г. Хабаровск |
|
03 февраля 2014 г. |
А73-3345/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Г.А.Камалиевой
Судей: А.Н.Барбатова, И.А.Тарасова
при участии:
от истца - представители не явились
от ответчика - Борзецов Антон Александрович
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 14.06.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013
по делу N А73-3345/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья М.Ю.Ульянова; в апелляционном суде - судьи Е.Н.Головнина, А.И.Михайлова, С.Б.Ротарь
По иску общества с ограниченной ответственностью "Николаевское автотранспортное предприятие"
к администрации городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 977 800 рублей
Общество с ограниченной ответственностью "Николаевское автотранспортное предприятие" (далее - общество, ООО "НАП; ОГРН 1112705000320, адрес (место нахождения): 682460, Хабаровский край, г.Николаевск-на-Амуре, ул.Советская, 14) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация; ОГРН 1052700057816, адрес (место нахождения): 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре ул. Советская, 73) о взыскании за счет казны городского поселения убытков в размере 977 800 рублей, возникших в результате осуществления регулярных пассажирских перевозок в городском поселении "Город Николаевск-на-Амуре" в 2012 году.
Решением от 14.06.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного суда от 03.10.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме в связи с установлением факта оказания истцом услуг по перевозке и отсутствием доказательств возмещения понесенных обществом убытков, возникших в результате осуществления последним регулярных пассажирских перевозок.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование указывает на то, что ООО "НАП" является коммерческой организацией, созданной с целью извлечения прибыли, в том числе осуществляющей автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. Вместе с тем общество в нарушение Методических указаний по расчету тарифов на перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом и автомобильным транспортом общего пользования в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края, утвержденных постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 09.08.2011 N 26-Ц (далее - Методические рекомендации), не смогло установить в органе тарифного регулирования Хабаровского края экономически обоснованный тариф, поэтому оно несет убытки. Приводит довод об отсутствии незаконных действий со стороны администрации, поскольку она в силу закона не наделена полномочиями по тарифному регулированию. По мнению заявителя, им в силу пункта 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) созданы условия для предоставления услуг населению путем принятия постановления от 03.10.2011 N 418. Вместе с тем ни Закон N 134-ФЗ, ни договор, заключенный с обществом не содержат норм об обязательном возмещении перевозчику каких-либо убытков. Указывает, что в соответствии с пунктом 5 Положения о порядке предоставлении субсидий на возмещение убытков, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам в городском поселении "Город Николаевск-на-Амуре", утвержденного постановлением администрации городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края от 03.03.2010 N 87 (далее - Положение N 87), субсидии предоставляются только в объеме средств, утвержденных на данные цели в бюджете городского поселения. Средства, которые были предусмотрены в бюджете городского поселения на данные цели в спорный период оплачены ООО "НАП" в полном объеме. Кроме того, счет-фактура на сумму 977 800 рублей направлена в администрацию лишь 29.01.2013, однако в силу пункта 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 01 января и действует до 31 декабря финансового года, что согласуется с пунктом 5.2 договора, по условиям которого договор прекращает свое действия 31.12.2012. Считает, что в связи с направлением счета-фактуры за пределами срока исполнения бюджета и договора, у администрации обязанностей по ее оплате не возникло.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "НАП" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, 11.01.2012 между администраций и обществом (перевозчиком) заключен договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок в городском поселении "Город Николаевск-на-Амуре" (далее - договор на осуществление перевозок), по условиям которого администрация привлекает автотранспорт перевозчика к регулярным перевозкам пассажиров в городском поселении "Город Николаевск-на-Амуре" на конкурсной основе, а перевозчик осуществляет пассажирские перевозки в соответствии с действующим законодательством по маршрутам регулярных пассажирских перевозок, указанным в Перечне маршрутов регулярных пассажирских перевозок в городском поселении "Город Николаевск-на-Амуре", являющимся приложением к настоящему договору (пункт 1.1), сроком действия с 11.01.2012 по 31.12.2013.
Кроме того, 11.01.2012 между сторонами также заключен договор на предоставление субсидий на возмещение убытков, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам (далее - договор на предоставление субсидий), сроком действия с 11.01.2012 по 31.12.2012, предмет которого определен в разделе 1 данного договора следующим образом:
"Распорядитель (Администрация), являясь главным распорядителем бюджетных средств, предоставляет получателю (Обществу), взявшему на себя функции по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам по результатам открытого конкурса владельцев автотранспорта на право осуществления регулярных пассажирских перевозок в городском поселении, субсидии из бюджета городского поселения на возмещение убытков от оказания таких услуг на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре".
Субсидия предоставляется на основании решения Совета депутатов городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" от 23.12.2011 N 42-184 "О бюджете городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре на 2012 год" и постановления Администрации от 03.03.2010 N 87 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из местного бюджета на возмещение убытков от оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам" (далее - Положение N 87).
Пунктом 2.2.1 данного договора предусмотрено обязательство администрации перечислять обществу субсидии на возмещение убытков, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров, в течение 30 дней со дня предоставления получателем документов на получение субсидии (перечисленных в пункте 2.1.2 Договора на предоставление субсидий).
Непокрытие в полном объеме расходов общества, понесенных им при осуществлении регулярных пассажирских перевозок в городском поселении г. Николаевск-на-Амуре в 2012 году, составляющих разницу между расходами истца по данным перевозкам и полученными доходами, компенсацией расходов по оплате проезда льготников ЕСПБ, явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из нижеследующего.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. При этом финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения в силу статьи 18 Закона N 131-ФЗ, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Во исполнение данных норм права администрацией издано Положение N 87, с ООО "НАП" - лицом, оказывающим услуги по перевозке пассажиров в городском округе, заключены указанные выше договоры от 11.01.2012.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16, 1069 ГК РФ).
Согласно статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды установили, что расчет убытков подтвержден отчетами о фактически выполненных объемах транспортных услуг, о фактических эксплуатационных расходах, финансовом результате от работы пассажирского транспорта за период 2012 года, факт оказания услуг ответчиком не оспаривается, в том числе и учетные данные по количеству пассажиров, доходы от продажи билетов, стоимости субсидий на возмещение расходов за проезд граждан отдельных категорий по ЕСПБ и сумме субсидий, выплаченных администрацией на основании Положения N 87 и договора от 11.02.2012. Установив факт оказания услуг в спорный период, отсутствие доказательств возмещения истцу в полном объеме убытков, суды обоснованно удовлетворили исковые требования.
Кассационная инстанция соглашается с позицией судов, отклонившими довод администрации о предоставлении субсидии только в объеме средств, утвержденных на эти цели в бюджете городского поселения, и указавшими, что вопросы организации транспортного обслуживания населения в силу прямого указания закона отнесены к полномочиям ответчика, который должен был предпринять меры для включения необходимых денежных средств в расходы бюджета городского поселения.
Судами обоснованно отклонен довод администрации, аналогичный доводу кассационной жалобы, о нарушении истцом срока предоставления счета-фактуры на сумму 977 800 рублей, направленного в адрес администрации лишь 29.01.2013, т.е. за пределами 2012 финансового года, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по возмещению спорных убытков.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о том, что причиной возникновения убытков явились действия самого общества, выразившиеся в невозможности ООО "НАП" установить в органе тарифного регулирования Хабаровского края экономически обоснованный тариф, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Все представленные в материалы дела доказательства, в том числе произведенный истцом расчет суммы убытков, исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений статей 67, 68, 71, 75 АПК РФ. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании судами первой и апелляционной инстанций выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют (ст. 286 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.06.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу N А73-3345/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А.Камалиева |
Судьи |
А.Н.Барбатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.