г. Хабаровск |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А73-5589/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Головниной Е.Н.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
в заседании участвовали:
от истца: Боликов Р.А. по доверенности от 25.06.2013
от ответчика: Александров К.А. по ордеру от 08.10.2013; Пак Н.В. по доверенности от 20.06.2013
от третьего лица: Миннегалиев А.М. по доверенности от 29.01.2013
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пак Вадима Тонденовича на решение от 26 июля 2013 года по делу N А73-5589/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Медведевой О.П.
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Паку Вадиму Тонденовичу
о взыскании необоснованно полученных гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, процентов за пользование чужими денежными средствами
третьи лица Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края; краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения района имени Лазо"
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края ОГРН 1022700922221 (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Паку Вадиму Тонденовичу ОГРНИП 311271321000023 (далее - Глава КФХ, ответчик) с иском о взыскании необоснованно полученных гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство - всего в сумме 1 575 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными за период с 30.11.2012 по 20.05.2013, в размере 61 720,31 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 01.07.2013 привлечены Комитет по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее - Комитет), краевое государственное казенное учреждение "Центр занятости населения района имени Лазо" (далее - Учреждение).
Решением арбитражного суда от 26.07.2013 исковые требования в части, касающейся возврата суммы гранта и единовременной помощи (всего 1 575 000 руб.), удовлетворены полностью и указанная сумма взыскана с ответчика в пользу истца; в части процентов - в размере 19 851,56 руб., с учетом начисления за период с 27.03.2013 по 20.05.2013.
В апелляционной жалобе Глава КФХ просит решение отменить и в иске отказать. Считает, что при разрешении спора следует учитывать закрепление на федеральном уровне подхода, согласно которому грант, полученный ответчиком в рамках утвержденной государственной программы развития сельского хозяйства, и субсидия, получаемая этим же лицом в соответствии с программой поддержки занятости населения, не являются аналогичными мерами государственной поддержки, поскольку имеют разную целевую направленность, то есть зарегистрированный в качестве главы КФХ гражданин вправе претендовать на дальнейшее развитие своего предприятия и на получение соответствующего гранта. Иной подход полагает противоречащим целям и задачам государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства. Считает, что на день принятия решения суда ранее полученные ответчиком денежные средства государственной поддержки на содействие самозанятости безработных граждан не препятствовали получению соответствующего гранта, данное не противоречило действующему на этот момент нормативно установленному на уровне края (с учетом внесения изменений) порядку.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит решение оставить без изменения. Настаивает на том, что ответчик получил грант и единовременную помощь на обустройство при том, что ранее он являлся получателем выплат в рамках самозанятости безработных граждан, что нарушало установленный на момент проведения конкурса порядок. Невыполнение данного требования влечет обязанность получателя возвратить полученные средства, что ответчиком добровольно не исполнено. Считает необоснованным применение нормативных актов, которые не регулируют конкретно спорные взаимоотношения; нормативные акты считает применимыми в редакции, действующей на дату возникновения спорных взаимоотношений (ноябрь 2012 года), а не на дату разрешения спора арбитражным судом.
В судебном заседании представитель Главы КФХ привел доводы в поддержку своей апелляционной жалобы, настаивали на отмене решения и отказе в иске. Представитель Министерства и Комитета считают решение законным и не подлежащим отмене. При этом в рамках состоявшегося отложения судебного заседания (с 15.10.2013 по 29.10.203) стороны спора по запросу суда представили документы в подтверждение расходования предоставленных средств - эти документы приобщены к материалам дела в порядке ч.2 ст.268 АПК РФ. В заседании представитель Комитета также представил документацию относительно расходования предоставленных по линии самозанятости средств - эти документы также приобщены к делу.
Проверив законность решения от 26.07.2013, с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее и выступлений участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела 19.07.2012 Глава КФХ обратился в Министерство с заявкой для участия в конкурсе на предоставление грантов на создание, развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
По результатам заседания конкурсной комиссии, итоги которого оформлены протоколом от 09.08.2012, признаны победителями конкурса на предоставление гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на обустройство начинающим фермерам 9 заявителей, в том числе Глава КФХ, "выращивание овощей", сумма гранта - 1 350 000 руб., единовременной помощи - 225 000 руб.
03.09.2012 Министерство и Глава КФХ подписали соглашение N 77 о взаимодействии сторон и комплексном участии в реализации мероприятий программ - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, краевой целевой программы "Развитие сельского хозяйства Хабаровского края на 2008-2012 годы". Министерство обязалось направить денежные средства, выделяемые из бюджета в 2012 году, в форме субсидий; Глава КФХ - предоставлять отчетность об использовании полученных средств.
Министерство перечислило на счет Главы КФХ денежные средства с общей сумме 1 575 000 руб. платежными поручениями от 30.11.2012.
Комитет представил Министерству информацию (письмо от 21.01.2013) о том, что ответчику в рамках программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда края в 2011 году выплачена единовременная помощь в размере 58,8 тыс.
После этого Министерство обратилось с письменным требованием к ответчику (письмо от 31.01.2013) о возврате в краевой бюджет полученных гранда и единовременной помощи в сумме 1 575 000 руб., сославшись на выявленный в ходе проверки отчета о целевом использовании полученных средств факт несоответствия адресата как получателя гранта и единовременной помощи требованию, установленному пп. "б" п.2 Условий подачи гражданином РФ заявок в конкурсную комиссию субъекта РФ для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197 (далее - Приказ Минсельхоза России N 197) и п.2 приложения N 1 к Порядку и условиям предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20.03.2012 N 66-пр (далее - Постановление края N 66-пр), а именно - выявлен факт получения ответчиком в 2011 году выплат на содействие самозанятости безработных граждан.
Поскольку Глава КФХ денежные средства добровольно не возвратил, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
На дату подачи ответчиком заявки и на дату проведения конкурса, повлекшего получение ответчиком спорных денежных средств, действовал Приказ Минсельхоза России N 197 в редакции от 13.05.2012, изданный во исполнение постановления Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров". Этим Приказом утверждены, числе прочего, условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение N 2).
В п.2 содержащихся в приложении N 2 условий закреплено - в конкурсную комиссию, созданную субъектом РФ для отбора начинающих фермеров, может подать заявку гражданин РФ с приложением документов, подтверждающих соблюдение ряда условий, одно из которых требует, чтобы заявитель ранее не являлся получателем, в том числе выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан.
Последствия, наступающие при несоблюдении данного условия, Приказ Минсельхоза России N 197 в рассматриваемой редакции не содержит.
После проведения конкурса и заключения между сторонами спора соглашения N 77, а именно 12.09.2012 опубликовано постановление Правительства Хабаровского края N 299-пр от 30.08.2012, которым внесены изменения в Постановление края N 66-пр. В частности, данное постановление дополнено Порядком и условиями предоставления из краевого бюджета начинающим фермерам, осуществляющим свою деятельность на территории Хабаровского края, грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Определенный Постановлением края N 66-пр в редакции от 30.08.2012 порядок содержит перечень требований к начинающим фермерам, претендующим на получение грантов и единовременной помощи в рамках реализации программ развития сельского хозяйства. Так, заявитель должен подтвердить, что ранее он не являлся получателем выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан (приложение N 1 к порядку). В случае невыполнения требований к заявителю, в том числе упомянутого, грант и единовременная помощь в полном объеме подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации - данное закреплено в п.7 порядка в указанной редакции.
Постановление N 299-пр, хотя и опубликовано в сентябре 2012 года, распространено на правоотношения, возникшие ранее - с 01.01.2012 (п.11).
Таким образом, Постановление края N 66-пр в редакции от 30.08.2012, распространено на взаимоотношения, возникшие из проведенного ранее его издания конкурса, при этом краевым документов введены последствия несоблюдения заявителем определенного требования, которые (последствия) федеральным законодателем в правилах, действующих на момент проведения спорного конкурса, не содержались.
Между тем воля законодателя не состояла в том, чтобы безусловно ограничить право получателя каких-либо выплат на участие в дальнейших конкурсах на получение грандов. Это следует из анализа нормативной документации.
Так, в действующей с 04.03.2013 редакции Приказа Минсельхоза России N 197 также, как и ранее, указано в качестве требования к претенденту на получение гранта и помощи неполучение им ранее (до регистрации КФХ) выплаты на содействие самозанятости безработных граждан (п.2.2 Условий). Однако в этом же пункте уточнено, что при получении указанных выплат, если заявитель получает их для создания и развития своего хозяйства (деятельность которого не превышает 24 месяца и которое зарегистрировано в субъекте по месту подачи заявки), и не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, он (заявитель) может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров.
Аналогичные изменения внесены и в Постановление края N 66-пр; в новой редакции нормативный акт субъекта действует с 31.08.2013 (постановление N 194-пр от 15.07.2013).
Принимая во внимание установленное (логику и направление изменения законодательства, а также отсутствие изданного на дату проведения конкурса норматива, устанавливающего требуемые истцом последствия) апелляционный суд находит обоснованным применить последний подход. Иное означает неравное положение начинающих фермеров в части реализации права на получение грандов и выплат на развитие уже созданного КФХ. В этой связи подлежит установлению наличие условий, при которых по действующим правилам начинающие фермеры вправе заявить о своем участии в конкурсе на получение гранда и единовременной помощи на развитие.
Установлено, что Пак В.Т. зарегистрирован в качестве Главы КФХ 29.07.2011. До этого момента, как следует из отзыва Комитета (т.1 л.д.69) и не оспаривается участниками спора, Пак В.Т. значится безработным и с ним 14.06.2011 заключен договор об оказании содействия в организации предпринимательской деятельности (организация КФХ с видом деятельности - выращивание картофеля), в рамках реализации которого оказана единовременная финансовая помощь при регистрации гражданином КФХ и на его счет в августе 2011 года произведена выплата в размере 58 800 руб. Целевое расходование полученных средств не оспаривается.
В конкурсе 09.08.2012 ответчик участвовал уже как Глава КФХ для получения средств, которые согласно плану и отчетам о фактическом использовании, направлены на развитие существующего крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, ранее полученные и спорные выплаты не направлены на финансирование одних и тех же затрат; при этом срок деятельности КФХ на момент принятия решений о выплате не превышал 2-х лет и КФХ, зарегистрированное в процессе содействия занятости гражданину, находится в Хабаровском крае - то есть по месту заявки на участие в конкурсе начинающих фермеров.
Иные, помимо спорного, требования также соблюдены ответчиком при подаче заявки для участия в конкурсе.
Следует также учесть, что в законодательстве, действующем на дату подачи ответчиком заявки для участия в конкурсе начинающих фермеров, не было конкретизировано то, какие ранее полученные выплаты имеются в виду - полученные им до либо после регистрации в качестве главы КФХ. Данное могло обусловить некорректное заполнение ответчиком заявки.
В связи с изложенным оснований для обязания ответчика возвратить полученных им от Министерства на развитие КФХ суммы (гранд и единовременная помощь на благоустройство) не имеется.
Поскольку не установлено неправомерное удержание ответчиком денежных средств, нет оснований и для удовлетворения требования о взыскании процентов.
Апелляционная жалоба при таких обстоятельствах подлежит удовлетворению. Решение следует отменить, в иске - отказать.
Расходы, связанные с уплатой ответчиком государственной пошлины по апелляционной жалобе, подлежат возмещению за счет истца по правилам ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26 июля 2013 года по делу N А73-5589/2013 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (ОГРН 1022700922221, город Хабаровск) в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пак Вадима Тонденовича (ОГРНИП 311271321000023, село Полетное района имени Лазо Хабаровского края) расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по апелляционной жалобе, в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Н. Головнина |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5589/2013
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пак Вадим Тонденович, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пак Герман Вадимович
Третье лицо: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Пак Вадим Тондннович, КГКУ "Центр заянятости населения района им. Лазо", Комитет по труду и занатости населения Правительства Хабаровского края, Краевое государственное казенное учреждение "Центр заянятости населения района им. Лазо"