г. Хабаровск |
|
20 января 2014 г. |
Дело N А24-2354/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Панченко И.С.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии:
от ОАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" - представитель не явился;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Камчатскому краю - Затыльный М.А., представитель по доверенности от 17.12.2013 N 12;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
на решение от 21.08.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013
по делу N А24-2354/2013 Арбитражного суда Камчатского края Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Ю. Жалудь; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А. Солохина, Е.Л. Сидорович, В.В. Рубанова
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
к Дальневосточному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Камчатскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, место нахождения: 683000 г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленина, д.59; далее - ОАО "Камчатскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1092721003605, место нахождения: 683031, г.Петропавловск-Камчатский, проспект Карла Маркса, д.35; далее - управление Ростехнадзора, административный орган) от 13.06.2013 N 66-пб, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 270 000 руб.
Решением суда от 21.08.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о доказанности материалами дела факта и наличия вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе общества, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования на основании несоответствие выводов судов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Управление Ростехнадзора в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании суда кассационной инстанции с доводами жалобы не согласны, считают принятые судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав мнения представителя управления Ростехнадзора, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к удовлетворению кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, на основании распоряжения заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 25.03.2013 N 97К в отношении филиала "Коммунальная энергетика" ОАО "Камчатскэнерго" в период с 03.04.2013 по 15.05.2013 проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, что названный филиал является действующим структурным подразделением общества и осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на основании Устава ОАО "Камчатскэнерго".
Основными видами деятельности является поставка (продажа) тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок, производство тепловой энергии, передача тепловой энергии.
В процессе осуществления основных видов деятельности филиал Коммунальная энергетика ОАО "Камчатскэнерго" эксплуатирует следующие опасные производственные объекты: "участок трубопроводов теплосети"; "группа котельных"; "группа котельных на твердом топливе"; "котельная пос. Октябрьский"; "котельная пос. Усть-Большерецк"; "группа котельных (Елизовский район)"; "склад ГСМ котельная N 37"; "склад ГСМ котельная N 40"; "склад ГСМ котельная N 43"; "склад ГСМ котельная N 44"; "склад ГСМ котельная N 50"; "склад ГСМ котельная N 62"; "склад ГСМ котельная N 52"; "склад ГСМ котельная N 42"; "склад ГСМ котельная N 12"; "склад ГСМ котельная N 46"; "склад ГСМ котельная N 2"; "склад ГСМ котельная N 3"; "склад ГСМ котельная N 1"; "склад ГСМ котельная "Центральная""; "склад ГСМ котельная N 1, N 2"; "склад ГСМ котельная N 4"; "склад ГСМ котельная N 6"; "склад ГСМ котельная N 7"; "склад ГСМ котельная N 9".
При обследовании опасных производственных объектов, эксплуатируемых названным филиалом ОАО "Камчатскэнерго", выявлено следующее:
- в нарушении требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - Закон N 116-ФЗ), пунктов 4.7.2, 4.7.6, 5.6.12 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожарных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзор России от 05.05.2003 N29 (далее - ПБ 09-540-03), на рабочем месте оператора (машиниста) топливоподачи "слад ГСМ котельной N 1", "склад ГСМ котельной N 12 "Сероглазка"", "склад ГСМ котельной N 43 "Чубарова"" отсутствуют инструкции, регламенты и прочие документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта;
- в нарушении требований статьи 10 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.8 ПБ 09-540-03 опасные производственные объекты "склад ГСМ котельной N 1", "склад ГСМ котельной N 12", "склад ГСМ котельной N 43", "склад ГСМ котельной N 44", отнесенные к категории взрывопожарных производственных объектов, эксплуатируется филиалом Коммунальная энергетика ОАО "Камчатскэнерго" в отсутствии разработанных в установленном порядке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
- в нарушение требований пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.14 ПБ 09-540-03 не обеспечено выполнение мероприятий по предотвращению несанкционированного допуска (доступа) посторонних лиц на объект "склад ГСМ котельной N 1", отсутствует необходимое ограждение, освещение по периметру объекта, имеются беспрепятственные въезды для автомобильного транспорта, шлагбаум поврежден, демонтирован;
- в нарушение требования пункта 1 статьи 9, статьи 13 Закона N 116-ФЗ резервуар ТБ-3 объемом 5 000,00 м(3) эксплуатируется в отсутствие заключения экспертизы промышленной безопасности, оформленного и утвержденного в установленном порядке территориальным управлением Ростехнадзора (в ходе проверки представлено заключение N ПБ 987-ТБЗ/ОЗ-12-2009, при этом решение об утверждении указанного заключения не представлено);
- в нарушение требований пунктов 5.1.2, 5.1.8 ПБ 09-540-03 в ходе проверки предприятием не представлены паспорта на оборудование, трубопроводную арматуру, средства защиты, применяемые в составе опасного производственного объекта "склад ГСМ котельная N 43";
- в нарушение требований пункта 10.4.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 88 (далее - ПБ 10-574-03), на паровые котлы, зарегистрированные в период с 13.05.2011 по 25.08.2011 в Камчатском управлении Ростехнадзора, не оформлены разрешения на эксплуатацию;
- в нарушение требований пунктов 5.3.4, 5.3.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - ПТЭТЭ), на котельных филиала ОАО "Камчатскэнерго" эксплуатируются паровые котлы в отсутствие режимных карт, составленных на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя;
- в нарушение требований пункта 10.2.23 ПБ 10-574-03 паровой котел ДКВР 10/13 ГМ per. N 1201 эксплуатируется без заключения экспертной организации о возможности и условиях его дальнейшей эксплуатации (согласно имеющемуся заключению ЭПБ срок эксплуатации котла истек в октябре 2012 года);
- в нарушение требований пункта 1 статьи 9, пункта 13 Закона N 116-ФЗ предприятием не проводится экспертиза промышленной безопасности в отношение зданий и сооружений, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта "котельная N 44 "Ватутина"";
- в нарушение требований пункта 10.2.23 ПБ 10-574-03 паровой котел КЕ10-1,4 ГМ per. N 1152, установленный в "котельной N 44 "Ватутина"", эксплуатируется без заключения экспертной организации о возможности и условиях его дальнейшей эксплуатации (согласно имеющемуся заключению ЭПБ срок эксплуатации котла истек в октябре 2012 года);
- заключительной частью заключения ЭПБ N 75-ЗС-03205-2010 дымовой трубы, эксплуатируемой в составе "котельной N 18 "Завойко"", определено состояние трубы как "ограниченно работоспособное". Экспертной организацией разработаны и согласованы ремонтные работы. Срок устранения - август 2011. Документы, подтверждающие выполнение ремонтных работ, в ходе проверки не представлены, что является нарушением пункта 1 раздела V ПБ 03-445-02;
- в нарушение требований пункта 1 раздела V ПБ 03-445-02, на дымовой трубе котельной N 1 также не проведены ремонтные работы, предусмотренные заключением ЭПБ N 75-ЗС-02693-2009;
- в нарушение пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ на объекте "котельная N 3" не проведена экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений. Названные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.05.2013 N 60 ПБ 01/13.
21.05.2013 по выявленным фактам в отношении ОАО "Камчатскэнерго" административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 66-ПБ по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении управлением Ростехнадзора, вынесено оспариваемое постановление от 13.06.2013 N 66-ПБ о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 270 000,00 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности факта совершения обществом вменяемого административного правонарушения. Выводы суда первой инстанции поддержаны арбитражным судом апелляционной инстанции. При этом суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет определено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАп РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 9 Закон N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Абзац 2 статьи 10 Закона N 116-ФЗ устанавливает, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В силу требований пунктов 4.7.2, 4.7.6, 5.6 ПБ 09-540-03 порядок выполнения технологических операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ (СГ, ЛВЖ и ГЖ), заполнению и опорожнению передвижных и стационарных резервуаров-хранилищ, выбор параметров процесса, определяющих взрывобезопасность этих операций (давление, скорости перемещения, предельно допустимые максимальные и минимальные уровни, способы снятия вакуума и т.п.), осуществляются с учетом физико-химических свойств горючих продуктов и регламентируются. При подготовке к заполнению СГ и ЛВЖ стационарных и (или) передвижных резервуаров после монтажа, ремонта, очистки и выполнения аналогичных работ должны предусматриваться меры, исключающие возможность взрыва в этом оборудовании. Порядок подготовки к наливу, контроль за концентрацией кислорода в оборудовании, а также за другими параметрами, определяющими взрывоопасность, регламентируются. Периодичность и методы контроля противоаварийных устройств определяются проектом и регламентируются.
Для каждого взрывопожароопасного объекта с учетом технологических и других специфических особенностей предприятием разрабатывается план локализации аварийных ситуаций, в котором предусматриваются действия персонала по ликвидации аварийных ситуаций и предупреждению аварий, а в случае их возникновения - по локализации и максимальному снижению тяжести последствий, а также технические системы и средства, используемые при этом. Планы локализации аварийных ситуаций составляются в соответствии с установленным порядком (пункт 2.8 ПБ 09-540-03).
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Согласно пункту 2.14 ПБ 09-540-03 в производствах, имеющих в своем составе технологические блоки I и II категории взрывоопасности, разрабатываются меры по предотвращению постороннего несанкционированного вмешательства в ход технологических процессов и по противодействию террористическим проявлениям.
В силу абзаца 14 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В статье 13 Закона N 116-ФЗ установлено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат, в частности, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается им в установленном порядке. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, устанавливающие требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности и оформлению заключения экспертизы, утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 N 64 (далее - Правила). В соответствии с приказом Ростехнадзора от 01.08.2006 N 738 названные Правила имеют шифр ПБ 03-246-98.
Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности (подпункт 4.3.3 Правил).
В подпункте 4.4.2 Правил определено, что решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.
Согласно пункту 5.3 Правил заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.
В соответствии пунктом 5.4 Правил требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом Правил.
Порядок представления, приема, регистрации, рассмотрения и утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности, обязательный для специалистов центрального аппарата и территориальных органов Госгортехнадзора России, установлен Положением о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 14.07.1999 N 51 (далее - Положение N 51).
В пункте 2.1 Положения N 51 определено, что заключение экспертизы представляется на утверждение в Госгортехнадзор России или его территориальный орган организацией-заказчиком с сопроводительным письмом не позднее одного месяца с момента его подписания руководителем экспертной организации.
Пунктами 5.1.2, 5.1.8 ПБ 09-540-03 предусмотрено, что для технологического оборудования и трубопроводной арматуры устанавливается допустимый срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должны приводиться изготовителем в паспортах оборудования и трубопроводной арматуры. Для трубопроводов проектной организацией устанавливается расчетный срок эксплуатации, что должно быть отражено в проектной документации и внесено в паспорт трубопроводов. В паспортах оборудования, трубопроводной арматуры, средств защиты и приборной техники должны указываться показатели надежности, предусмотренные государственными стандартами.
Согласно пункту 6 статьи 7 Закона N 116-ФЗ применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Пунктом 10.4.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утверждённых постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 88, предусмотрено, что разрешение на эксплуатацию котла, подлежащего регистрации в органах Госгортехнадзора России, оформляется записью в паспорте котла инспектором Госгортехнадзора России. В соответствии с приказом Ростехнадзора от 28.07.2011 N 435 указанные Правила имеют шифр ПБ 10-574-03.
Приказом Министерства Энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭТЭ), которые устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В силу требований пунктов 5.3.4, 5.3.6 ПТЭТЭ в процессе пусконаладочных испытаний и на их основе устанавливается режим работы котлов и другого оборудования котельной установки и разрабатываются режимные карты. Режимные карты по эксплуатации котлов, утвержденные техническим руководителем организации, должны находиться на щитах управления. Режим работы котла ведется строго по режимной карте, составленной на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя. При реконструкции котла и изменении марки или качества топлива проводятся новые режимно-наладочные испытания с выдачей режимных карт.
Эксплуатация котла сверх расчетного срока службы может быть допущена на основании заключения специализированной или экспертной организации о возможностях и условиях его дальнейшей эксплуатации (пункт 10.2.23 ПБ 10-574-03).
Согласно пункту 1 раздела V Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 03.12.2001 N 56, организация планами планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений (графиком ППР) должны предусматривать проведение текущих и капитальных ремонтов труб и своевременно корректировать их в зависимости от результатов плановых и внеплановых технических осмотров и выполненных обследований сооружений.
Как установлено судами и следует из материалов дела общество, являясь организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты: "участок трубопроводов теплосети"; "группа котельных"; "группа котельных на твердом топливе"; "котельная пос. Октябрьский"; "котельная пос. Усть-Большерецк"; "группа котельных (Елизовский район)"; "склад ГСМ котельная N 37"; "склад ГСМ котельная N 40"; "склад ГСМ котельная N 43"; "склад ГСМ котельная N 44"; "склад ГСМ котельная N 50"; "склад ГСМ котельная N 62"; "склад ГСМ котельная N 52"; "склад ГСМ котельная N 42"; "склад ГСМ котельная N 12"; "склад ГСМ котельная N 46"; "склад ГСМ котельная N 2"; "склад ГСМ котельная N 3"; "склад ГСМ котельная N 1"; "склад ГСМ котельная "Центральная""; "склад ГСМ котельная N 1, N 2"; "склад ГСМ котельная N 4"; "склад ГСМ котельная N 6"; "склад ГСМ котельная N 7"; "склад ГСМ котельная N 9", допустило нарушения требований в области промышленной безопасности, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судом неправомерно применены по возникшему спору нормоположения ПБ 09-540-03, как не распространяющие своё действие на объекты электроэнергетики, признаются несостоятельными.
Материалами дела подтверждено, что проверенные Склады ГСМ котельных являются опасными производственными объектами.
Суды, исходя из буквального толкования данного нормативного правового акта пришли к правомерному выводу о том, что сфера применения ПБ 09-540-03 не ограничивается лишь опасными производственными объектами химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, а распространяется на все другие опасные производственные объекты, в которых обращаются вещества, образующие паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, в том числе, на Склады ГСМ котельных.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что ОАО "Камчатскэнерго" не освобождается от соблюдения требований и иных нормативных правовых актов, действующих в области промышленной безопасности, в том числе ПБ 09-540-03.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции, установив событие административного правонарушения, а также вину общества в его совершении, пришел к правильному выводу, поддержанному второй судебной инстанцией, об обоснованном привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.08.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 по делу N А24-2354/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.С. Панченко |
Судьи |
В.М. Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.