г. Хабаровск |
|
08 октября 2013 г. |
А51-28085/2012 |
Резолютивная часть постановления от 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Новиковой С.Н.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
на решение от 25.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013
по делу N А51-28085/2012 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Мангер Т.Е., в апелляционном суде судьи: Анисимова Н.Н., Гуцалюк С.В., Еремеева О.Ю.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западное"
к администрации г.Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западное" (ОГРН 1102540006690, место нахождения: 690065, Приморский край, г.Владивосток, ул.Саратовская, 10-5) (далее - общество "Северо-Западное") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации г.Владивостока (ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690950, Приморский край, г.Владивосток, Океанский проспект, 20) (далее - администрация) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенном в письме от 08.10.2012 N 34695/1У и об обязании в месячный срок утвердить и выдать обществу схему расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 220 кв.м, расположенного в г.Владивостоке по ул.Интернациональная, 65 для целей, не связанных со строительством - для размещения центра предоставления услуг.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока (ОГРН 1092536003812, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, Партизанский проспект, 20) (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013, заявленные обществом "Северо-Западное" требования удовлетворены. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал управление в месячный срок с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать обществу схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В кассационной жалобе администрация и управление просят указанные решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судами норм материального права, в том числе пункта 9 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 и статьи 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 N 462. Заявители жалобы полагают, что материалами дела подтверждена невозможность размещения на испрашиваемом земельном участке объекта общества, ввиду нахождения на нем кабеля электроснабжения и непримыкания земельного участка к красным линиям улиц и дорог всех типов, что исключает удовлетворение требований общества.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.05.2012 общество "Северо-Западное" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка общей площадью 220 кв.м, расположенного в г.Владивостоке в районе ул.Интернациональная, 65, для целей, не связанных со строительством - под размещение центра предоставления услуг. 04.07.2012 департамент направил указанное заявление с пакетом документов в администрацию для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 08.10.2012 N 34695/1У администрация отказала обществу в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, вернув документы заявителю. В качестве правового основания отказа орган местного самоуправления указал на частичное расположение спорного земельного участка в охранной зоне инженерных сетей, в связи с чем размещение на нем центра предоставления услуг может нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, а также воспрепятствовать доступу к таким объектам организаций, эксплуатирующих сети.
Не согласившись с указанным отказом, общество "Северо-Западное" в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован нормами статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение данной нормы права Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила), согласно пункту 2 которых в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с пунктом 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
В силу подпункта б пункта 9 этих же Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается: размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Принимая во внимание указанные правовые нормы, арбитражные суды правомерно указали, что расположение спорного земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций (подземный кабель электроснабжения напряжением 6 000 вольт), при отсутствии доказательств нахождения на участке охранной зоны воздушных линий электропередач напряжением свыше 1 000 вольт, не препятствует предоставлению данного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством. При этом судебными инстанциями учтено, что испрашиваемый земельный участок был спланирован с учетом территориального зонирования.
Более того, как верно отмечено арбитражными судами, утверждение обществу "Северо-Западное" схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том, или ином праве и не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления данному лицу земельного участка; нормами статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены полномочия органа местного самоуправления оценивать возможность предоставления испрашиваемого участка при рассмотрении обращения органа государственной власти об утверждении схемы его расположения, поскольку вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка разрешается органом, уполномоченным по распоряжению земельными участками на территории г.Владивостока - департаментом после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в определенном законом порядке и при наличии установленных администрацией ограничений, отраженных в утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Учитывая, что оспариваемый отказ администрации, оформленный письмом от 08.10.2012 N 34695/1У не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества "Северо-Западное" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды первой и апелляционной инстанций, при наличии доказанности обществом совокупности условий, предусмотренных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворили заявленные требования, обязав управление утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 указанного Кодекса.
Довод заявителей в кассационной жалобе о том, что утверждение и выдача обществу схемы расположения спорного земельного участка будет противоречить пункту 9 Правил, ввиду нахождения на таком участке подземного кабеля электроснабжения, являлся предметом исследования судов и получил надлежащую правовую оценку как несоответствующий положениям земельного законодательства, в частности нормам статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Утверждения заявителей жалобы о невозможности размещения на испрашиваемом участке объекта общества, ввиду непримыкания спорного земельного участка к красным линиям улиц и дорог всех типов в данной зоне застройки Ж-3, со ссылкой на статью 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 N 462, отклоняются судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием вынесения оспариваемого отказа.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что до утверждения схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или карте территории, которая должна содержать в себе информацию, в том числе и о красных линиях и территориях общего пользования, указанный довод по сути является преждевременным, поскольку при утверждении схемы расположения участка уполномоченный орган имеет возможность скорректировать размещение испрашиваемого земельного участка.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела, и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.03.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2013 по делу N А51-28085/2012 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.