г. Хабаровск |
|
02 ноября 2009 г. |
Дело N А73-6170/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Котиковой Г.В.
Судей: Брагиной Т.Г., Бруева Д.В.
при участии
от Муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 8" управления здравоохранения администрации г.Хабаровска - представитель не явился;
от Военного комиссариата Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска - представитель не явился; Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился; Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Заварихина С.А., главный специалист-эксперт по доверенности от 26.01.2009 N б/н;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 29.06.2009 по делу N А 73-6170/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шальнева О.В.
По иску Муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 8" управления здравоохранения администрации г.Хабаровска
к Военному комиссариату Центрального и Железнодорожного районов г.Хабаровска, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 49 111,51 руб.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 8" управления здравоохранения администрации города Хабаровска (далее - поликлиника N 8) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Военному комиссариату Центрального и Железнодорожного районов города Хабаровска (далее - военный комиссариат), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 49 111,51 руб., составляющих задолженность по соглашению от 12.01.2009 N4 в сумме 46 216,65 руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами по соглашениям от 09.01.2008 и от 12.01.2009.
В судебном заседании истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказался от части иска о взыскании основного долга на сумму 46 216,65 руб. в связи с оплатой данной суммы ответчиком - военным комиссариатом. Отказ принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
Кроме того, истец до принятия судом решения уменьшил исковые требования в части процентов за пользование чужими денежными средствами до 1 876, 62 руб.
Решением суда от 29.06.2009, с учетом определения об исправлении описки от 11.08.2009, заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил взыскать с военного комиссариата, а при отсутствии или недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу поликлиники N 8 проценты по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) за пользование чужими денежными средствами, снизив их размер в порядке статьи 333 ГК РФ до 200 руб., а также госпошлину в сумме 100 руб., всего 300 руб. В иске к Министерству обороны РФ отказал.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит изменить решение суда в части возложения на него субсидиарной ответственности и отказать в иске к Минфину РФ. Ссылаясь на пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель жалобы указывает на то, что по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публичным правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, которым в данном случае является Министерство обороны РФ. Поскольку собственником имущества должника (военного комиссариата) является Российская Федерация в лице Министерства обороны, то последнее, по мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, должно нести субсидиарную ответственность при недостаточности у учреждения денежных средств.
Остальные лица, участвующие в деле, так же извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей не обеспечили.
Поликлиника N 8 представила отзыв, в котором просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судом норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены в обжалуемой части решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, военный комиссариат и поликлиника N 8 заключили соглашения от 09.01.2008 N 15 и от 12.01.2009 N 4 о порядке исполнения Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - постановление Правительства РФ N 704).
В соответствии с указанными соглашениями поликлиника N 8 обязалась выделять медицинский персонал для участия в военно-врачебной комиссии, а военный комиссариат - компенсировать средний заработок медицинского персонала с учетом фактических начислений на фонд оплаты труда.
Факты оказания услуг и их несвоевременная оплата ответчиком, установлены судом и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Удовлетворяя требования истца о взыскании процентов в порядке статьи 395 ГК РФ, суд исходил из того, что ответственность за неисполнение данного денежного обязательства в соответствии положениями статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") и постановления Правительства N 704 должны нести вместе военный комиссариат и Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ. При этом суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств выделения Министерству обороны РФ на данные цели денежных средств или их нецелевом расходовании. Не привело таких доказательств Министерство финансов РФ и в кассационной жалобе.
Доводы последнего сводятся к ошибочности выводов суда о субсидиарной ответственности по денежным обязательствам, которая судом возложена не на главного распорядителя бюджетных средств - в данном случае - Министерство обороны РФ, а на Министерство финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Указанные доводы подлежат отклонению в силу следующего.
Вопросы, связанные с исполнением воинской обязанности, регулируются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Согласно пункту 7 статьи 1 названного Закона компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением - расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ N 704.
Из положений пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует: выплата компенсации за медицинское обследование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что расходы поликлиники N 8 в связи с предоставлением медицинского персонала для участия в военно-врачебной комиссии подлежат компенсации государством, поскольку это прямо предусмотрено названным выше Федеральным законом.
В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132, на военные комиссариаты возложены задачи по организации и проведению мероприятий по постановке граждан на воинский учет и призыву на военную службу, и обеспечению совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своевременного медицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинского осмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службу (пункт 11 раздела II).
Источник денежных средств, необходимых для проведения медицинского обследования контингента военного комиссариата, определяется направленностью их расходования, каковой является осуществление военными комиссариатами публичной функции обеспечения исполнения воинской обязанности.
При названных обстоятельствах суд правильно установил основание возникновения обязанности по оплате оказанных медицинских услуг и источник их финансирования.
С учетом изложенного и, исходя из доводов кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит правовых основания для отмены в решения суда обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.06.2009, с учетом определения от 11.08.2009, по делу N А73-6170/2009 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Котикова Г.В. |
Судьи |
Брагина Т.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.