г. Хабаровск |
|
15 января 2009 г. |
Дело N А04-4695/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Т.Г.Брагиной
Судей: Д.В.Бруева, Е.П.Филимоновой
при участии
от заявителя: ИП Шеремета С.Н.- представитель не явился
от ответчика: Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области - представитель не явился
от третьего лица:
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
на решение от 25.08.2008на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008
по делу N А04-4695/2008-5/244
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: М.А.Басос, в апелляционном суде судьи: Н.В.Меркулова, В.Ф.Карасев, А.И.Михайлова
По заявлению Индивидуального предпринимателя Шеремета С.Н.
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
Индивидуальный предприниматель Шеремет С.Н. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области (далее - административный орган, управление) от 03.07.2008 N 10-08/81, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25.08.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008, заявленные требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на отсутствие правовых оснований для привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали. Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области заявило о согласии на рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, индивидуальным предпринимателем Шереметом С.Н. заключен экспортный контракт от 20.09.2007 N HLSF-532 с Суйфэньхэйской Торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "И Лида" на поставку лесоматериалов на условиях DAF Гродеково на сумму 500 000 долларов США и осуществлена поставка товара. 01.10.2007 в "Азиатско-Тихоокеанский Банк" оформлен паспорт сделки N 07100001/1810/0000/1/0.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области по представленным Благовещенской таможней материалам дела об административном правонарушении, 03.07.2008 вынесено постановление N 10-08/81 о признании предпринимателя Шеремета С.Н. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и наложении административного штрафа в размере 4 100 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности явилось, по мнению административного органа, нарушение предпринимателем порядка представления справки подтверждающих документов, а именно в представленной справке о подтверждающих документах в "Азиатско-Тихоокеанский Банк" 06.03.2008, в графе 1 указана дата выпуска товара вместо даты фактического вывоза товара с таможенной территории РФ.
Не согласившись с постановлением административного органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, исходил из принципа недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за один и тот же факт противоправного деяния.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводом суда о том, что совершение одного или нескольких предусмотренных в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ противоправных действий образует состав одного оконченного правонарушения в рамках одной валютной операции, в качестве самостоятельного основания для признания незаконным постановления административного органа, указал на то, что в период совершения валютной операции справка о подтверждающих документах не являлась формой учета и отчетности по валютным операциям, поэтому ее представление предпринимателем в уполномоченный банк с нарушением порядка ее представления не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, указания услуг).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции. К документам указанного вида также относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Закон о валютном регулировании различает институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
Административная ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Арбитражный суд, признавая незаконным оспариваемое постановление управления от 03.07.2008 N 10-08/81 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, правомерно исходил из того, что справка о подтверждающих документах в период совершения валютной операции не была отнесена нормами действующего законодательства к категории документов, являющихся формами учета и отчетности.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Таким образом, до введения в действие Указания (до 27.01.2008) упомянутая справка и подтверждающие документы не являлись формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справок и иных документов, которые не утверждены Центральным банком Российской Федерации в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, допущенное в период до 27.01.2008, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Таким образом, суд правильно применил нормы материального права и удовлетворил заявленные предпринимателем требования о признании оспариваемого постановления территориального управления о назначении административного наказания незаконным и отмене, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.08.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу N А04-4695/2008-5/244 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Г.Брагина |
Судьи |
Д.В.Бруев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.