Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2013 г. N 05АП-11082/13
г. Владивосток |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А24-2354/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Е.Л. Сидорович, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-11082/2013
на решение от 21.08.2013
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-2354/2013 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 10024101024078, ИНН 4100000668)
о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Камчатскому краю (ОРГН 1024101038500, ИНН 4101016847) от 13.06.2013 N 66-ПБ по делу об административном правонарушении,
при участии:
от Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": не явились;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Камчатскому краю: Мордохович А.Г., заместитель руководителя по доверенности от 11.04.2013 N 4, сроком действия до 31.12.2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - заявитель, общество, ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Дальневосточное управление Ростехнадзора) от 13.06.2013 N 66-ПБ, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 270 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 21.08.2013 в удовлетворении требований ОАО "Камчатскэнерго" отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ОАО ""Камчатскэнерго" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.08.2013 отменить, удовлетворить требования, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что оспариваемое постановление вынесено ненадлежащим лицом. Также общество указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно отклонен довод об отсутствии в материалах административного дела доказательств допущенных обществом нарушений.
Кроме того, по мнению ОАО "Камчатскэнерго", в постановлении отсутствует указание на конкретное место и время совершения правонарушения, что является нарушением положений статей 28.2, 29.10 КоАП РФ.
Помимо изложенного, общество указывает на тот факт, что административным органом неверно определен субъект административного правонарушения, а также считает, что Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 N 56 (далее - ПБ 03-445-02) не содержат обязанностей для юридического лица по выполнению каких либо ремонтных работ, а также обязанности по предоставлению контролирующему органу документов, подтверждающих выполнение ремонтных работ.
В представленных в материалы дела дополнениях к апелляционной жалобе общество указывает на необоснованность применения Общих правил взрывобезопасности для взрывопожарных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 N 29 (далее - ПБ 09-540-03), поскольку склады ГСМ котельных не отнесены к объектам электроэнергетики.
Представитель административного органа в судебном заседании не доводы апелляционной жалобы общества возразил по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела письменном отзыве, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащем отмене или изменению.
Общество явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 156, статьёй 266 АПК РФ, с учетом мнения представителя административного органа, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя по имеющимся в материалах дела документам.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
В соответствии с утвержденным планом проверок Дальневосточного управления Ростехнадзора на 2013 год на основании распоряжения заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 25.03.2013 N 97К в отношении филиала "Коммунальная энергетика" ОАО "Камчатскэнерго" в период с 03.04.2013 по 15.05.2013 проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, что названный филиал является действующим структурным подразделением общества и осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на основании Устава ОАО "Камчатскэнерго". Основными видами деятельности является поставка (продажа) тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок, производство тепловой энергии, передача тепловой энергии.
В процессе осуществления основных видов деятельности филиал Коммунальная энергетика ОАО "Камчатскэнерго" эксплуатирует следующие опасные производственные объекты: "участок трубопроводов теплосети"; "группа котельных"; "группа котельных на твердом топливе"; "котельная пос. Октябрьский"; "котельная пос. Усть-Большерецк"; "группа котельных (Елизовский район)"; "склад ГСМ котельная N 37"; "склад ГСМ котельная N 40"; "склад ГСМ котельная N 43"; "склад ГСМ котельная N 44"; "склад ГСМ котельная N 50"; "склад ГСМ котельная N 62"; "склад ГСМ котельная N 52"; "склад ГСМ котельная N 42"; "склад ГСМ котельная N 12"; "склад ГСМ котельная N 46"; "склад ГСМ котельная N 2"; "склад ГСМ котельная N 3"; "склад ГСМ котельная N 1"; "склад ГСМ котельная "Центральная""; "склад ГСМ котельная N 1, N 2"; "склад ГСМ котельная N 4"; "склад ГСМ котельная N 6"; "склад ГСМ котельная N 7"; "склад ГСМ котельная N 9".
Указанные опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов. Камчатским управлением Ростехнадзора обществу выдано свидетельство о регистрации N А75-00294.
При обследовании опасных производственных объектов, эксплуатируемых названным филиалом ОАО "Камчатскэнерго", выявлено следующее:
- в нарушении требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - Закон N 116-ФЗ), пунктов 4.7.2, 4.7.6, 5.6.12 ПБ 09-540-03, на рабочем месте оператора (машиниста) топливоподачи "слад ГСМ котельной N 1", "склад ГСМ котельной N 12 "Сероглазка"", "склад ГСМ котельной N 43 "Чубарова"" отсутствуют инструкции, регламенты и прочие документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта;
- в нарушении требований статьи 10 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.8 ПБ 09-540-03 опасные производственные объекты "склад ГСМ котельной N 1", "склад ГСМ котельной N 12", "склад ГСМ котельной N 43", "склад ГСМ котельной N 44", отнесенные к категории взрывопожарных производственных объектов, эксплуатируется филиалом Коммунальная энергетика ОАО "Камчатскэнерго" в отсутствии разработанных в установленном порядке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
- в нарушение требований пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ, пункта 2.14 ПБ 09-540-03 не обеспечено выполнение мероприятий по предотвращению несанкционированного допуска (доступа) посторонних лиц на объект "склад ГСМ котельной N 1", отсутствует необходимое ограждение, освещение по периметру объекта, имеются беспрепятственные въезды для автомобильного транспорта, шлагбаум поврежден, демонтирован;
- в нарушение требования пункта 1 статьи 9, статьи 13 Закона N 116-ФЗ резервуар ТБ-3 объемом 5 000,00 м3 эксплуатируется в отсутствие заключения экспертизы промышленной безопасности, оформленного и утвержденного в установленном порядке территориальным управлением Ростехнадзора (в ходе проверки представлено заключение N ПБ 987-ТБЗ/ОЗ-12-2009, при этом решение об утверждении указанного заключения не представлено);
- в нарушение требований пунктов 5.1.2, 5.1.8 ПБ 09-540-03 в ходе проверки предприятием не представлены паспорта на оборудование, трубопроводную арматуру, средства защиты, применяемые в составе опасного производственного объекта "склад ГСМ котельная N 43";
- в нарушение требований пункта 10.4.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 88 (далее - ПБ 10-574-03), на паровые котлы, зарегистрированные в период с 13.05.2011 по 25.08.2011 в Камчатском управлении Ростехнадзора, не оформлены разрешения на эксплуатацию;
- в нарушение требований пунктов 5.3.4, 5.3.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - ПТЭТЭ), на котельных филиала ОАО "Камчатскэнерго" эксплуатируются паровые котлы в отсутствие режимных карт, составленных на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя;
- в нарушение требований пункта 10.2.23 ПБ 10-574-03 паровой котел ДКВР 10/13 ГМ per. N 1201 эксплуатируется без заключения экспертной организации о возможности и условиях его дальнейшей эксплуатации (согласно имеющемуся заключению ЭПБ срок эксплуатации котла истек в октябре 2012 года);
- в нарушение требований пункта 1 статьи 9, пункта 13 Закона N 116-ФЗ предприятием не проводится экспертиза промышленной безопасности в отношение зданий и сооружений, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта "котельная N 44 "Ватутина"";
- в нарушение требований пункта 10.2.23 ПБ 10-574-03 паровой котел КЕ10-1,4 ГМ per. N 1152, установленный в "котельной N 44 "Ватутина"", эксплуатируется без заключения экспертной организации о возможности и условиях его дальнейшей эксплуатации (согласно имеющемуся заключению ЭПБ срок эксплуатации котла истек в октябре 2012 года);
- заключительной частью заключения ЭПБ N 75-ЗС-03205-2010 дымовой трубы, эксплуатируемой в составе "котельной N 18 "Завойко"", определено состояние трубы как "ограниченно работоспособное". Экспертной организацией разработаны и согласованы ремонтные работы. Срок устранения - август 2011. Документы, подтверждающие выполнение ремонтных работ, в ходе проверки не представлены, что является нарушением пункта 1 раздела V ПБ 03-445-02;
- в нарушение требований пункта 1 раздела V ПБ 03-445-02, на дымовой трубе котельной N 1 также не проведены ремонтные работы, предусмотренные заключением ЭПБ N 75-ЗС-02693-2009;
- в нарушение пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ на объекте "котельная N 3" не проведена экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений. Названные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.05.2013 N 60 ПБ 01/13.
21.05.2013 по выявленным фактам в отношении ОАО "Камчатскэнерго" составлен протокол об административном правонарушении N 66-ПБ по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Рассмотрев указанный протокол об административном правонарушении управлением вынесено оспариваемое постановление от 13.06.2013 N 66-ПБ о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 270 000,00 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением от 13.06.2013 N 66-ПБ, ОАО "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 25 АПК РФ о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции от 21.08.2013 нет.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Между тем согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьёй 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Объектом правонарушения являются отношения, регулируемые действующим законодательством о соблюдении требований промышленной безопасности, при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.
Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Законом N 116-ФЗ.
Положения Закона N 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Опасными производственными объектами в соответствии с Законом N 116-ФЗ являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Закон N 116-ФЗ в статье 9 устанавливает требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. В соответствии с данными требованиями организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения названного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. Иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Согласно абзацу 2 статьи 10 Закона N 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В силу требований пунктов 4.7.2, 4.7.6, 5.6 ПБ 09-540-03 порядок выполнения технологических операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ (СГ, ЛВЖ и ГЖ), заполнению и опорожнению передвижных и стационарных резервуаров-хранилищ, выбор параметров процесса, определяющих взрывобезопасность этих операций (давление, скорости перемещения, предельно допустимые максимальные и минимальные уровни, способы снятия вакуума и т.п.), осуществляются с учетом физико-химических свойств горючих продуктов и регламентируются. При подготовке к заполнению СГ и ЛВЖ стационарных и (или) передвижных резервуаров после монтажа, ремонта, очистки и выполнения аналогичных работ должны предусматриваться меры, исключающие возможность взрыва в этом оборудовании. Порядок подготовки к наливу, контроль за концентрацией кислорода в оборудовании, а также за другими параметрами, определяющими взрывоопасность, регламентируются. Периодичность и методы контроля противоаварийных устройств определяются проектом и регламентируются.
Для каждого взрывопожароопасного объекта с учетом технологических и других специфических особенностей предприятием разрабатывается план локализации аварийных ситуаций, в котором предусматриваются действия персонала по ликвидации аварийных ситуаций и предупреждению аварий, а в случае их возникновения - по локализации и максимальному снижению тяжести последствий, а также технические системы и средства, используемые при этом. Планы локализации аварийных ситуаций составляются в соответствии с установленным порядком (пункт 2.8 ПБ 09-540-03).
В соответствии с абзацем 15 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Согласно пункту 2.14 ПБ 09-540-03 в производствах, имеющих в своем составе технологические блоки I и II категории взрывоопасности, разрабатываются меры по предотвращению постороннего несанкционированного вмешательства в ход технологических процессов и по противодействию террористическим проявлениям.
В силу абзаца 14 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В статье 13 Закона N 116-ФЗ установлено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат, в частности, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается им в установленном порядке. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Правила проведения экспертизы промышленной безопасности, устанавливающие требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности и оформлению заключения экспертизы, утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 N 64 (далее - Правила). В соответствии с приказом Ростехнадзора от 01.08.2006 N 738 названные Правила имеют шифр ПБ 03-246-98.
Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности (подпункт 4.3.3 Правил).
В подпункте 4.4.2 Правил определено, что решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.
Согласно пункту 5.3 Правил заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.
В соответствии пунктом 5.4 Правил требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом Правил.
Порядок представления, приема, регистрации, рассмотрения и утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности, обязательный для специалистов центрального аппарата и территориальных органов Госгортехнадзора России, установлен Положением о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 14.07.1999 N 51 (далее - Положение N 51).
В пункте 2.1 Положения N 51 определено, что заключение экспертизы представляется на утверждение в Госгортехнадзор России или его территориальный орган организацией-заказчиком с сопроводительным письмом не позднее одного месяца с момента его подписания руководителем экспертной организации.
Пунктами 5.1.2, 5.1.8 ПБ 09-540-03 предусмотрено, что для технологического оборудования и трубопроводной арматуры устанавливается допустимый срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должны приводиться изготовителем в паспортах оборудования и трубопроводной арматуры. Для трубопроводов проектной организацией устанавливается расчетный срок эксплуатации, что должно быть отражено в проектной документации и внесено в паспорт трубопроводов. В паспортах оборудования, трубопроводной арматуры, средств защиты и приборной техники должны указываться показатели надежности, предусмотренные государственными стандартами.
Согласно пункту 6 статьи 7 Закона N 116-ФЗ применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Пунктом 10.4.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утверждённых постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 88, предусмотрено, что разрешение на эксплуатацию котла, подлежащего регистрации в органах Госгортехнадзора России, оформляется записью в паспорте котла инспектором Госгортехнадзора России. В соответствии с приказом Ростехнадзора от 28.07.2011 N 435 указанные Правила имеют шифр ПБ 10-574-03.
Приказом Министерства Энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭТЭ), которые устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
В силу требований пунктов 5.3.4, 5.3.6 ПТЭТЭ в процессе пусконаладочных испытаний и на их основе устанавливается режим работы котлов и другого оборудования котельной установки и разрабатываются режимные карты. Режимные карты по эксплуатации котлов, утвержденные техническим руководителем организации, должны находиться на щитах управления. Режим работы котла ведется строго по режимной карте, составленной на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя. При реконструкции котла и изменении марки или качества топлива проводятся новые режимно-наладочные испытания с выдачей режимных карт.
Эксплуатация котла сверх расчетного срока службы может быть допущена на основании заключения специализированной или экспертной организации о возможностях и условиях его дальнейшей эксплуатации (пункт 10.2.23 ПБ 10-574-03).
Согласно пункту 1 раздела V Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 03.12.2001 N 56, организация планами планово-предупредительных ремонтов зданий и сооружений (графиком ППР) должны предусматривать проведение текущих и капитальных ремонтов труб и своевременно корректировать их в зависимости от результатов плановых и внеплановых технических осмотров и выполненных обследований сооружений.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при обследовании опасных производственных объектов, эксплуатируемых ОАО "Камчатскэнерго", выявлено, что на рабочем месте оператора (машиниста) топливоподачи "слад ГСМ котельной N 1", "склад ГСМ котельной N 12 "Сероглазка"", "склад ГСМ котельной N 43 "Чубарова"" отсутствуют инструкции, регламенты и прочие документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта; опасные производственные объекты "склад ГСМ котельной N 1", "склад ГСМ котельной N 12", "склад ГСМ котельной N 43", "склад ГСМ котельной N 44", отнесенные к категории взрывопожарных производственных объектов, эксплуатируется ОАО "Камчатскэнерго" в отсутствии разработанных в установленном порядке планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций; не обеспечено выполнение мероприятий по предотвращению несанкционированного допуска (доступа) посторонних лиц на объект "склад ГСМ котельной N 1" - отсутствует необходимое ограждение, освещение по периметру объекта, имеются беспрепятственные въезды для автомобильного транспорта, шлагбаум поврежден, демонтирован; резервуар ТБ-3 объемом 5000 куб.м. эксплуатируется в отсутствие заключения экспертизы промышленной безопасности, оформленного и утвержденного в установленном порядке территориальным управлением Ростехнадзора; не представлены паспорта на оборудование, трубопроводную арматуру, средства защиты, применяемые в составе опасного производственного объекта "склад ГСМ котельная N 43"; на паровые котлы, зарегистрированные в период с 13.05.2011 по 25.08.2011 в Камчатском управлении Ростехнадзора, не оформлены разрешения на эксплуатацию; на котельных филиала ОАО "Камчатскэнерго" эксплуатируются паровые котлы в отсутствие режимных карт, составленных на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода-изготовителя; паровой котел ДКВР 10/13 ГМ per. N 1201 эксплуатируется без заключения экспертной организации о возможности и условиях его дальнейшей эксплуатации (согласно имеющемуся заключению ЭПБ срок эксплуатации котла истек в октябре 2012 года); не проводится экспертиза промышленной безопасности в отношение зданий и сооружений, эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта "котельная N 44 "Ватутина""; паровой котел КЕ10-1,4 ГМ per. N 1152, установленный в "котельной N 44 "Ватутина"", эксплуатируется без заключения экспертной организации о возможности и условиях его дальнейшей эксплуатации (согласно имеющемуся заключению ЭПБ срок эксплуатации котла истек в октябре 2012 года); заключительной частью заключения ЭПБ N 75-ЗС-03205-2010 дымовой трубы, эксплуатируемой в составе "котельной N 18 "Завойко"", определено состояние трубы как "ограниченно работоспособное". Экспертной организацией разработаны и согласованы ремонтные работы. Срок устранения - август 2011. Документы, подтверждающие выполнение ремонтных работ, в ходе проверки не представлены; на дымовой трубе котельной N 1 также не проведены ремонтные работы, предусмотренные заключением ЭПБ N 75-ЗС-02693-2009; на объекте "котельная N 3" не проведена экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений.
Факт наличия события административного правонарушения подтвержден материалами дела.
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет определено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАп РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований промышленной безопасности опасных производственных объектов в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции, установив событие административного правонарушения, а также вину общества в его совершении, пришел к правильному выводу об обоснованном привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, отказав последнему в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статьи 3.5 КоАП РФ в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела общество было надлежаще извещено.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, или позволяющих применить положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, не выявлено.
Довод ОАО "Камчатскэнерго" о том, что оспариваемое постановление вынесено ненадлежащим лицом отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку заместитель руководителя государственного органа в силу положений статьи 23.31 уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 КоАП РФ. При этом, факт возложения исполнения обязанностей заместителя руководителя не может рассматриваться в качестве рассмотрения дела об административном правонарушении неуполномоченным лицом.
Ссылка заявителя на отсутствие в материалах административного дела доказательств допущенных обществом нарушений отклоняется судом апелляционной инстанции, как опровергаемая материалами дела.
Доводы общества о том что ПБ 03-445-02 не содержат обязанностей для юридического лица по выполнению каких либо ремонтных работ, а также обязанности по предоставлению контролирующему органу документов, подтверждающих выполнение ремонтных работ, а также то, что склады ГСМ котельных не отнесены к объектам электроэнергетики, в связи с чем не подлежат применению 09-540-03, коллегией также отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.08.2013 по делу N А24-2354/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.