г. Хабаровск |
|
30 октября 2013 г. |
А73-1679/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: Г.А.Суминой, О.Н.Трофимовой
при участии:
от заявителя: закрытого акционерного общества "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" - Азарнина И.В., представитель по доверенности от 08.11.2011 б/н; Азарнин С.А., представитель по доверенности 08.11.2011 б/н;
от управления лесами Хабаровского края - Вахнин А.В., представитель по доверенности от 25.03.2013 N 09/83; Избаш А.А., представитель по доверенности от 09.07.2013 N 09/97;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу управления лесами Хабаровского края
на решение от 22.04.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013
по делу N А73-1679/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д. Манник; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г. Харьковская, Т.Д. Пескова, Е.В. Гричановская
по заявлению закрытого акционерного общества "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг"
к управлению лесами Хабаровского края
о признании незаконными действий
Арбитражный суд Хабаровского края решением от 22.04.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013, удовлетворил требования закрытого акционерного общества "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" (ОГРН 1062721039655; ИНН 2721135720, далее - общество, корпорация), признав незаконным решение Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053, далее - уполномоченный орган, Управление лесами) о возврате документов, представленных на государственную экспертизу проекта освоения лесов лесного участка площадью 55450 га, переданного в аренду ЗАО ФК "Харон-Холдинг", изложенное в письме от 24.10.2012 N 02-11/8180.
Этим же решением суд обязал Управление лесами Правительства Хабаровского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" путем оформления и выдачи положительного экспертного заключения по проекту освоения лесов лесного участка площадью 55450 га, переданного в аренду.
В кассационной жалобе Управление лесами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, предлагает указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что при разрешении спора по настоящему делу суды нарушили требование статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку, принимая в качестве преюдициального факта решение по делу N А73-12836/2011 о признании недействительными заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов и утвердивших их приказов Управления лесами от 27.07.2011 N 310П и от 02.09.2011 N 365П, суды не учли, что в предмет доказывания по указанному делу не входило установление обстоятельств, связанных с
качеством представленного проекта освоения лесов, и не было установлено, что проект освоения заслуживает только положительного заключения государственной экспертизы. Кроме того, указанным решением суда Управление лесами не обязывалось выдать положительное заключение или провести повторную экспертизу.
Следовательно, выводы судов о том, что Управление было обязано вновь провести государственную экспертизу и выдать положительное заключение, являются несостоятельными.
Заявитель жалобы считает, что в законодательном порядке суды не наделены правом на решение вопроса о соответствии либо несоответствии проекта ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, Порядку государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, поскольку к компетенции суда относится проверка соответствия ненормативного акта, принятого государственным органом, действующему законодательству.
В отзыве на жалобу ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг" предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу был объявлен перерыв до 23.10.2013 до 16 часов 20 минут.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты подлежащими изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Во исполнение статьи 89 ЛК РФ приказом Минприроды России от 14.05.2007 N 125 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок государственной экспертизы).
На территории Хабаровского края функция по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на основании пункта 3.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр, возложена на управление лесами Правительства Хабаровского края.
Порядком государственной экспертизы, действовавшем в 2011 году, установлены следующие обязательные требования к проведению государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Положительное заключение экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта РФ, законодательству РФ.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта РФ, законодательству РФ и должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Порядок государственной экспертизы N 125 утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 10.02.2012 N 33.
Приказом Рослесхоза России от 22.12.2011 N 545 утвержден новый Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, который введен в действие 29.04.2012 и по существу (по наполнению правовых норм и их нумерации) не отличается и дублирует те же обязательные требования к проведению экспертизы, что и предыдущий приказ Минприроды России от 14.05.2007 N 125.
Как видно из материалов дела, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и обществом (арендатор) 19.01.2011 заключен договор N 0776/2011 аренды лесного участка площадью 55450 га, расположенный на территории Кур-Урмийского лесничества, сроком на 25 лет для заготовки древесины.
Согласно подпункту "в" пункта 11 договора аренды на арендатора возложена обязанность по разработке и предоставлению арендодателю проекта освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2012 по делу N А73-12836/2011, вступившим в законную силу 07.06.2012, установлено, что такой проект освоения лесов обществом предоставлен в уполномоченный орган 04.07.2011, экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов выданы два отрицательных заключения.
Этим же решением суда приказы уполномоченного органа от 27.07.2011 N 310П, от 02.09.2011 N 365П и отрицательные заключения государственной экспертной комиссии от 27.07.2011, от 02.09.2011 признаны недействительными.
При разрешении спора по настоящему делу судами установлено, что согласно письму от 24.10.2012 N 02-11/8180 уполномоченный орган возвратил обществу проекты освоения лесов на лесном участке (первоначальный и после доработки) в связи с несоответствием материалов действующему законодательству - заявление подано не по форме приложения N 2 к Административному регламенту, утвержденному постановлением Губернатора Хабаровского края от 19.07.2012 N 73 (далее - Административный регламент N73).
Судом установлено, что указанное письмо фактически отправлено обществу 29.11.2012 и получено им 03.12.2012.
Кроме того, суды пришли к выводу, что Административный регламент N 73 распространяется лишь на правоотношения, возникшие после введения его в действие (с 23.08.2012), а в пункте 2.8 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги и возвращении документов, где не указано на возможность отказа в предоставлении государственной услуги и возвращения документов, которые были представлены заявителем еще до принятия данного регламента (04.07.2011, 08.08.2011).
Приказом Минприроды России от 14.05.2007 N 125, приказом Рослесхоза России от 22.12.2011 N 545 также не предусмотрены случаи возвращения документов без проведения государственной экспертизы в связи с изменением законодательства.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что возвратив обществу письмом от 24.10.2012 N 02-11/8180 находящиеся у Управления лесами материалы по проекту освоения лесов, государственный орган нарушил обязательные требования к проведению государственной экспертизы, установленные приказом Минприроды России от 14.05.2007 N 125 и Приказом Рослесхоза России от 22.12.2011 N545.
Кроме того, оспариваемое решение Управления лесами о возврате материалов по проекту освоения лесов одновременно нарушает права ЗАО ФК "Харон-Холдинг" в осуществлении предпринимательской и экономической деятельности, поскольку препятствует использованию обществом спорного лесного участка, арендуемого с 19.01.2011.
Удовлетворяя требование общества в части устранения нарушения его прав и законных интересов, суд обязал Управление лесами оформить и выдать положительное экспертное заключение по проекту освоения лесов спорного лесного участка.
Принятие данного решения мотивировано тем, что после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12836/2011 экспертной комиссией так и не было оформлено какое-либо заключение (отрицательное или положительное), а максимальный
срок проведения экспертизы (40 дней) и выдачи заключения, предусмотренный пунктом 7 приказа Минприроды России от 14.05.2007 N 125 и Приказом Рослесхоза России от 22.12.2011 N 545, на момент рассмотрения спора в суде истек.
Между тем, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2012 по делу N А73-12836/2011, вступившим в законную силу 07.06.2012, признаны недействительными приказы Управления лесами Правительства Хабаровского края N 310 П от 27.07.2011, N 365 П от 02.09.2011, а также заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 55450 га, утверждённые данными приказами.
При этом признание отрицательного экспертного заключения недействительным свидетельствует лишь о том, что данное заключение не имеет юридической силы, и не является основанием полагать, что повторное заключение должно быть только положительным.
С учётом данного обстоятельства суд кассационной инстанции считает, что, правомерно признав незаконным отказ в даче заключения по проекту освоения лесов спорного лесного участка, суд вышел за пределы своих полномочий, обязав Управление лесами выдать обществу положительное экспертное заключение.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты подлежат изменению, а жалоба ЗАО "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А73-1679/2013 Арбитражного суда Хабаровского края изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения суда первой инстанции в следующей редакции: "Обязать управление лесами Правительства Хабаровского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" путём
оформления и выдачи экспертного заключения по проекту освоения лесов лесного участка площадью 55 450 га, переданного в аренду.
В остальном судебные акты, принятые по настоящему делу, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
Г.А.Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.