г. Хабаровск |
|
20 ноября 2013 г. |
А16-1352/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Е.П. Филимоновой
Судей: Г.В. Котиковой, Н.В. Меркуловой
при участии:
от заявителя: Управления сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области - Семиделихина Е.Ф., представитель по доверенности от 2606.2013 б/н;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области - представитель не явился;
от третьих лиц:
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Александр Николаевич - Тесленок В.А., представитель по доверенности от 01.07.2011 N 79 ЕА 0020913;
федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель" и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
на решение от 11.04.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013
по делу N А16-1352/2012 Арбитражного суда Еврейской автономной области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Балова Е.В., в суде апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Гричановская Е.В., Пескова Т.Д.
По заявлению Управления сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
третьи лица: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Александр Николаевич, федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель" и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области"
о признании незаконным решения
Управление сельского хозяйства Правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900512012, далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 13.11.2012 N 5-1982.
Антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к управлению о признании недействительными открытого аукциона на право заключения государственного контракта на проведение работ по реконструкции осушительной системы "Алексеевская" на площади 300 га; государственного контракта на проведение работ по реконструкции указанной осушительной системы от 18.10.2010 N 1 на сумму 1 343 000 руб., заключенного между управлением и главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Определениями суда от 17.12.2012, 10.01.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ларик Александр Николаевич (далее - глава КФХ), федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель" и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области" (далее - ФГУП "Управление "Биробиджанмелиоводхоз").
Определением суда от 19.03.2013 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А16-1352/2012.
02.04.2013 судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава КФХ.
Определением суда от 02.04.2013 производство по делу прекращено в части заявленных антимонопольным органом требований на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 11.04.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013, заявление управления удовлетворено. Оспариваемый ненормативный акт признан недействительным, так как суды пришли к выводу о недоказанности антимонопольным органом факта нарушения управлением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, судами не учтено, что в нарушение требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 3 статьи 33, части 4 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) управлением в извещении и в документации о проведении аукциона не указано конкретное место выполнения работ, что не позволяет потенциальным участникам аукциона индивидуализировать данный земельный участок, определить его точное местонахождение; основные условия выполнения работ.
Представитель главы КФХ в суде кассационной поддержал доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель управления против доводов жалобы возражает, считая судебные акты законными и обоснованными.
Антимонопольный орган и ФГУП "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились. От антимонопольного органа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в антимонопольный орган поступило заявление главы КФХ Ларика А.Н. о нарушениях, допущенных управлением, при заключении и исполнении государственного контракта на проведение работ по реконструкции осушительной системы "Алексеевская".
По результатам рассмотрения указанного заявления антимонопольный орган принял решение от 13.11.2012 N 5-1982, которым управление признано нарушившим требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона на право заключения государственного контракта на проведение работ по реконструкции осушительной системы "Алексеевская" на площади 300 га, поскольку указанные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создания одному участнику торгов - главе КФХ преимущественных условий участия в торгах путем доступа к информации и установления требований к участникам торгов, повлекших за собой ограничение, устранение конкуренции.
По мнению антимонопольного органа, управлением нарушены требования части 3 статьи 33, частей 3.1, 4 статьи 34, части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов, в извещении и в документации о проведении аукциона не указано:
-конкретное место выполнения работ, что не позволяет потенциальным участникам аукциона индивидуализировать данный земельный участок, определить его точное местонахождение; кадастровый номер и адресный ориентир участка, что вводит в заблуждение неограниченное количество потенциальных участников аукциона, а также не дает возможность определить свои возможности по выполнению работ данным участникам, что влечет за собой ограниченное количество участников торгов;
-условия выполнения работ;
-в документации установлены требования, не предусмотренные статьей 34 Закона о размещении заказов, в виде рекомендаций запечатывать заявку в конверт или в пакет, в то время, как аукцион является открытой формой торгов;
-установлены требования о необходимости предоставления участниками заказа информации об объемах и качестве выполняемых работ, что является невыполнимым для потенциальных участников аукциона, так как отсутствует проектно-сметная документация, смета работ, график, перечень работ;
-к документации приложен краткий перечень объемов работ, что не дает возможность для потенциальных участников принять участие в аукционе;
-в ведомости объема работ и пункте 1.2 проекта контракта, который является неотъемлемой частью документации, установлено, что культуртехнические работы выполняются после проведения работ по реконструкции каналов и разравниванию кавальеров, в то время, как отсутствует информация о том, кто будет проводить данные работы, а также отсутствует перечень работ, включенных в реконструкцию каналов и разравнивание кавальер.
В связи с заключением управлением государственного контракта с главой КФХ на проведение работ по реконструкции осушительной системы "Алексеевская" на площади 300 га предписание антимонопольным органом не выдавалось.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявление управления, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2006 N 99 утверждена Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 и на период до 2013 года".
В рамках указанной Программы проектным институтом "Дальгипроводхоз" разработан комплексный проект реконструкции осушительной системы "Алексеевская", включающий в себя реконструкцию элементов мелиоративной сети федеральной собственности (каналы, дороги и водопропускные сооружения) и другие работы (удаление сорной растительности с пашни, вспашка, дискование земель) за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников. В 2009 - 2010 годы работы, предусмотренные комплексным проектом, выполнялись ООО "Стройдормеханизация" и были окончены в ноябре 2010 года.
Постановлением Правительства ЕАО от 29.07.2008 N 206-пп утверждена областная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России по Еврейской автономной области на 2009 - 2012 годы".
В целях исполнения указанной областной программы управлением сельского хозяйства 12.05.2010 в газете "Биробиджанская Звезда" опубликовано и на официальном сайте правительства ЕАО размещено извещение о проведении открытого аукциона на заключение государственного контракта на проведение работ по реконструкции осушительной системы "Алексеевская" на площади 300 га. В извещении указаны виды культуртехнических работ: вспашка целинных земель; вспашка залежных земель; дискование вспаханных земель до полной разделки пласта; срезка кустарника и мелколесья со сгребанием; валка деревьев (диаметр 16 - 24 см); корчевка пней с обивкой земли и засыпкой ям; погрузка и вывозка срезанного кустарника, пней, деревьев; выравнивание площадей планировщиком.
В требованиях к качеству работ указано на необходимость их соответствия требованиям действующих норм и правил проведения культуртехнических работ, санитарных, экологических и противопожарных норм.
Постановлением главы Биробиджанского муниципального района от 05.09.2008 N 835 в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации согласованы места размещения земельных участков, предназначенных для реконструкции части осушительной системы "Алексеевская", общей ориентировочной площадью 439 га, имеющие адресный ориентир: осушительная система "Алексеевская", Биробиджанский район ЕАО. Названным постановлением утверждена схема земельных участков на кадастровом плане.
Судами установлено, что место проведения работ по реконструкции осушительной системы "Алексеевская" в извещении о размещении заказа соответствовало адресному ориентиру, указанному в данном постановлении: в районе села Алексеевка Биробиджанского района Еврейской автономной области. Мелиоративные земли и проводимые на них работы не имеют кадастровых номеров.
Для участия в аукционе представлена и допущена к участию в торгах одна заявка от главы КФХ Ларик А.Н. Доказательств обращения иных лиц для участия в аукционе не представлено.
Комиссия признала аукцион несостоявшимся и рекомендовала заказчику заключить государственный контракт с единственным участником размещения заказа - главой КФХ.
По итогам аукциона 18.06.2010 между управлением (заказчиком) и КФХ Ларик А.Н. (исполнителем) заключен государственный контракт N 1 на проведение работ по реконструкции осушительной системы "Алексеевская" для государственных нужд (вспашка залежных и целинных земель) на сумму 1 343 000 рублей, который частично был исполнен.
Судами установлено, что договор аренды земли от 17.03.2010 N 802, заключенный между администрацией Биробиджанского муниципального района (арендодателем) и главой КФХ (арендатором), на момент размещения управлением заказа не прошел государственную регистрацию. В связи с этим, как отметили суды, являлся незаключенным, поэтому у управления в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации не было оснований для указания в извещении о размещении заказа информации об обременении земельного участка.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Обязательным условием, свидетельствующим о совершении управлением действий, подпадающих под признаки вышеупомянутой правовой нормы является доказанность антимонопольным органом того факта, что указанные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды признали недоказанным антимонопольным органом факт того, что указанные действия управления привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренцию на рассматриваемом рынке.
Доводы, приведенные антимонопольным органом в жалобе, рассмотрены судами обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы по существу представляют собой повторное изложение фактических обстоятельств и направлены на переоценку принятых судами доказательств и установленных обстоятельств дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
С учетом установленных обстоятельств дела суды обоснованно удовлетворили заявленные требования управления и признали недействительным решение антимонопольного органа.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.04.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 по делу N А16-1352/2012 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.