г. Хабаровск |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А24-2364/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Трофимовой О.Н.
Судей: Голикова В.М., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: МУП "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство" - представитель не явился;
от территориального отдела управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Карагинском и Пенжинском районах - Стрельцова Н.Ю., представитель по доверенности от 17.01.2014 N 178/01;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013
по делу N А24-2364/2013
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю., в апелляционном суде судьи: Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Гуцалюк С.В.
По заявлению муниципального унитарного предприятия "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство"
к территориальному отделу Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Карагинском и Пенжинском районах
о признании незаконным и отмене постановления N 78 от 17.06.2013
Муниципальное унитарное предприятие "Оссорское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1114177001718, место нахождения: 688700, Камчатский край, Карагинский район, п.Оссора,ул.Советская,100, далее - МУП "Оссорское ЖКХ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к территориальному отделу управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Карагинском и Пенжинском районах (место нахождения: 688700, Камчатский край, Карагинский район, п.Оссора, пер.Школьный,1, далее - теротдел Роспотребнадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 78 от 17.06.2013, которым предприятие привлечено к административной ответственности по статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда от 30.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что материалами дела подтверждается наличие в действиях предприятия состава вменяемого ему административного правонарушения.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 решение суда первой инстанции отменено с принятием нового судебного акта, которым оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено со ссылкой на то, что МУП "Оссорское ЖКХ" не является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Законность принятого постановления апелляционного суда проверяется по жалобе управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (далее - управление Роспотребнадзора), поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит его отменить, сославшись на неправильное применение судом положений статьи 8.2 Кодекса, в соответствии с которой предприятие привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, а не при размещении, как ошибочно сделал вывод суд апелляционной инстанции, отходов потребления, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
МУП "Осорское ЖКХ" отзыв на жалобу не представило и явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, хотя надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя управления Роспотребнадзора, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащий удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в период с 11.06.2013 по 13.06.2013 на основании распоряжения руководителя административного органа N 383/1 от 06.06.2013 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, что выгреба жилых домов N 47 и N 55 по ул.Лукашевского в п.Оссора Карагинского района Камчатского края переполнены, хозяйственно-бытовые сточные воды из отстойников и жировиков изливаются по дворам располагающихся жилых домов, образуя зловонные лужи. Своевременная и регулярная откачка хозяйственно-бытовых сточных вод из выгребов не производится, что нашло отражение в акте проверки N 383 от 13.06.2013.
Полагая, что ответственным за допущенные нарушения является предприятие, теротделом Роспотребнадзора в отношении последнего 13.06.2013 составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого 17.06.2013 вынесено постановление N 78 о признании МУП "Оссорское ЖКХ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.
Указанной нормой права установлена административная ответственность, в том числе юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 786 от 02.12.2002, зарегистрированным в Минюсте РФ 09.01.2003 N 4107, отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки отнесены к числу отходов с присвоением кода 95100000 00 00 0.
Спор о том, что хозяйственно-бытовые сточные воды из отстойников и жировиков относятся к отходам потребления между сторонами спорного административного правонарушения, отсутствует.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу о том, что предприятие не является надлежащим субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса, поскольку не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Суд кассационной инстанции считает, что апелляционным судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
МУП "Оссорское ЖКХ" осуществляет деятельность по сбору отходов, что предусмотрено пунктом 2.2 Устава предприятия (удаление и обработка сточных вод, удаление и обработка твердых отходов). Кроме этого, функции по обеспечению населения услугами по вывозу твердых и жидких бытовых отходов возложены на предприятие постановлением администрации муниципального образования городского поселения "Поселок Оссора" N 48 от 29.07.2011, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.08.2011.
Из изложенного следует, что предприятие обязано осуществлять сбор отходов потребления с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Факт несоблюдения указанных требований подтверждается материалами дела, поэтому суд кассационной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерно привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции сделан ошибочный, не подтвержденный материалами дела вывод о том, что предприятие занимается размещением отходов - их хранением и захоронением. Неправильное определение предмета деятельности, которое осуществляет предприятие в отношении жидких бытовых отходов, привело к ошибочному выводу о том, что предприятие не является субъектом, подлежащим привлечению к административной ответственности по вышеуказанной норме права, и необоснованному применению для урегулирования спорных правоотношений правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 4433/10, которая касается, именно, деятельности по размещению, а не сбору отходов производства и потребления.
Поскольку у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и им неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, то постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 по делу N А24-2364/2013 Арбитражного суда Камчатского края отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.07.2013 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Трофимова О.Н. |
Судьи |
Голиков В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.