г. Хабаровск |
|
19 марта 2014 г. |
А73-5248/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Новиковой С.Н.
при участии
от истца: представитель не явился;
от ответчика: Конькова Ж.В., представитель по доверенности от 20.01.2012 N 27 АА 0324464;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
на решение от 19.08.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013
по делу N А73-5248/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ульянова М.Ю., в апелляционном суде судьи: Гетманова Т.С., Михайлова А.И., Ротарь С.Б.
По иску Муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
о взыскании 6 985 275 руб. 94 коп.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 04.03.2014 до 11 часов 20 минут 12.03.2014.
Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030362, место нахождения: 681000, Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, ул.Аллея Труда, 13; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, место нахождения: 129515, г.Москва, ул.Академика Королева, 13; далее - ФГУП "РТРС", предприятие) о взыскании 6 985 275 руб. 94 коп., образовавшихся в результате ненадлежащего исполнения ответчиком расчетных обязательств по договору аренды земельного участка от 04.06.2010 N 4417/3, и включающих в себя основной долг в размере 6 203 165 руб. за период с 01.07.2012 по 31.03.2013 и неустойку в размере 782 110 руб. 94 коп. за период с 10.07.2012 по 01.04.2013.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.08.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ответчик просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о прекращении договорных обязательств после истечения срока действия договора, а также несоответствии произведенного администрацией расчета подлежащей взысканию арендной платы положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем заявителя в судебном заседании в полном объеме.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения поданной кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечила.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, администрация (арендодатель) и ФГУП "РТРС" (арендатор) на основании постановления администрации от 25.05.2010 года N 1512-па "О предоставлении ФГУП "РТРС" в аренду земельных участков" 04.06.2010 заключили договор N 4417/3, по условиям которого последнему в аренду передан земельный участок площадью 861 070 кв.м из земель населенных пунктов в кадастровом квартале 27:22:020503, находящийся по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, по ул.Талалихина, 31, занимаемый антенными полями - радиостанцией N 2. Срок действия договора установлен с 01.07.2010 по 01.06.2011.
Земельный участок с кадастровым номером 27:22:020503:12 передан арендатору по акту приема-передачи от 01.07.2010.
Сроки и порядок расчетов согласован сторонами в разделе 3 договора; пунктом 5.2 договора предусмотрена пеня в размере 0,1% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки; пунктом 6.3 контрагенты предусмотрели, что арендатор обязан вернуть арендодателю участок в надлежащем состоянии.
После истечения срока действия договора аренды, земельный участок арендодателю по акту приема-передачи возвращен не был, а предприятие продолжило вносить арендные платежи за пользование имуществом (платежные поручения от 06.07.2011 N 955, от 12.10.2011 N 850, от 29.12.2011 N 307).
Считая, что договор от 04.06.2010 возобновился на неопределенный срок денежные обязательства по которому предприятие не исполняло надлежащим образом и это повлекло образование задолженности в размере 6 203 165 руб., администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор, суды правомерно руководствовались нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде. Установив, что после прекращения срока действия договора аренды от 04.06.2010 земельный участок арендатором по акту приема-передачи арендодателю возвращен не был, и предприятие продолжало им пользоваться в отсутствие возражений администрации, суды пришли к правильному выводу о возобновлении договорных отношений сторон на неопределенный срок в порядке статей 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд обоснованно исходил из совокупности трех неоспариваемых сторонами обстоятельств: 1) отсутствие документов, свидетельствующих о возражениях арендодателя против продолжения арендных отношений, направленных в адрес предприятия до 01.06.2011; 2) отсутствие доказательств возврата арендатором земельного участка; 3) наличие платежных документов об исполнении ФГУП "РТРС" договорных обязательств по внесению арендных платежей после 01.06.2011.
Отклоняя утверждение ответчика о расторжении сторонами договора аренды от 04.06.2010, суд первой инстанции не принял во внимание имеющееся в материалах дела соглашение, так как оно не имеет даты составления и не подписано арендатором. Отсутствие сведений о дате его направления (вручения) стороне сделки не позволило суду квалифицировать данный документ как возражение арендодателя против продления договорных правоотношений сторон до момента истечения срока действия договора от 04.06.2010.
Кроме того, как установлено судом акт фактического использования земельного участка от 20.06.2011 N 16859, подписанный предприятием без возражений, подтверждает площадь спорного земельного участка (861 070 кв.м), установленную договором от 04.06.2010 и не может быть расценен как доказательство прекращения договора аренды.
Доводы заявителя жалобы о прекращении договора аренды земельного участка в связи с истечением срока его действия касаются, прежде всего, исследования вопросов факта и оценки доказательств. Подобные действия выходят за рамки полномочий суда округа (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установив факт просрочки внесения арендных платежей в размере, определенном истцом, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, в том числе о взыскании неустойки, с учетом уменьшения ее размера в порядке норм статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Апелляционная инстанция поддержала выводы арбитражного суда.
Между тем, признавая верным расчет арендной платы, произведенный администрацией, судами обеих инстанций не учтено следующее.
Согласно положениям пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Из пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции Постановления от 25.01.2013 N 13) также следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, эти ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 18.05.2012 N 291, принятого во исполнение Постановления N 582, утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
В обоснование ошибочности расчета размера арендной платы предприятие указывает, что к нему как лицу, осуществляющему указанную деятельность, не могут применяться ставки арендной платы, превышающие установленные указанным нормативным актом.
Поскольку размер арендной платы за государственные либо муниципальные земли относится к категории регулируемых цен, определение применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы является значимым для рассмотрения настоящего дела обстоятельством.
Так как оценки расчета размера арендной платы на соответствие нормам действующего законодательства судами не дано, принятые по делу
судебные акты не могут быть признаны законными (часть 3 статьи 15, статья 71, пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела, арбитражному суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, установить и определить размер подлежащей уплате ФГУП "РТРС" в спорный период арендной платы, относящейся к категории регулируемых цен.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.08.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2013 по делу N А73-5248/2013 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.