г. Хабаровск |
|
20 февраля 2014 г. |
А51-20554/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Никитина Е.О.
Судей: Саранцевой М.М., Шведова А.А.
при участии:
от администрации г. Владивостока: Музыченко А.А., представитель по доверенности от 31.12.2013 N 1-3/4695;
от Министерства финансов Российской Федерации: Поченковой У.В., представитель по доверенности от 18.01.2013 N 20-11-30-27;
от других участвующих в деле лиц представители не явились (извещены)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 19.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013
по делу N А51-20554/2013
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жестилевская О.А., в апелляционном суде судьи Засорин К.П., Ротко Л.Ю., Шевченко С.В.
По иску администрации города Владивостока
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третьи лица: Департамент финансов Приморского края, Управление Министерства внутренних дел России по Приморскому краю
о взыскании 5 925 417,40 руб.
Администрация города Владивостока (далее - Администрация; ОГРН 1022501302955, место нахождения: 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, 20) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ; ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097 г. Москва ул. Ильинка д. 9 копр. СТР. 1), Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю; ОГРН 1022501312041, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток ул. Светланская д. 69) о взыскании 5 925 417,40 руб., составляющих компенсацию стоимости жилых помещений, предоставленных участковым уполномоченным милиции.
Определением от 12.07.2013 (л.д.1-2) суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов Приморского края, Управление Министерства внутренних дел России по Приморскому краю.
Иск обоснован тем, что во исполнение решений Ленинского районного суда г. Владивостока от 26.10.2010 и от 27.12.2010 Администрация предоставила участковому уполномоченному милиции Зюканову А.Г. жилое помещение общей площадью 42 кв.м., расположенное по адресу:
г. Владивосток, ул. Калинина, д.23, кв.12, и участковому уполномоченному милиции Землянскому Н.А. жилое помещение общей площадью 43,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Космонавтов, д. 23, кв.5. Стоимость предоставленных Администрацией жилых помещений составила 2 754 696 руб. и 3 170 721,40 руб. соответственно. Считая, что указанная сумма подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета, а Минфин РФ уклоняется от соответствующего материального или финансового обеспечения, Администрация требует взыскания спорной суммы на основании статей 125, 126, 214, 215, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и статьи 30 Закона от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы тем, что статья 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле устанавливает взаимные обязанности органов местного самоуправления - обеспечить участковых уполномоченных жилой площадью, а федеральных органов государственной власти - компенсировать органам местного самоуправления из федерального бюджета расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности. Поскольку порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации положений Закона о милиции, не разработан, то до правового разрешения этого вопроса взыскание должно осуществляться за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В кассационной жалобе Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю просит решение от 19.09.2013 и постановление от 14.11.2013 отменить.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что действующее законодательство не предусматривает компенсацию стоимости жилых помещений органам исполнительной власти и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета. Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" финансирование участковых уполномоченных милиции осуществляется за счет средств бюджетов муниципальных образований, а в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителям бюджетных средств по отношению к сотрудникам милиции является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Заявитель жалобы также указывает на неподведомственность арбитражному суду данного спора, который, по мнению ответчика, вытекает из межбюджетных правоотношений.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представитель Минфина РФ поддержала доводы кассационной жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу, ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами, в ней изложенными, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывов на кассационную жалобу не представили.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
Заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения от 19.09.2013 и постановления от 14.11.2013, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены указанных судебных актов отсутствуют.
Как установлено арбитражными судами, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 26.10.2010 по делу N 2-7078/10 на Администрацию возложена обязанность предоставить участковому уполномоченному милиции Зюканову А.Г. отдельное благоустроенное жилое помещение в черте г. Владивостока на состав семьи три человека общей жилой площадью не менее 45 кв.м. (л.д.23-24).
22.07.2011 определением Ленинского районного суда г. Владивостока утверждено мировое соглашение, согласно которому Зюканов А.Г. согласен на предоставление ему по договору социального найма квартиры N 12, расположенной по адресу: г. Владивосток, ул. Калинина, д. 23, общей площадью 42 кв.м. (л.д.26).
Также вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 27.12.2010 по делу N 7696/10 на Администрацию возложена обязанность предоставить участковому уполномоченному милиции Землянскому Н.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи три человека общей жилой площадью не менее 45 кв. м в черте г. Владивостока (л.д.12-14).
Во исполнение указанного решения определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 17.02.2012 утверждено мировое соглашение, по условиям которого Землянский Н.А. согласен на предоставление ему Администрацией по договору социального найма квартиры общей площадью 43,9 кв. м, расположенной по адресу: г. Владивосток, ул. Космонавтов, д. 23, кв. 5 (л.д.16-17).
Стоимость предоставленных участковым уполномоченным жилых помещений в совокупности составила 5 925 417,40 руб.
Считая, что расходы, понесенные в связи с исполнением вышеуказанных судебных актов Ленинского районного суда г. Владивостока, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Согласно статье 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О, часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при осуществлении данной обязанности дополнительных расходов органа местного самоуправления и призвано гарантировать право собственности муниципальных образований. Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом.
Таким образом, Законом о милиции органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции. При этом обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь сотрудникам милиции корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы органа местного самоуправления, возникающие при осуществлении им этой обязанности.
Исходя из этого, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о том, что расходы, понесенные Администрацией в связи с исполнением судебных актов Ленинского районного суда о предоставлении участковым уполномоченным милиции Зюканову А.Г. и Землянскому Н.А. жилых помещений, подлежат взысканию с казны Российской Федерации в лице её соответствующего органа - Минфина РФ, в связи с чем признали заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Доводы заявителя жалобы о том, что в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителям бюджетных средств по отношению к сотрудникам милиции является Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое и должно нести соответствующие расходы, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета, при этом по настоящему делу арбитражным судом установлено недофинансирование со стороны Минфина РФ.
Заявленные доводы о неподведомственности настоящего спора арбитражным судам, также не принимаются в связи с тем, что в данном случае истец не ставит вопрос о выделении средств из бюджета, его исковые требования сводятся к возмещению расходов, понесенных в связи с исполнением федерального закона и возложением на ответчика обязанности компенсировать эти расходы. Следовательно, спорные правоотношения носят гражданско-правой характер, поэтому в силу статьи 27 АПК РФ данный спор является подведомственным арбитражному суду.
Иные доводы кассационной жалобы о незаконности судебных актов судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих отмену судебных актов по безусловным основаниям, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
С учетом изложенного решение от 19.09.2013 и постановление от 14.11.2013 отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А51-20554/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.О. Никитин |
Судьи |
М.М. Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.