г. Хабаровск |
|
25 марта 2014 г. |
А51-17261/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Новиковой С.Н., Лесненко С.Ю.
при участии
от ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ: Власенко М.В., представитель по доверенности от 24.01.2014 N 12
от других участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 09.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013
по делу N А51-17261/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Лошакова А.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Еремеева О.Ю., Гончарова А.В., Номоконова Е.Н.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алеут 1"
к администрации города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока
третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, федеральное государственное казенное учреждение "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконным отказа
Общество с ограниченной ответственностью "Алеут 1" (ОГРН 1102539000508, адрес (место нахождения): 690105, Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, 59/5, 534; далее - ООО "Алеут 1", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, адрес (место нахождения): 690950, Приморский край, г. Владивосток, Океанский проспект, 20; далее - администрация), оформленного письмом от 23.04.2013 N 5800/20у, в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка площадью 1 561 кв.м по ул. Русская, 57Ж в г. Владивостоке и об обязании Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1092536003812, адрес (место нахождения): Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20; далее - Управление) в 10-дневный срок с момента принятия решения судом утвердить и выдать заявителю схему расположения вышеуказанного земельного участка.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, адрес (место нахождения): 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - Департамент), федеральное государственное казенное учреждение "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1107746633521, адрес (место нахождения): 125137, г. Москва, Ленинградский проспект, 41), федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, адрес (место нахождения): 680038, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27; далее - ФГКУ "ДВТУИО") и Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, адрес (место нахождения): г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Минобороны России).
Решением суда от 09.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение администрации признано незаконным, в качестве способа восстановления нарушенного права арбитражные суды обязали Управление утвердить и выдать ООО "Алеут 1" схему расположения земельного участка площадью 1 561 кв.м по ул. Русская, 57Ж в г. Владивостоке на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
ФГКУ "ДВТУИО", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности (земли обороны и иного специального назначения), в связи с тем, что ранее он был предоставлен в пользование Минобороны России на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс, ссылаясь при этом на вхождение земельного участка в состав границ лесного фонда 247 Военного лесничества Минобороны России.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Алеут 1" выражает несогласие с ее доводами и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а жалобу без удовлетворения. От других участвующих в деле лиц отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал приведенные в ней доводы и дал суду пояснения по существу спора.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили.
Проверив законность решения от 09.09.2013, постановления от 06.12.2013 с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 07.11.2012 ООО "Алеут 1" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка примерной площадью 1 900 кв.м в районе ул. Русская, 57Ж в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством, - организация стоянки автомобильного транспорта, приложив к заявлению копию регистрационных и учредительных документов, а также схему расположения земельного участка в масштабе 1:2000.
Заявление общества с пакетом документов направлены Департаментом в администрацию, которая письмом от 23.04.2013 N 5800/20у отказала ООО "Алеут 1" в утверждении схемы расположения земельного участка по мотивам включения в его границы местного проезда к смежным землепользователям (территория общего пользования), а также наличия на участке зеленых насаждений.
Посчитав указанный отказ не соответствующим Земельному кодексу РФ и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также одновременно с этим нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ определена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в соответствии с пунктом 2 которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
При этом в указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 названной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как установлено судами, заявление общества, поданное в ноябре 2012 года в Департамент, о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка примерной площадью 1 900 кв.м в районе ул. Русская, 57Ж в г. Владивостоке для целей организации стоянки автомобильного транспорта, соответствовало требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ, в связи с чем направлено Департаментом в администрацию для подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка.
Однако администрацией в нарушение требований пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ меры по выбору земельного участка согласно заявлению общества не предприняты. Проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представленный заявителем, отклонен администрацией в связи с наличием в его границах местного проезда к смежным землепользователям (территория общего пользования), а также зеленых насаждений.
Арбитражные суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями названных норм материального права, пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией не соблюден порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. При этом в материалы дела не представлено доказательств бесспорно свидетельствующих о невозможности выбора и утверждения схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ. Указанные администрацией обстоятельства в качестве оснований для отказа обществу в утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка исследованы арбитражными судами и признаны несостоятельными.
С учетом изложенного, арбитражные суды правомерно признали оспариваемый отказ незаконным как несоответствующий Земельному кодексу РФ. Выводы арбитражных судов в этой части заявителем кассационной жалобы не опровергаются, поэтому предметом проверки кассационного суда не являются.
В то же время заявитель кассационной жалобы приводит доводы об отнесении спорного земельного участка к федеральной собственности, поскольку он ранее был предоставлен в пользование Минобороны России и входит в состав границ лесного фонда 247 Военного лесничества. Однако необходимо отметить, что такие обстоятельства не являлись основанием для принятия администрацией оспариваемого отказа.
Арбитражные суды, отклоняя аналогичные аргументы, правомерно указали в обжалуемых судебных актах на то, что лицам, участвующим в деле, в том числе и заявителю кассационной жалобы, неоднократно предлагалось представить правоустанавливающие документы на земли Минобороны России с целью установления факта наложения испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, принадлежащие Минобороны России, либо его отсутствия. Однако, несмотря на это, такие доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок входит в границы земель обороны или лесного фонда, в материалы дела не представлены. Письмо 247 Военного лесничества таким доказательством судами признано не было. В этой связи доводы, приведенные в кассационной жалобе, которым к тому же дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций, подлежат отклонению, поскольку они по существу касаются доказательственной стороны спора.
Нормы материального права применены судами верно, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено. При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой предоставлялась отсрочка, относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.09.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2013 по делу N А51-17261/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079) в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.