г. Хабаровск |
|
19 ноября 2013 г. |
Дело N А73-6139/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от МУП "ТТУ": Сбоев В.П., представитель, доверенность от 02.11.2013;
от Минфина России: Тарасенко Н.В., представитель, доверенность от 16.01.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 02.09.2013 по делу N А73-6139/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Захаренко Е.Н.
по иску муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
к Российской Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 48 113 208 руб.
третьи лица администрация г.Хабаровска в лице Финансового департамента администрации г.Хабаровска, краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по г.Хабаровску"
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие г.Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (ОГРН 1022701198013 ИНН 2702010934, далее - МУП г.Хабаровска "ТТУ", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636 ИНН 7710168360, далее - Минфин России) о взыскании убытков в размере 32 847 062 руб. 76 коп. за период с 01.07.2012 по 31.12.2012, причиненных Предприятию в результате перевозки граждан по единому социальному проездному билету (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 01.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация г.Хабаровска в лице финансового департамента, краевое государственное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску".
Решением суда от 02.09.2013 исковые требования удовлетворены на сумму 31 455 441 руб. 28 коп.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В доводах апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что до 2005 года убытки транспортным предприятиям возмещались за счет федерального бюджета. Указывает, что с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельных категорий граждан. В связи с чем, полагает, что финансирование этих льгот относится к расходным обязательства субъекта РФ.
Указывает, что определение расходов транспортных организаций, перевозящих граждан по единому социальному проездному билету на основании Инструкции Госкомстата (в части определения количества поездок в месяц одного льготника) является правомерным только в том случае, если публично-правовым образованием (государственным органом) не утвержден порядок возмещения транспортным организациям таких расходов.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, ссылка суда на Постановление Администрации г.Хабаровска от 28.03.2013 N 1085 не обоснована, поскольку данным распоряжением не утверждены данные о количестве поездок, совершенных льготными пассажирами на транспорте истца.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП г.Хабаровска "ТТУ" отклонило доводы жалобы как несостоятельные, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю и МУП г.Хабаровска "ТТУ" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании заключенного между КГУ "Центр социальной поддержки населения по г. Хабаровску" и МУП г.Хабаровска "ТТУ" договора от 24.12.2010 N 05-39-290, предприятие осуществляет деятельность по перевозке отдельных категорий граждан в городском транспорте общего пользования по единым социальным проездным билетам согласно постановлению Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (далее - постановление губернатора от 17.05.2005 N 122).
В период с 01.07.2012 по 31.12.2012 Предприятие во исполнение постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122, осуществляло перевозку граждан по единому социальному проездному билету.
Ссылаясь на то, что расходы за перевозку льготников, включенных в федеральный регистр, не были возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Во исполнение Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ постановлением Губернатора от 17.05.2005 N 122 с 01.07.2005 на территории Хабаровского края установлены порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан и стоимость такого билета. Министерству финансов Хабаровского края предписано перечислять ежемесячно денежные средства на лицевой счет Минсоцзащиты Хабаровского края, а данному органу - обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели (пункты 7, 7.3, 9, 9.4 названного постановления).
В период с 01.07.2012 по 31.12.2012 стоимость указанного билета составила 540 руб. (установлена постановлением губернатора Хабаровского края от 29.12.2011 N 133).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
В постановлении Губернатора от 17.05.2005 N 122 не представлен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на перевозку льготных категорий граждан и стоимостью единого социального проездного билета.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 9621/2010, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 23.06.2009 N 2992/09) о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела, необходимо проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей.
При этом расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Сведения федерального и регионального регистра льготников учитываются при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел.
Удовлетворяя требования истца в части, суд первой инстанции руководствовался данными о количестве реализованных в исковой период проездных билетов на основании сведений Минсоцзащиты Хабаровского края от 04.03.2013 N 01-23-3786; о стоимости проезда на общественном транспорте в спорный период, утвержденные постановлением мэра г. Хабаровска от 31.12.2010 N 4175; результатов натурных обследований, проведенных на основании постановления мэра г. Хабаровска от 28.03.2013 N 1085; данных о доле проданных единых социальных проездных билетов ХТТУ, согласно приказу Управления транспорта Администрации г.Хабаровска от 13.01.2012 N 2; данные о компенсации понесенных истцом расходов.
Убытки в размере 34 969 018 руб. 28 коп. определены истцом исходя из общего количества льготников по федеральному регистру (112 867) умноженных на долю льготников приходящихся на ХТТУ (40,5%), количество совершаемых льготником поездок ежемесячно (51) и на тариф на перевозку одного пассажира (15 руб.).
Проверив расчет истца, суд первой инстанции установил, что из указанной истцом суммы убытков, за счет средств от реализации ЕСПБ последнему возмещено 3 513 577 руб., в связи с чем, убытки истца составят 31 455 441 руб. 28 коп.
При этом установлено, что методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан до настоящего времени не разработана.
Вместе с тем, в апелляционной жалобе произведенный расчет убытков ответчиками не оспаривается; данный расчет судом апелляционной инстанции проверен, признан верным и обоснованным. Сведения, используемые истцом, подтверждены материалами дела.
Между тем, в апелляционной жалобе Минфин РФ считает необоснованными ссылки суда на Постановление Администрации г.Хабаровска от 28.03.2013 N 1085, поскольку данным распоряжением не утверждены данные о количестве поездок, совершенных льготными пассажирами на транспорте истца. Однако, указанное постановление в установленном законом порядке не оспорено, не признано недействительными, не отменено органом, принявшим его.
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.
В пункте 19 того же Постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы, что финансирование этих льгот относится к расходным обязательства субъекта РФ, апелляционной инстанцией отклоняется.
Статья 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Поскольку, в рассматриваемом деле, обязательства по региональному регистру исполнены полностью, а по федеральному в части, то, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что государство обязано в полном объеме компенсировать унитарному предприятию, которым является истец, сумму неполученной платы за оказание льготных услуг пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02 сентября 2013 года по делу N А73-6139/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6139/2013
Истец: МУП города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: Министерство финансов РФ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ В ЛИЦЕ УФК ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ, Министерство финансов Хабаровского края, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Администрация города Хабаровска, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Хабаровскому краю"