г. Хабаровск |
|
04 февраля 2014 г. |
А73-5589/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Н. Новиковой
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
от истца: Колесников А.С., представитель по доверенности от 15.03.2013 N 3.1-9/802;
от ответчика: Пак Н.Е., представитель по доверенности от 20.06.2013 б/н; Александров К.А. (ордер от 27.01.2014 N 34);
от третьих лиц: от комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края - Миннегалиев А.М., представитель по доверенности от 13.01.2014 N 02-17-78
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013
по делу N А73-5589/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.П. Медведева,
в суде апелляционной инстанции судьи Е.Н. Головнина, А.И. Михайлова, С.Б. Ротарь
по иску министерства сельского хозяйства и продовольствия
Хабаровского края к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Паку Вадиму Тонденовичу третьи лица: комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края; краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения района имени Лазо"
о взыскании необоснованно полученных гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, процентов за пользование чужими денежными средствами
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН 1022700922221; далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Паку Вадиму Тонденовичу (ОГРНИП 311271321000023; далее - глава КФХ, ответчик) о взыскании необоснованно полученных гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство - всего в сумме 1 575 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 30.11.2012 по 20.05.2013, в размере 61 720,31 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по труду и занятости населения правительства Хабаровского края (далее - комитет), краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения района имени Лазо" (далее - учреждение).
Решением от 26.07.2013 исковые требования в части, касающейся возврата суммы гранта и единовременной помощи (всего 1 575 000 руб.), удовлетворены полностью и указанная сумма взыскана с ответчика в пользу истца; в части процентов - в размере 19 851,56 руб., с учетом их начисления за период с 27.03.2013 по 20.05.2013.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 решение отменено; в иске отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить постановление как не соответствующее нормам права. Заявитель полагает, что грант и единовременная помощь получены ответчиком в нарушение Приложения N 2 к Приказу Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197; постановления Правительства РФ от 28.02.2012 N 166, а именно ответчик на момент получения гранта и единовременной помощи являлся получателем выплаты на содействие самозанятости безработных граждан. Данное обстоятельство выявлено при проведении проверки соблюдения получателем гранта и единовременной помощи условий, целей и порядка их предоставления. Не согласен с выводом суда о том, что при дальнейшем развитии правовых норм, регламентирующих порядок и условия получения гранта, единовременной помощи, целью законодателя не было безусловное ограничение права претендента на участие в конкурсе при получении каких-либо выплат. Считает, что правовые нормы при их последующем изменении не подлежат применению к спорным правоотношениям.
В отзыве глава КФХ считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца и ответчика доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дав по ним пояснения.
Представитель комитета поддержал позицию министерства.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив законность постановления апелляционного суда от 31.10.2013 исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усмотрел предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам заседания конкурсной комиссии, итоги которого оформлены протоколом от 09.08.2012, признаны победителями конкурса на предоставление гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на обустройство начинающим фермерам 9 заявителей, в том числе Глава КФХ Пак В.Т., "выращивание овощей"; комиссией для названного заявителя определены суммы гранта - 1 350 000 руб., единовременной помощи - 225 000 руб.
03.09.2012 министерство и глава КФХ подписали соглашение N 77 о взаимодействии сторон и комплексном участии в реализации мероприятий программ - государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства Хабаровского края на 2008-2012 годы". Министерство обязалось направить денежные средства, выделяемые из бюджета в 2012 году, в форме субсидий; глава КФХ - предоставлять отчетность об использовании полученных средств.
Министерство платежными поручениями от 30.11.2012 перечислило на счет главы КФХ денежные средства в общей сумме 1 575 000 руб.
В ходе проверки отчета о целевом использовании полученных средств, проведенной министерством, выявлен факт несоответствия адресата как получателя гранта, единовременной помощи требованию, установленному пп. "б" п.2 Условий подачи гражданином РФ заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197 (далее - Приказ Минсельхоза России N 197) и п.2 приложения N 1 к Порядку и условиям предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр (далее - Постановление края N 66-пр), а именно - выявлен факт получения ответчиком в 2011 году выплат на содействие самозанятости безработных граждан.
В связи с установленным министерство обратилось с письменным требованием к ответчику (письмо от 31.01.2013) о возврате в краевой бюджет полученных гранта и единовременной помощи в сумме 1 575 000 руб.
Невозвращение главой КФХ денежных средств в добровольном порядке послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора суд первой инстанции, установив, что глава КФХ Пак В.Т. при оформлении заявки на получение гранта, единовременной помощи недостоверно указал сведения в графе 16 заявки, поскольку являлся получателем выплат, полученных им в 2011 году в сумме 58 800 руб. на содействие самозанятости безработных граждан, на основании п. 7 постановления края N 66-пр сделал вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения иска о возврате 1 575 000 руб.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда и отказывая в иске, исходила из следующего.
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку начинающим фермерам (далее - Правила N 166), которыми установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - грант и единовременная помощь), в рамках реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446.
Правилами установлено, что максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства определяется субъектом РФ в размере, не превышающем 1,5 млн. руб. Размер гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом РФ.
Установлено, что в случае нецелевого использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства средства, составляющие его сумму, подлежат возврату в соответствующий субъект (п. 4 Правил N 166).
Аналогичные правила, за исключением условий о возврате денежных средств, установлены в отношении единовременной помощи на бытовое обустройство: максимальный размер - 250 000 руб.; предоставление осуществляется конкурсной комиссией (п. 5 Правил N 166).
Таким образом, Правилами установлен возврат суммы гранта, полученной на создание крестьянского (фермерского) хозяйства в случае ее нецелевого использования.
Этими же Правилами определено, что субсидии (грант и единовременная помощь) предоставляются в соответствии с региональной программой поддержки начинающих фермеров, которая прошла отбор в соответствии с порядком, установленным министерством сельского хозяйства, а также в соответствии с условиями, установленными этим министерством.
Кроме того, Правилами N 166 определено, что предоставление субсидии осуществляется, в том числе, при наличии утвержденных региональной и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по поддержке начинающих фермеров, и расходных обязательств по финансированию программ, предусматривающих поддержку начинающих фермеров на соответствующий финансовый год; а также при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку начинающих фермеров и определяющего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также сроки рассмотрения этих документов, не превышающие 15 рабочих дней.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.03.2012 N 197 (зарегистрирован в Минюсте 13.04.2012 N 23836) утвержден порядок отбора региональных программ поддержки начинающим фермерам (приложение N 1 к приказу) и условия подачи гражданами РФ заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение N 2 к приказу).
Из содержания установленных Приложением N 2 к приказу условий следует, что при подаче заявки в конкурсную комиссию, созданную субъектом РФ, претендентом прилагаются документы, подтверждающие условия, в том числе, что заявитель ранее не являлся получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (подп. "б" п. 2 Условий).
В последующем данная редакция Приказа N 197 изменена. В пункт 2 Приложения N 2 к приказу внесен п. 2.2, устанавливающий: при подаче заявки предоставляются документы, что заявитель ранее не являлся получателем, в том числе, выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является заявитель (подп. "в" п. 2.2 Условий). При этом в этом же пункте (2.2) уточнено, что в случае, если указанные в пунктах, в том числе "в", единовременные выплаты заявитель получает для создания и развития хозяйства, указанного в пункте 2.3 настоящих Условий, и не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров.
Названный приказ N 197, как в действующей в настоящее время редакции, так и в редакции, действующей в спорный период, последствий при несоблюдении установленных условий не содержит.
По настоящему спору установлено, что министерством опубликована информация о проведении конкурса на предоставление грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Для участия в конкурсе глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пак В.Т. обратился с заявкой по установленной форме, л.д. 13-17, т.1, приложив документы перечень которых определен описью. В заявке в графе 16 "заявитель ранее являлся получателем грантов на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом" указано "нет". В описи документов поименованы, в том числе, гарантийные письма N 1, N 2.
По результатам заседания конкурсной комиссии оформлен протокол от 09.08.2012 N 2, согласно которому комиссией решено признать победителем конкурса, в том числе, главу крестьянского (фермерского) хозяйства Пак В.Т. "выращивание овощей"; утверждена сумма гранта - 1 350 000 руб., единовременной помощи - 225 000 руб.
С победителем конкурса Пак В.Т. заключено соглашение от 03.09.2012 N 77.
Установлено, что на момент проведения конкурса, определения победителя, утверждения суммы гранта, единовременной помощи, заключения соглашения на территории Хабаровского края отсутствовал нормативный правовой акт субъекта РФ (Хабаровского края), предусматривающий порядок предоставления крестьянскому (фермерскому) хозяйству из бюджета субъекта средств на поддержку начинающих фермеров и определяющего перечень документов, необходимых для получения указанных средств.
Такой документ, регулирующий именно отношения по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам принят постановлением правительства Хабаровского края от 30.08.2012 N 299-пр "О внесении изменений в постановление правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр "О порядке и об условиях предоставления краевой государственной поддержки сельскохозяйственным производителям в Хабаровском крае". При этом действие названного постановления, вступившего в силу с его официального опубликования (опубликовано в Собрании законодательства Хабаровского края 12.09.2012 N 8 (121) (часть 1)), в принятой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.
Названным постановлением N 299-пр в Приложении N 1 установлены Порядок и условия предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство" (далее - Порядок и условия).
В частности, пунктом 4.1 установлено, что комиссия публикует на официальном сайте министерства порядок, условия и сроки проведения конкурса на получение грантов и единовременной помощи, а также списки документов для участия в конкурсе. Начинающие фермеры, желающие участвовать в конкурсе, подают в министерство заявку по установленной форме согласно Приложению N 2 к названному Порядку и условиям с приложением документов согласно приложению N 1 к названному Порядку и условиям, а также опись прилагаемых документов.
Из приложения N 1 к названному Порядку и условиям, устанавливающего требования к заявителю, следует, что последний в подтверждение того, что ранее не являлся получателем грантов на развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, грантов на развитие семейных животноводческих ферм, выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляет гарантийное письмо, подтверждающее, что заявитель и члены его хозяйства ранее не являлись получателями средств государственной поддержки.
Далее, как следует из Порядка и условий, заявители, предоставившие документы, оформленные с нарушением требований, либо предоставившие документы не в полном объеме, в состав участников конкурса не включаются (абз. 4.1). В случае, если документы, указанные в подпункте 1 подпункта 4.1, не представлены заявителем, министерство самостоятельно получает их по межведомственному запросу.
Доказательств того, что заявитель при подаче заявки был уведомлен о необходимости в обоснование указанных условий предоставить гарантийные письма и о том, что представление сведений с нарушением установленных требований влечет для него негативные последствия, в дело не представлено.
В описи документов, приложенной к заявке, отражены сведения о гарантийных письмах за N 1, N 2. В деле данные письма отсутствуют. Вместе с тем их отсутствие не исключает обязанности министерства проверить представленные претендентом документы на соответствие, в том числе, действительности. Для чего последний был вправе воспользоваться документами межведомственного запроса.
Кроме того, отсутствуют доказательства, что министерство принимало меры по установлению соответствия документов после принятия указанного Порядка и условий (официально опубликовано 12.09.2012) и до перечисления денежных средств по гранту, единовременной помощи (платежные поручения от 30.11.2012) по установлению соответствия документов, представленных заявителем по конкурсу, проведенному в отсутствие нормативно-правового акта субъекта РФ (Хабаровского края).
Поэтому установленные факты о получении заявителем единовременной помощи в размере 58 800 руб. в рамках программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда края в 2011 году, выявленные в ходе проверки о целевом использовании полученных денежных средств по гранту, единовременной помощи по бытовому обустройству в силу вышеустановленного не могут служить основанием для их возврата.
Таким основанием на момент подведения итогов конкурса, заключения соглашения являлось нецелевое использование начинающими фермерами полученных денежных средств гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства (Правила N 166, утвержденные постановлением правительства от 28.02.2012).
Проверкой, проведенной министерством, соответствующие факты не установлены, что подтверждено истцом.
Кроме того, суды учли, что средства в сумме 58 800 руб. получены Пак В.Т. как безработным; 14.06.2011 с ним заключен договор об оказании содействия в организации предпринимательской деятельности (организация крестьянского (фермерского) хозяйства с видом деятельности - выращивание картофеля; Пак В.Т зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 29.07.2011. Надлежащие доказательства того, что полученные денежные средства по гранту, единовременной помощи и спорные выплаты направлены на финансирование одних и тех же затрат, отсутствуют.
Указание суда апелляционной инстанции на то, что последующие редакции Приказа Минсельхоза России N 197, внесенные в соответствии с ним изменения в постановление края N 66-пр, касающиеся возможного участия в конкурсе лица, получившего выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, в случае если их получение, в том числе, не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, не свидетельствует о принятии незаконного судебного акта. Изменение законодательства принято во внимание при оценке судом в совокупности установленных обстоятельств по делу: отсутствие на момент подведения итогов конкурса, заключения соглашения по нему нормативного акта субъекта Хабаровского края, регулирующего соответствующие отношения; установления факта выплат, полученных ответчиком на содействие самозанятости безработных граждан в период, когда редакция нормативного акта Хабаровского края (постановления N 66-пр) приведена в соответствие с положениями Приказа N 197.
Более того, суд учел, что заполнение ответчиком заявки могло быть обусловлено названными обстоятельствами, а также тем, что установленная форма заявки не конкретизирует периоды получения выплат: до либо после регистрации в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, т.е. графа 16 заявки достаточно определенно не выражает волю публичного органа о денежных средствах, полученных претендентом и подлежащих подтверждению.
При установленном правомерен вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы, поэтому судом кассационной инстанции не принимаются.
При изложенном основания для отмены постановления от 31.10.2013 и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по делу N А73-5589/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Новикова |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.