г. Хабаровск |
|
25 октября 2013 г. |
А24-246/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Цирулик О.В.
при участии
от истца: представитель не явился;
от ответчика: Левченко Е.В., представитель по доверенности от 03.09.2013 N 01;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ноктюрн"
на решение от 29.04.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013
по делу N А24-246/2013 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никулин Д.А., в апелляционном суде судьи: Култышев С.Б., Аппакова Т.А., Ветошкевич А.В.
По иску Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа
к обществу с ограниченной ответственностью "Ноктюрн"
о взыскании 654 350 руб. 94 коп.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 22.10.2013 до 14 часов 40 минут 24.10.2013.
Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1094101003710, место нахождения: 683000, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Советская, 22; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ноктюрн" (ОГРН 1024101032636, место нахождения: 683049, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Циолковского, 9/2-10; далее - общество) о взыскании 654 350 руб. 94 коп. задолженности по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 31.05.2005 N 2716, образовавшейся за период с 01.08.2011 по 31.12.2012.
Решением от 29.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о неправильном применении судами норм материального права и нарушении норм процессуального права. Полагает, что нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие вопрос размера арендных платежей, по смыслу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются законом, в связи с чем у судов не имелось оснований для удовлетворения иска. Кроме того, считает, что материалами дела не подтверждено наличие у департамента полномочий на обращение в суд за взысканием денежных средств с ответчика.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонил, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме, дав по ним соответствующие пояснения.
Истец, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своего представителя в суд не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает правовых оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Градоначальника г.Петропавловска-Камчатского от 21.02.2005 N 141 между Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений (арендодатель) и ООО "Ноктюрн" (арендатор) был заключен договор от 31.05.2005 N 2716 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 0,3668 га с кадастровым номером 41:01:01 0122:0265, расположенного по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул.Партизанская, 58, из категории земель: земли поселений, в целях эксплуатации банно-прачечного комбината и здания бойлерной на срок до 21.02.2017. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Нежилое здание банно-прачечного комбината принадлежит обществу на праве собственности, о чем 23.11.2004 внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Порядок и размер внесения арендной платы установлен в разделе 4 договора, согласно которому арендатор обязуется вносить ежегодную арендную плату; размер ежегодной арендной платы определяется протоколом; протокол составляется и подписывается сторонами ежегодно и является неотъемлемой частью договора. Независимо от срока изменения арендной платы, размер арендной платы пересматривается досрочно по требованию одной из сторон, в том числе в случаях изменения устанавливаемых централизовано ставок земельного налога, в соответствии с изменением индексации в порядке, устанавливаемом администрацией Камчатской области, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами. Арендная плата вносится ежеквартально равными частями не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября.
Факт передачи земельного участка от арендодателя к арендатору, в отсутствие оформленного акта приема - передачи, ответчиком не оспаривается.
В период пользования земельным участком с 01.08.2011 по 31.12.2012 расчет арендной платы производился департаментом на основании постановления Правительства Камчатского края от 27.02.2009 N 96-П, которым установлен порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и на которых расположены здания, строения, сооружения, а так же предоставленных для целей не связанных со строительством.
Письмом от 14.11.2012 N 08-01-12/475/12 департамент направил в адрес общества предупреждение о задолженности по арендной плате в спорный период.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение денежного обязательства по договору аренды, департамент обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно кадастровому паспорту спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, при этом государственная собственность на него не разграничена. В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" его распоряжение осуществляется органами местного самоуправления, районов, городских округов.
Как установлено судом первой инстанции департамент, как орган администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, учрежденный с целью организации деятельности по решению вопросов в сфере архитектуры, градостроительства и земельных отношений, и являющийся в силу постановления от 11.03.2010 N 666 правопреемником Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа по договорам аренды земельных участков, является уполномоченным органом по распоряжению названным земельным участком, в том числе в части требования по взысканию задолженности по договору аренды от 31.05.2005 N 2716.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление N 582 (действующее с 04.08.2009, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697, действующих с 01.09.2011), которым установлены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой, учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, основные принципы определения арендной платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Из пунктов 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) также следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Договор аренды земельного участка от 31.05.2005 N 2716 был заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определен не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, по его условиям арендная плата определяется протоколом в размере не менее базовых ставок, установленных действующими нормативными актами. В этой связи, как верно указали суды, к спорному договору подлежит применению регулируемая арендная плата, определяемая на основании действующего постановления публичного органа от 27.02.2009 N 96-П, с учетом внесенных в него изменений, и дополнительного изменения договора не требуется.
Исходя из приведенных норм права, правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и условий договора аренды, суды пришли к правильному выводу о применении при расчете размера арендной платы, подлежащей взысканию с ответчика, нормативных правовых актов, действующих в период образования задолженности.
Доводы ответчика о неправильном определении судами размера арендной платы на основании постановления Правительства Камчатского края от 27.02.2009 N 96-П с учетом внесенных в него изменений отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм материального права. Как верно указали судебные инстанции, изменение размера арендной платы происходит автоматически с момента вступления в законную силу нормативно-правового акта, регламентирующего порядок, сроки, размер арендных платежей, и не требует изменения договора аренды.
Утверждение заявителя жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих правомерность обращения департамента с настоящим иском, противоречит пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и установленным судом обстоятельствам относительно наличия у департамента полномочий в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Ссылка ответчика на нарушение судом первой инстанции положений части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду отсутствия в резолютивной части судебного акта сведений об удовлетворении или отказе в удовлетворении иска не нашла своего подтверждения. Так решением суда с ответчика в пользу истца взыскано 654 350 руб. 94 коп. долга, то есть иск удовлетворен в полном объеме.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного дела, и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.04.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А24-246/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.