г. Хабаровск |
|
19 марта 2014 г. |
А51-18788/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.В.Ширяева
Судей: Т.Г. Брагиной, Г.В. Котиковой
при участии
от заявителей:
от Департамента по тарифам Приморского края: представитель не явился;
от индивидуального предпринимателя Черныш Николая Григорьевича: Кущ В.В., представитель по доверенности от 10.04.2013 N 25 АА 0964604;
от индивидуального предпринимателя Черныш Александра Николаевича: Кущ В.В., представитель по доверенности от 10.04.2013 N 25 АА 0964601;
от индивидуального предпринимателя Черныш Татьяны Григорьевны: Кущ В.В., представитель по доверенности от 10.04.2013 N 25АА 0964603;
от ответчика - Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: представитель не явился;
от третьих лиц:
от индивидуального предпринимателя Корень Вячеслава Николаевича: представитель не явился;
от некоммерческого партнерства предпринимателей "Дилижанс": представитель не явился;
от Администрации Уссурийского городского округа: представитель не явился;
от индивидуального предпринимателя Петренко Сергея Александровича: представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Департамента по тарифам Приморского края, индивидуального предпринимателя Черныш Александра Николаевича
на решение от 08.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013
по делу N А51-18788/2013
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Турсунова Ю.С.; в апелляционном суде судьи: Солохина Т.А., Пяткова А.В., Сидорович Е.Л.
по заявлению Департамента по тарифам Приморского края, индивидуального предпринимателя Черныш Николая Григорьевича, индивидуального предпринимателя Черныш Александра Николаевича, индивидуального предпринимателя Черныш Татьяны Григорьевны
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третьи лица: индивидуальный предприниматель Корень Вячеслав Николаевич, некоммерческое партнерство предпринимателей "Дилижанс", Администрация Уссурийского городского округа, индивидуальный предприниматель Петренко Сергей Александрович
о признании незаконным решения и предписания
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12.03.2014 объявлялся перерыв до 14 час. 10 мин. 14.03.2014.
Департамент по тарифам Приморского края (далее по тексту - Департамент), индивидуальный предприниматель Черныш Николай Григорьевич, индивидуальный предприниматель Черныш Александр Николаевич, индивидуальный предприниматель Черныш Татьяна Григорьевна обратились в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 11.06.2013 N 19/08-2013, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее по тексту - УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 27.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Черныш А.Н., индивидуальный предприниматель Черныш Т.Г., индивидуальный предприниматель Черныш Н.Г, индивидуальный предприниматель Корень В.Н., Некоммерческое партнерство предпринимателей "Дилижанс", Администрация Уссурийского городского округа, индивидуальный предприниматель Петренко С.А.
Определениями от 07.08.2013, от 27.08.2013 дела N А51-18788/2013, NА51-18790/2013, N А51-19337/2013, N А51-19339/2013, N А51-19340/2013 объединены в одно производство, объединенному делу был присвоен номер А51-18788/2013.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано, решение и предписание антимонопольного органа признаны законными и обоснованными.
Судебные акты мотивированы тем, что поскольку в распоряжении НПП "Дилижанс" отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, а договор с администрацией Уссурийского городского округа на оказание услуг по выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа не был заключен, законных оснований для утверждения НПП "Дилижанс" тарифа на перевозку пассажиров и багажа на 2011-2012 годы в размере 15 рублей за одну поездку у Департамента не имелось. Предприниматели Черныш Н.Г., Черныш А.Н., Черныш Т.Г. не представили в Департамент инвестиционные программы и программы по обновлению автобусного парка, согласованные с администрацией Уссурийского городского округа для установления тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом на 2013 год.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационным жалобам Департамента по тарифам Приморского края и ИП Черныш А.Н., полагающих, что судебные акты приняты с неправильным применим норм материального права и нарушением норм процессуального права, в связи с чем просят принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Департамент в своей кассационной жалобе не согласен с выводами судов о том, что при установлении тарифов на перевозки багажа и пассажиров отсутствие у Департамента обязанности по истребованию у автотранспортной организации копии лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом не лишает Департамент возможности запросить копию лицензии в самостоятельном порядке.
Считает необоснованными выводы судов о создании им преимуществ для предпринимателей, входящих в НПП "Дилижанс", по сравнению с ИП Петренко С.А. и ООО "Уссурпассажиравтотранс", поскольку ИП Петренко С.А. не представил программу по обновлению автобусного парка, а ООО "Уссурпассажиравтотранс" включено в приложение N 2 к постановлению.
Полагает, что на момент установления тарифов на 2011-2012 годы действовало постановление Администрации Приморского края от 30.11.2007 N 315-па, согласно которому в случае установления тарифов методом индексации дело об установлении тарифов не открывается, предоставление документов не требуется.
Предприниматель Черныш А.Н. в своей кассационной жалобе считает необоснованным вывод суда о том, что инвестиционная программа НПП "Дилижанс" не содержит указания на мероприятия по обновлению автобусного парка каждого из входящих в состав партнерства предпринимателей. Согласно жалобе в рамках данной программы между ее исполнителями и администрацией Уссурийского городского округа заключены соглашения, которые определяют объем обязательств каждого исполнителя.
При этом Черныш А.Н. указал, что при установлении Департаментом тарифа в размере 17 рублей у НПП "Дилижанс" имелась лицензия на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Антимонопольный орган в отзыве на кассационные жалобы возражает против изложенных в них доводов, просит решение суда первой инстанции и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателей Черныш Н.Г., Черныш А.Н., Черныш Т.Г. поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах в полном объеме и доводы, изложенные в отзывах Черныш Н.Г., Черныш А.Н., Черныш Т.Г. на кассационную жалобу Департамента.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационных жалобах и отзыве на них антимонопольного органа, доводов, изложенных в отзывах Черныш Н.Г., Черныш А.Н., Черныш Т.Г. на кассационную жалобу Департамента, заслушав мнения представителя Черныш Н.Г., Черныш А.Н., Черныш Т.Г., а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 17.08.2011 N 51/18 утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом по городским маршрутам на территориях городских округов, городских и сельских поселений муниципальных районов Приморского края на период с 01.09.2011 по 31.12.2012, в том числе, на территории Уссурийского городского округа в размере 11 рублей за одну поездку.
В соответствии с приложением N 1 к постановлению от 17.08.2011 N51/18 автотранспортные организации, имеющие согласованные с администрациями муниципальных образований Приморского края программы по обновлению автобусного парка, в которых отражены финансовые средства на ее реализацию, вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа по тарифу 15 рублей за одну поездку.
В примечании к приложению N 1 к постановлению от 17.08.2011 N 51/18 указан перечень автотранспортных организаций, имеющих право на применение тарифа в размере 15 рублей. На территории Уссурийского городского округа такими организациями являлись: ООО "Автотранспортник", ООО "Автоуслуги" и НПП "Дилижанс".
Постановлением Департамента от 06.12.2012 N 79/16 утвержден тариф на 2013 год на перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом по городским маршрутам на территориях городских округов, городских и сельских поселений муниципальных районов Приморского края в размере 14 рублей за одну поездку.
Автотранспортные предприятия, представившие в Департамент инвестиционные программы и программы по обновлению автобусного парка, согласованные с администрациями муниципальных образований, в которых отражены финансовые средства на их реализацию, применяют тариф на перевозку пассажиров и багажа в размере 17 рублей за одну поездку.
Согласно примечанию к приложению N 1 к постановлению от 06.12.2012 N 79/16 на территории Уссурийского городского округа предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа в размере 17 рублей за одну поездку применяется к следующим автотранспортным организациям: ООО "Автоуслуги"; ООО "Автотранспортник"; ООО "Исток-М"; ИП Черныш А.Н., ИП Черныш Т.Г., ИП Черныш Н.Г., ИП Корень В.Н., входящие в НПП "Дилижанс".
17.12.2012 индивидуальный предприниматель Петренко С.А. обратился в УФАС по Приморскому краю с заявлением о принятии мер на действия Департамента по тарифам Приморского края при установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа на 2012-2013 годы.
В обоснование заявления предприниматель указал, что Департамент незаконно утвердил постановлениями от 17.08.2011 N 51/18 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территории муниципальных образований Приморского края" и от 06.12.2012 N 79/16 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом на территориях муниципальных образований Приморского края" индивидуальным предпринимателям, входящим в некоммерческое партнерство "Дилижанс" (ИП Черныш А.Н., ИП Черныш Т.Г., ИП Черныш Н.Г., ИП Корень В.Н.) тариф на перевозки пассажиров и багажа на 2012 и 2013 годы на территории Уссурийского городского округа в размере 15 и 17 рублей за одну поездку соответственно.
ИП Петренко С.А. также указал на то, что НПП "Дилижанс" не осуществляет деятельности по перевозке пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа (такие перевозки осуществляются предпринимателями, входящими в состав партнерства, как самостоятельными хозяйствующими субъектами), не имеет соответствующего договора с администрацией Уссурийского городского округа, у партнерства также отсутствуют соответствующие лицензии и необходимый для перевозок транспорт, в связи с чем оснований для утверждения тарифов для партнерства, у Департамента не имелось.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателя УФАС по Приморскому краю вынесено решение N 19/08-2013 от 11.06.2013, в соответствии с которым признан факт нарушения Департаментом по тарифам Приморского части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившемся в незаконном включении в примечание к приложению N 1 к постановлению N 51/18 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом на территориях муниципальных образований Приморского края" от 17.08.2011 в перечень автотранспортных организаций, имеющих право применять предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа в размере 15 рублей за 1 поездку и за 1 место багажа Некоммерческое партнерство "Дилижанс", что создает партнерству необоснованные преимущества при осуществлении им предпринимательской деятельности и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции на рынке осуществления перевозок пассажира и багажа на территории Уссурийского городского округа, а также признан факт нарушения Департаментом по тарифам Приморского части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в необоснованном включении в примечание к приложению N 1 к постановлению N 79/16 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом на территориях муниципальных образований Приморского края" от 06.12.2012 в перечень автотранспортных организаций, имеющих право применять предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа в размере 17 рублей за 1 поездку и за 1 место багажа ИП Черныш А.Н., ИП Черныш Т.Г., ИП Черныш Н.Г., ИП Корень В.Н., входящих в Некоммерческое партнерство "Дилижанс", что создает данным предпринимателям необоснованные преимущества при осуществлении ими предпринимательской деятельности и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции на рынке осуществления перевозок пассажира и багажа на территории Уссурийского городского округа.
В соответствии с пунктом 4 указанного решения Департаменту по тарифам Приморского края выдано обязательное для исполнение предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем внесения изменений в примечание к приложению N 1 к постановлению N 79/16 "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом на территориях муниципальных образований Приморского края" от 06.12.2012 в части исключения из перечня автотранспортных организаций, имеющих право применять предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа в размере 17 рублей за 1 поездку и за 1 место багажа строки "ИП Черныш А.Н., ИП Черныш Т.Г., ИП Черныш Н.Г., ИП Корень В.Н., входящих в НПП "Дилижанс".
Не согласившись с вынесенными антимонопольным органом решением и предписанием, Департамент по тарифам Приморского края, индивидуальные предприниматели Черныш Николай Григорьевич, Черныш Александр Николаевич и Черныш Татьяна Григорьевна, обратились с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая Департаменту и предпринимателям в удовлетворении заявленных требований и признавая решение и предписание антимонопольного органа законными и соответствующими Закону о защите конкуренции, суды правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Приморского края органом, осуществляющим регулирование цен на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, является Департамент по тарифам Приморского края (ранее - региональная энергетическая комиссия Приморского края).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Приморского края от 29.03.2006 N 5/2, осуществляющей деятельность на момент установления тарифов на 2011-2012 годы, утвержден Перечень обязательных документов, представляемых организациями или индивидуальными предпринимателями в Региональную энергетическую комиссию Приморского края, для утверждения тарифов на перевозки пассажиров автомобильным общественным транспортом в городском и пригородном сообщении (далее - Перечень), в который входят наряду с иными документами (копии договоров (контрактов) по организации и выполнению перевозок пассажиров, заключенных между организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным общественным транспортом в городском и пригородном сообщении и организацией или индивидуальным предпринимателем, копия лицензии организации или индивидуального предпринимателя на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом), также исполненную форму расчета стоимости проведения перевозок, с расшифровкой расходов по каждой статье затрат (расчетные материалы), в том числе, расчет необходимой прибыли, принятой в расчет тарифа (налоги, согласованная с администрацией организации или индивидуального предпринимателя инвестиционная программа, с обоснованием потребности в средствах), в том числе инвестиционные программы для установления тарифов на перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования.
Материалами дела подтверждается, что постановлением Департамента от 17.08.2011 N 51/18 утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом по городским маршрутам на территориях городских округов, городских и сельских поселений муниципальных районов Приморского края на период с 01.09.2011 по 31.12.2012, в том числе, на территории Уссурийского городского округа - в размере 11 рублей за одну поездку.
В соответствии с приложением N 1 к указанному постановлению автотранспортные организации, имеющие согласованные с администрациями муниципальных образований Приморского края программы по обновлению автобусного парка, в которых отражены финансовые средства на ее реализацию, вправе осуществлять перевозку пассажиров и багажа по тарифу 15 рублей за одну поездку.
В примечании к приложению N 1 установлен перечень автотранспортных организаций, имеющих право на применение тарифа в размере 15 рублей на территории Уссурийского городского округа, среди которых: общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортник", общество с ограниченной ответственностью "Автоуслуги" и некоммерческое партнерство "Дилижанс".
Между тем, как было установлено антимонопольным органом в ходе проведения проверки, на дату утверждения постановления от 17.08.2011 N 51/18, лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, в распоряжении НПП "Дилижанс" не имелось.
При этом из материалов дела следует, что на территории городского округа деятельность по перевозке пассажиров и багажа осуществляют 9 автотранспортных предприятий различной форм собственности: ООО "Исток-М", ИП Черныш А.Н., ИП Черныш Т.Г., ИП Черныш Н.Г., ИП Корень В.Н., ИП Петренко С.А., ООО "Уссурпассажиравтотранс", ООО "Автотранспортник", ООО "Автоуслуги".
Данными автотранспортными организациями с администрацией Уссурийского городского округа заключены договоры на оказание услуг по выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа, при этом договор с НПП "Дилижанс" на оказание услуг по выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа администрацией Уссурийского городского округа заключен не был.
Учитывая изложенное, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку в распоряжении НПП "Дилижанс" отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, а договор с администрацией Уссурийского городского округа на оказание услуг по выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа заключен не был, законных оснований для утверждения тарифа на перевозку пассажиров и багажа на 2011-2012 годы в размере 15 рублей непосредственно для НПП "Дилижанс" у Департамента не имелось.
Кроме того судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Постановлением от 06.12.2012 N 79/16 Департаментом утвержден тариф на 2013 год на перевозку пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом по городским маршрутам на территориях городских округов, городских и сельских поселений муниципальных районов Приморского края в размере 14 рублей за одну поездку. Согласно данному Постановлению автотранспортные предприятия, представившие в Департамент инвестиционные программы и программы по обновлению автобусного парка, согласованные с администрациями муниципальных образований, в которых отражены финансовые средства на их реализацию, применяют тариф на перевозку пассажиров и багажа в размере 17 рублей за одну поездку.
В соответствии с примечаниями к приложению N 1 постановления от 06.12.2012 N 79/16 на территории Уссурийского городского округа предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа в размере 17 рублей за одну поездку может применяться автотранспортными организациями: ООО "Автоуслуги"; ООО "Автотранспортник"; ООО "Исток-М"; ИП Черныш А.Н., ИП Черныш Т.Г., ИП Черныш Н.Г., ИП Корень В.Н., входящие в НПП "Дилижанс".
Как следует из постановления от 06.12.2012 N 79/16, обязательным условием осуществления перевозок пассажиров и багажа по предельному тарифу в размере 17 рублей за одну поездку является предоставление перевозчиком в Департамент инвестиционных программ и программ по обновлению автобусного парка, согласованных с администрациями муниципальных образований. Данный тариф устанавливается с учетом финансовых средств перевозчика потраченных на реализацию указанных программ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, с целью установления тарифов на перевозки на 2013 год автотранспортным организациям необходимо подать соответствующее заявление с приложением необходимых документов, в том числе, инвестиционные программы и программы по обновлению автобусного парка, согласованные с администрацией Уссурийского городского округа, однако данные документы от имени ИП Черныш А.Н., ИП Черныш Т.Г., ИП Черныш Н.Г., ИП Корень В.Н. в Департамент поданы не были.
Таким образом, включение данных хозяйствующих субъектов в число перевозчиков, имеющих право использовать предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа в размере 17 рублей за одну поездку и получать прибыль в размере 3 рублей с каждого пассажира за одну поездку является необоснованным.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что включив НПП "Дилижанс" и предпринимателей Черныш А.Н., Черныш Т.Г., Черныш Н.Г., Корень В.Н., входящих в некоммерческое партнерство, в перечень автотранспортных организаций, имеющих право применять предельный тариф на перевозку пассажиров и багажа на территории Уссурийского городского округа в размере 15 рублей за 1 поездку и 17 рублей за 1 поездку соответственно, Департамент создал данным автотранспортным организациям необоснованные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению, конкуренции на рынке осуществления перевозок пассажира и багажа на территории Уссурийского городского округа, что свидетельствует о нарушении Департаментом требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Иные доводы заявителей кассационных жалоб не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций об обстоятельствах дела, а фактически направлены на их переоценку, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2013 по делу N А51-18788/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В.Ширяев |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.