
С учетом указанного судебного акта решением Думы г. Владивостока от 30.01.2008 N 19 утвержден Перечень муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность. В данный перечень вошло нежилое помещение площадью 79,8 кв.м, расположенное на 2-м этаже здания по ул. Уборевича, 7-а.
02.12.2010 администрацией было зарегистрировано право муниципального образования город Владивосток на нежилые помещения в здании (лит. А), назначение нежилое, общая площадь 70 кв.м (уточненная), этаж 2, номера на поэтажном плане 7-10, адрес объекта г. Владивосток, ул. Уборевича, 7а, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством от 02.12.2010 серия 25-АБ N 492552.
06.12.2011 Росимущество обратилось в администрацию с заявлением о необходимости вернуться к вопросу о передаче в федеральную собственность нежилых помещений общей площадью 79,8 кв.м, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Уборевича, 7а, и представить пакет документов, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, поскольку спорные помещения с 1983 года по настоящее время используются ФГБУ "Россельхозцентр", а потому в соответствии с пунктом 5 главы 2 Приложения к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 подлежат передаче в федеральную собственность.
Администрация письмом от 30.12.2011 N 1792Д отказала в передаче спорных нежилых помещений в федеральную собственность, сославшись на отсутствие доказательств перераспределения полномочий и наделения ФГБУ "Россельхозцентр" новыми полномочиями, ранее относившимися к полномочиям органов местного самоуправления.
Не согласившись с данным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономических отношений, Росимущество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу об отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления на безвозмездную передачу имущества в федеральную собственность.
Между тем, коллегия признает данный вывод суда ошибочным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, поскольку судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее по тексту - Постановление N 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В разделе 2 "Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач" указанного Приложения названы предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
Статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) установлены основные признаки, в силу которых имущество может находиться в федеральной собственности, а также порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, в федеральную собственность и наоборот.
Так, по правилам пункта 11 указанной статьи в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в государственную собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что нежилые помещения, расположенные на 2-м этаже здания по ул. Уборевича, 7а в г. Владивосток, используются учреждением с 1983 года, что подтверждается архивной копией приказа Производственного управления сельского хозяйства Приморского крайисполкома от 25.04.1983 N 179-1, архивной копией приказа Производственного управления сельского хозяйства Приморского крайисполкома от 17.06.1983 N 267-1, бухгалтерской отчетностью за 2003 год.
Кроме того, нежилые помещения, расположенные на 2-м этаже здания по ул. Уборевича, 7а, заняты ФГБУ "Россельхозцентр" (ранее - Приморская краевая станция защиты растений) на основании договоров аренды от 28.01.1995 N 2/179, от 02.02.1996, от 10.01.1997 N 2/179, от 11.02.1998 N 2/179, от 28.12.2001. Площадь занимаемых учреждением помещений согласно материалам последней технической инвентаризации составляет 70,0 кв.м (технический паспорт по состоянию на 29.06.2011). Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда от 03.10.2012 по делу N А51-15635/2012 и в силу части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат повторному исследованию и доказыванию.
Соответственно, именно ФГБУ "Россельхозцентр" является фактическим владельцем нежилых помещений, расположенных на 2 этаже здания по ул. Уборевича, 7а в г. Владивосток, которые из его владения не выбывали.
Учитывая, что спорные помещения предназначены для осуществления полномочий федерального государственного учреждения и необходимы для обеспечения его деятельности, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что у Росимущества имелись основания для обращения в администрацию с заявлением о безвозмездной передаче спорных нежилых помещений в федеральную собственность.
Делая указанный вывод, судебная коллегия учитывает, что решением Арбитражного суда Приморского края от 18.05.2007 по делу N А51-2648/2005-24-93, которое является обязательным к исполнению как для Росимущества, так и для Думы г. Владивостока и администрации, принимавшими участие в рассмотрении указанного дела, установлено, что помещения в части площади, которую фактически занимает ФГБУ "Россельхозцентр", подлежат безвозмездной передаче в федеральную собственность на основании пункта 8 статьи 85 Закона N 131-ФЗ, так как относятся к имуществу, необходимому для осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции.
Следовательно, отказ администрации, изложенный в письме от 30.12.2011 N 17192Д, не соответствует Закону N122-ФЗ, Закону N131-ФЗ и Постановлению N3020-1.
Указание администрации на то, что для принятия решения о безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность необходимо представить, в том числе, предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в федеральную собственность, что в спорной ситуации отсутствовало, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Действительно, положения пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
Указанные выводы соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 07.12.2006 N 542-О.
По правилам пункта 4 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственность в собственность субъекта российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" предложения муниципального образования о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным органом местного самоуправления соответственно. При этом передача имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, не указанного в предложении, не допускается.
Как видно из материалов и установлено вступившим в законную силу решением суда от 03.10.2012 по делу N А51-15635/2012, решением Думы г. Владивостока от 30.01.2008 N 19 был утвержден Перечень муниципального имущества, передаваемого в федеральную собственность, в который вошли спорные нежилые помещения площадью 79,8 кв.м, расположенные на 2-м этаже здания по ул. Уборевича, 7-а.
Принимая во внимание изложенное, коллегия считает, что орган местного самоуправления выразил волеизъявление на передачу спорного имущества в федеральную собственность решением от 30.01.2008 N 19, которое по настоящее время с учетом выводов, изложенных в судебном акте по делу N А51-15365/2012, является действующим.
Довод администрации о том, что зарегистрированное право муниципальной собственности на спорные помещения в настоящее время является предметом судебного разбирательства в деле N А51-2787/2012, в связи с чем рассмотрение данного спора по существу является преждевременным, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку наличие судебного спора о праве между Росимуществом и администрацией не препятствует рассмотрению требований о незаконности отказа администрации в передаче спорного имущества в федеральную собственность, заявленных в порядке главы 24 АПК РФ.
Делая указанный вывод, судебная коллегия учитывает, что избранный Росимуществом способ защиты нарушенного в виде оспаривания решения органа, осуществляющего публичные полномочия, не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса РФ, которой установлено, что защита гражданских прав осуществляется как перечисленными в ней способами, так и иными способами, предусмотренными законом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ администрации является незаконным и нарушает права и законные интересы Росимущества, поскольку создает препятствия для завершения юридического оформления передачи имущества, включенного в перечень объектов, подлежащих передаче в федеральную собственность, утвержденный решением Думы г. Владивостока от 30.01.2008 N 19.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Росимуществом требований.
Соответственно, апелляционные жалобы заявителя и третьего лица подлежат удовлетворению.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб понесенные ФГБУ "Россельхозцентр" судебные расходы по оплате госпошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на администрацию.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.07.2012 по делу N А51-3485/2012 отменить.
Признать незаконным отказ Администрации г. Владивостока от 30.12.2011 N 17192Д "О передаче имущества в федеральную собственность" как несоответствующий Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений в дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Взыскать с Администрации г. Владивостока в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" судебные расходы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3485/2012
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
Ответчик: Администрация г. Владивостока
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГБУ "Россельхозцентр" филиал по Приморскому краю, ФГБУ "Российский селькохозяйственный центр"