г. Хабаровск |
|
11 апреля 2014 г. |
А73-8372/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.В. Ширяева
Судей: Г.В. Котиковой, Н.В. Меркуловой
при участии
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области: представитель не явился
от Федерального государственного казенного учреждения "301 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области
на решение от 05.11.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2014
по делу N А73-8372/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н.; в апелляционном суде судьи: Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И., Харьковская Е.Г.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области
к Федеральному государственному казенному учреждению "301 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "301 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "301 ВКГ" Минобороны России, госпиталь) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 149 333 руб. 40 коп.
Решением суда первой инстанции от 05.11.2013, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014, заявленные требования удовлетворены частично. С ФГКУ "301 ВКГ" Минобороны России в доход бюджета взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 25 201 руб. 92 коп., в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 924 руб. 82 коп. В остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что Управление Росприроднадзора по Амурской области не доказало факт осуществления госпиталем в спорные периоды деятельности по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления " (далее по тексту - Закон об отходах), и возникновение у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не представлено доказательств хранения госпиталем отходов в объектах размещения отходов (организованных в соответствии со статьей 12 Закона об отходах), а также доказательств самостоятельного их захоронения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе Управления Росприроднадзора по Амурской области, полагающего, что судебные акты приняты с неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов обеих инстанций с выводами судебных инстанций относительно недоказанности факта осуществления госпиталем деятельности по размещению отходов, которая носит специализированный характер, поскольку, заполняя и направляя в уполномоченный орган расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, хозяйствующий субъект подтвердил, что оказывал негативное воздействие на окружающую среду.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили. Управление Росприроднадзора по Амурской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как подтверждается материалами дела, Федеральное государственное казенное учреждение "301 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником Федерального государственного учреждения "306 Военный госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации, которое в спорных периодах 3,4 кварталы 2010, представляло расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с наличием у госпиталя задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду Управлением Росприроднадзора по Амурской области 22.05.2013 в его адрес направлено претензионное письмо N 02-11-1808 с предложением уплатить задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 149 333,4 руб. (в отношении Федерального государственного учреждения "306 Военный госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации), в десятидневный срок со дня получения претензионного письма.
Поскольку задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в добровольном порядке не была уплачена, Управление Росприроднадзора по Амурской области обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 2 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, установлено два вида базовых нормативов платы: за негативное воздействие в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
На основании анализа указанных нормативных актов судебные инстанции пришли к правильному выводу, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в общий расчет предъявленной к взысканию с ФГКУ "301 ВКГ" Минобороны России задолженности включена плата за размещение отходов в сумме 124 131,48 руб. Данная сумма платы исчислена по отходам производства и потребления, объектом конечного размещения которых является санкционированная городская свалка.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон определяет хранение отходов как содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела не усматривается, что в спорный период ФГКУ "301 ВКГ" Минобороны России занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
На основании изложенного, являются правомерными выводы судов обеих инстанций о недоказанности факта осуществления госпиталем деятельности по размещению отходов, что также подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.03.2009 N 14561/08, в связи с чем довод заявителя кассационной жалобы о том, что госпиталь является плательщиком сбора за негативное воздействие на окружающую среду отклоняется судом кассационной инстанции.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного дела, и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.11.2013, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу N А73-8372/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.