г. Хабаровск |
|
03 февраля 2014 г. |
А73-6139/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.Г.Красковской
Судей: Г.А.Камалиевой, И.А.Тарасова
при участии:
от истца: Сбоев В.П., представитель по доверенности б/н от 02.11.2012;
от ответчика: Вергулес А.Н., представитель по доверенности N 27 АА 0504072 от 17.10.2013;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 02.09.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013
по делу N А73-6139/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.Н.Бляхер, в апелляционном суде судьи: И.С.Чижиков, К.П.Засорин, С.В.Шевченко
По иску муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: администрация г.Хабаровска в лице Финансового департамента администрации г.Хабаровска, краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску"
о взыскании 38 854 464 руб. 75 коп.
Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (ОГРН 1022701198013; адрес (место нахождения): 680023, г.Хабаровск, ул.Краснореченская, 96; далее -предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН 1037739085636, адрес (место нахождения): 109097, г.Москва, ул.Ильинка, 9, стр.1; далее - Министерство), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (далее - Министерство края) о взыскании за счет средств казны соответствующих муниципальных образований 48 113 208 руб. убытков, связанных с перевозкой граждан по единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ) в период с 01.07.2012 по 31.12.2012: с Российской Федерации - 38 854 464 руб. 75 коп., с Хабаровского края - 9 258 743 руб.
Иск обоснован наличием у предприятия права на компенсацию неполученных доходов при осуществлении перевозок пассажиров по льготным билетам в силу норм Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьи 790 ГК РФ, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), нормативных актов органов власти Хабаровского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Хабаровска, краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску".
До принятия судом решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований к Российской Федерации до 32 847 062 руб. 76 коп. и отказался от иска к Хабаровскому краю.
Определением суда от 29.07.2013 производство по делу в отношении требований к Хабаровскому краю на сумму 9 258 743 руб. прекращено в связи с отказом истца от этой части иска и принятии отказа судом (пункт 4 части 1 статьи 150 АПК РФ).
Решением от 02.09.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013, иск удовлетворен в части взыскания 31 455 441 руб. 28 коп. с Российской Федерации в лице Министерства за счет средств казны Российской Федерации.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается наличие у истца подлежащих компенсации убытков от оказания услуги перевозки граждан по льготной цене во исполнение Закона N 122-ФЗ и постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (далее - Постановление N 122). При этом расходные обязательства Хабаровского края в этой части исполнены полностью, тогда как Российская Федерация исполнила их только в части. Поэтому иск удовлетворен за счет федерального бюджета.
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что финансирование льгот по проезду в настоящее время относится к расходным обязательства субъекта Российской Федерации в силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, Закона N 122-ФЗ, Постановления N 122. Поэтому Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по делу. Считает, что расчет убытков не позволяет определить их реальный размер, отсутствует документальное подтверждение их несения (статьи 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу предприятие выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает решение и постановление апелляционного суда соответствующими закону и предлагает оставить их без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители предприятия и Министерства поддержали доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Суды установили, что на основании договора от 24.12.2010 N 05-39-290, заключенного КГУ "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску", и Постановления N 122, предприятие осуществляет деятельность по перевозке отдельных категорий граждан в городском транспорте общего пользования по ЕСПБ.
В результате этого предприятие в период с 01.07.2012 по 31.12.2012 понесло убытки от недополучения платы за перевозку, предъявив требование об их компенсации.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 1, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 16 этого же Постановления в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Законом N 122-ФЗ отменены льготы по проезду отдельным категориям гражданам, но вместе с тем субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение данного Закона Постановлением N 122 с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и стоимость такого билета. Министерству финансов Хабаровского края предписано перечислять ежемесячно денежные средства на лицевой счет Минсоцзащиты Хабаровского края, а данному органу - обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели (пункты 7, 7.3, 9, 9.4 названного постановления).
Постановлением губернатора Хабаровского края от 29.12.2011 N 133 установлена стоимость ЕСПБ в размере 540 руб. при тарифе на проезд одного пассажира 15 руб. (постановление администрации г.Хабаровска от 31.12.2010 N 4174).
Суды, основываясь на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, приведенной в постановлении от 23.06.2009 N 2992/09, проверили расчет истца в части не возмещенных расходов от перевозки льготных категорий граждан по ЕСПБ. Расчет признан обоснованным, подтвержденным сведениями Минсоцзащиты Хабаровского края, данными о стоимости проезда на общественном транспорте в спорный период, результатами натурных обследований, данными о доле проданных ЕСПБ, о произведенных компенсационных выплатах, сведениями федерального и регионального регистров льготников. При этом установлено, что обязательства по региональному регистру исполнены в полном объеме, по федеральному - в части. Размер компенсации, заявленный истцом к возмещению за счет федерального бюджета, признан судами обоснованным (с учетом компенсированных сумм) в размере 31 455 441 руб. 28 коп.
Довод заявителя жалобы о том, что наличие у предприятия реального ущерба и его размер не подтверждены, подлежит отклонению, поскольку противоречит имеющимся в деле доказательствам, которые должным образом оценены судами и не подлежат переоценке в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Его же довод о том, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по делу, противоречит приведенным выше нормам законодательства, поэтому кассационной инстанцией не учитывается.
Нарушений норм права, влияющих на законность судебных актов, судами не допущено, поэтому решение и постановление не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.09.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N А73-6139/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Г.Красковская |
Судьи |
Г.А.Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.