г. Хабаровск |
|
16 сентября 2013 г. |
А04-7582/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
при участии:
от истца: Бегеева А.Б., доверенность от 07.05.2013 б/н (до перерыва)
от ответчика: представитель не явился
от третьих лиц: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Зейского муниципального района Амурской области
на решение от 08.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013
по делу N А04-7582/2012 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Косарева О.П., в апелляционном суде судьи Тихоненко А.А., Волкова М.О., Дроздова В.Г.
По иску негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск" открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к администрации Зейского муниципального района Амурской области
третьи лица: Финансовое управление администрации Зейского муниципального района, Министерство здравоохранения Амурской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области, закрытое акционерное общество страховая группа "Спасские ворота", открытое акционерное общество "Дальмедстрах"
о взыскании 2 408 287 руб. 10 коп.
Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Февральск" открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - учреждение, ОГРН 1042800143638, место нахождения: 676572, Амурская область, Селемджинский район, пгт. Февральск, ул. Саянская, 8) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Зейского муниципального района Амурской области (далее - администрация, ОГРН 1022800927247, место нахождения: 676243, Амурская область, г. Зея, ул. Народная, 28) о взыскании стоимости фактически оказанных медицинских услуг населению Зейского муниципального района в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы (далее Территориальная программа) в размере 2 408 347 руб. 17 коп., включая 157 144 руб. 08 коп. за 2011 год, 2 251 203 руб. 09 коп. - за 2012 год (с учетом изменения размера исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации Зейского муниципального района, Министерство здравоохранения Амурской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области, закрытое акционерное общество страховая группа "Спасские ворота", открытое акционерное общество "Дальмедстрах".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.02.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013, иск удовлетворен: с администрации за счет средств казны муниципального образования Зейский район Амурской области в пользу учреждения взыскано 2 408 347 руб. 17 коп., составляющих стоимость фактически оказанных медицинских услуг населению Зейского района, в том числе за 2011 год - 157 144 руб. 08 коп., за 2012 год - 2 251 203 руб. 09 коп.
В кассационной жалобе администрация Зейского района просит решение от 08.02.2013 и постановление от 27.05.2013 отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что в 2011 году медицинские услуги оказывались учреждением населению Зейского района на основании муниципальных контрактов от 07.02.2011 N N 5, 6 и оплачены администрацией полностью. Оказание учреждением медицинских услуг населению сверх согласованной в контрактах суммы не может служить основанием для взыскания денежных средств с администрации, так как это противоречит части 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Суды, кроме того, не приняли во внимание, что в расчет суммы иска за 2011 год учреждение включило оплату медицинских услуг, оказанных жителям трех сел Зейского района, которые не включены в условия муниципальных контрактов. Суды оставили без внимания и тот факт, что с 2012 года в соответствии с изменениями в статью 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, которое в силу Закона Амурской области от 13.10.2011 N 531-ОЗ передано Зейскому муниципальному району вместе с необходимым финансированием. В связи с изменением порядка финансирования медицинских услуг населению и изменением структуры медицинских организаций района в 2012 году муниципальные контракты с истцом не заключались. Исходя из этого, администрация считает, что у неё отсутствует обязанность возмещать учреждению стоимость медицинских услуг, в отношении которых муниципальный контракт не заключался. Судами нарушены нормы бюджетного законодательства и Закон Амурской области N 531-ОЗ. Кроме того, суды не приняли во внимание доводы администрации о том, что более 30 % граждан, включенных в реестр за 2011 год, являются работниками ОАО "РЖД", а медицинские услуги смотрового кабинета не входят в Территориальную программу и оказываются на платной основе.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение считает доводы администрации необоснованными, а принятые по делу судебные акты - не подлежащими отмене.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области в своем отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы администрации и также считает судебные акты принятыми с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители администрации, а также третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились. От администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие её представителя.
Представитель учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы и дополнительно пояснил, что судебные акты по делу исполнены, администрации оплатила учреждению спорную сумму.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ с 03.09.2013 до 15 час. 40 мин. 10.09.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в сети Интернет.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на неё, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что обжалуемые судебные акты следует оставить в силе.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, 07.02.2011 между администрацией Зейского района (заказчик) и НУЗ "Узловая больница на станции Февральск" (исполнитель), которое находится на территории Селемджинского района Амурской области, заключены муниципальные контракты N 5 и N 6 на оказание медицинской помощи населению Зейского района в 2011 году.
Предметом муниципального контракта N 5 являлось оказание стационарной медицинской помощи, а предметом муниципального контракта N 6 - оказание амбулаторно-поликлинической помощи населению поселков Верхнезейск, Огорон, Тунгала, Бомнак, Горный, Хвойный, Дугда Зейского района, в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период, по диспансерному наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
В течение 2011 года учреждение оказало населению Зейского района предусмотренные в контрактах услуги на сумму 1 165 227 руб. 50 коп., которая оплачена администрацией полностью.
Спор возник в связи с тем, что в 2011 году учреждение в рамках Территориальной программы оказало медицинские услуги населению Зейского района сверх суммы, указанной в муниципальных контрактах от 07.02.2011 N 5 и N 6, а в 2012 году оказывало такие услуги тому же населению в отсутствие заключенного с администрацией контракта.
Исследовав представленные в дело доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных учреждением требований.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" провозглашены основные принципы охраны здоровья, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно статье 10 этого же Федерального закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в числе прочего, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с данным законом; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу пункта 12 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов относилась к вопросам местного значения муниципального района.
С 01.01.2012 к вопросам местного значения муниципального района относится лишь создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании").
Ранее существовавшее полномочие муниципального района с 01.01.2012 отнесено к государственным полномочиям субъекта Российской Федерации, который может передавать это полномочие органам местного самоуправления в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ принят Закон Амурской области от 13.10.2011 N 531-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований области государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи", согласно которому Зейскому муниципальному району с 01.01.2012 переданы государственные полномочия по организации медицинской помощи населению Зейского района.
Указанная передача полномочий сопровождалась выделением муниципальному району субвенций в 2012 году на сумму 85 192 584 руб. 22 коп., которые администрация полностью перечислила МБУЗ "Центральная больница г. Зея и Зейского района им. Б.Е.Смирнова" (по окончании 2012 года остаток неизрасходованных средств составил 20 158 720 руб. 24 коп.).
В 2012 году администрация Зейского района не заключала муниципальный контракт с истцом.
Тем не менее, как установили суды, истец в рамках Территориальной программы оказывал медицинские услуги населению Зейского района, которое обращалось в учреждение за медицинской помощью, как в 2011 году, когда действовали муниципальные контракты, так и в 2012 году - при отсутствии муниципального контракта.
Факт оказания услуг учреждением населению Зейского района и стоимость этих услуг подтверждаются представленными в дело реестрами на оказание амбулаторно-поликлинической помощи, реестрами на оказание услуг в круглосуточном стационаре, отчетами об оказании медицинских услуг населению Зейского района, сводами расчетов по оказанным медицинским услугам населению Зейского района в 2011-2012 годах.
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку доказательствам в их подтверждение и правильно применяя при этом нормы материального права, суды пришли к выводу об обоснованности требований истца.
В отношении требования о взыскании спорной суммы за 2011 год суды правильно указали, что в силу норм Федерального закона N 131-ФЗ организация медицинской помощи на территории Зейского района в 2011 году являлась обязанностью муниципального образования, которая влекла за собой соответствующее расходное обязательство. И хотя спорная сумма выходит за рамки цены муниципальных контрактов от 07.02.2011 N 5 и N 6, однако федеральное законодательство не ставит возможность оказания лечебным учреждением гражданину бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи в зависимость от запланированного объема и финансирования таких услуг и гарантирует ее оказание гражданам. В связи с этим суды правомерно указали на обязанность администрации возместить учреждению стоимость медицинских услуг, фактически оказанных населению Зейского района в 2011 году в рамках Территориальной программы.
В этой связи отклоняются доводы кассационной жалобы администрации о том, что спорная сумма за 2011 год выходит за пределы муниципальных контрактов, поэтому не может быть взыскана.
Удовлетворяя иск в части взыскания спорной суммы за медицинские услуги, фактически оказанные в 2012 году, суды, несмотря на отсутствие заключенного между сторонами муниципального контракта, учитывали следующие обстоятельства.
Учреждение оказывало медицинские услуги населению Зейского района, которое обращалось к нему за медицинской помощью.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 323-ФЗ учреждение не вправе отказать в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, поскольку, как следует из материалов дела, является медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы.
В 2012 году администрация Зейского района получила субвенцию из бюджета Амурской области на осуществление государственных полномочий в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи на сумму 85 192 584 руб. 22 коп., из которых неизрасходованными на конец 2012 года остались 20 158 720 руб. 24 коп.
Совокупность перечисленных обстоятельств, включая факт оказания учреждением медицинской помощи населению Зейского района и наличие у администрации Зейского района целевых бюджетных средств на оплату медицинской помощи в рамках Территориальной программы, послужила основанием для вывода судов о том, что учреждение, доказавшее факт оказания медицинской помощи населению Зейского района в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2012 год, имеет право требовать возмещения ему стоимости оказанных медицинских услуг, а администрация, являющаяся распорядителем субвенции из бюджета Амурской области на эти цели, обязана эти услуги оплатить, несмотря на отсутствие муниципального контракта.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам права.
Расчеты истца по сумме иска, а также представленные в их обоснование реестры на оказание амбулаторно-поликлинической помощи, реестры на оказание услуг в круглосуточном стационаре в рамках Территориальной программы, отчеты об оказании медицинских услуг населению Зейского района судами проверены и признаны правильными.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание вступившие в силу с 01.01.2012 изменения Федерального закона N 131-ФЗ, изменения порядка финансирования медицинских услуг, изменения в структуре медицинских организаций г. Зеи и Зейского района, не учли Закон Амурской области N 531-ОЗ, опровергаются содержанием судебных актов, поэтому во внимание не принимаются.
Его же доводы о том, что более 30 % граждан, включенных в реестр за 2011 год, являются работниками ОАО "РЖД", не влияют на правильность принятых судебных актов. Наличие у пациентов учреждения трудовых отношений с ОАО "РЖД" не свидетельствует о том, что в силу этого обстоятельства на пациентов как на жителей Зейского района не распространяется территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Доводы кассационной жалобы относительного услуг смотрового кабинета, которые, по мнению ответчика, не входят в Территориальную программу и оказываются на платной основе, были предметом исследования и оценки судов и обоснованно отклонены ими как противоречащие нормам права.
Доводы кассационной жалобы по сути касаются доказательственной стороны спора, сводятся к оспариванию выводов судов об обстоятельствах дела и направлены на изменение оценки доказательств, данной судами, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, судами обеих инстанций не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.02.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А04-7582/2012 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Карпушина |
Судьи |
М.М. Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.