г. Хабаровск |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А73-8372/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области: представитель не явился;
от Федерального государственного казенного учреждения "301 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации: Фадин Д.А., представитель по доверенности от 23.05.2013 б/н
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области на решение от 05.11.2013 по делу N А73-8372/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области
к Федеральному государственному казенному учреждению "301 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 149 333 руб. 40 коп.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области (далее - истец, Управление Росприроднадзора по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Федеральному государственному казенному учреждению "301 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "301 ВКГ" Минобороны России, госпиталь, ответчик) с заявлением о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 149 333 руб. 40 коп.
Решением суда первой инстанции от 05.11.2013 заявленные требования удовлетворены частично.
С Федерального государственного казенного учреждения "301 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (680028, г. Хабаровск, ул. Серышева, 1; ОГРН 1022701132277, ИНН 2722011291) в доход бюджета взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 25 201 руб. 92 коп., в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 924 руб. 82 коп.
В остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Управление Росприроднадзора по Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований в сумме 124 131,48 руб., в связи с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Управление Росприроднадзора по Амурской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции на основании положений статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ "301 ВКГ" Минобороны России отклонил доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ФГКУ "301 ВКГ" Минобороны России, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Федеральное государственное казенное учреждение "301 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации является правопреемником Федерального государственного учреждения "306 Военный госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации, которое в спорных периодах 3,4 кварталы 2010, представляло расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с наличием у госпиталя задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду Управлением Росприроднадзора по Амурской области 22.05.2013 в его адрес было направлено претензионное письмо N 02-11-1808 с предложением уплатить задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 149 333,4 руб. (в отношении Федерального государственного учреждения "306 Военный госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации), в десятидневный срок со дня получения претензионного письма.
Поскольку задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в добровольном порядке не была уплачена, Управление Росприроднадзора по Амурской области обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с ФГКУ "301 ВКГ" Минобороны России задолженности в сумме 149 333,40 руб.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания названной платы в сумме 25 201 руб. 92 коп., суд первой инстанции исходил из следующего.
Судом первой инстанции установлено, и не оспаривалось ответчиком, что задолженность образовалась за 3,4 кварталы 2010 г., составила 149 333,40 руб. и соответствует начислениям, представленным Федеральным государственным учреждением "306 Военный госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2010 года (далее - расчеты).
При этом в общую сумму начислений (149 333,40 руб.) включена плата за размещение отходов производства, составившая за вышеуказанные спорные периоды 124 131,48 руб., в том числе: 3 кв. 2010 г. - 62 065,74 руб., 4 кв. 2010 г. - 62 065,74 руб.
Оспаривая включение в расчет предъявленной к взысканию задолженности суммы платы в размере 124 131,48 руб. за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов, госпиталь ссылался на то, что не осуществляет деятельность по размещению отходов, не является плательщиком платы за размещение отходов, сумма платы за размещение отходов за спорные периоды в представленных расчетах исчислена ошибочно.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Судом установлено, что госпиталь является природопользователем, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, обязан в установленные сроки вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Ответчик не оспаривал, что в результате своей деятельности в 3,4 кв. 2010 г. Федеральное государственное учреждение "306 Военный госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации оказывало негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ выброс и сброс вредных веществ, размещение отходов допускаются на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.
Указанное разрешение является основанием для взимания с природопользователей платежей за нормативное и сверхнормативное пользование природными ресурсами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 2 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, установлено два вида базовых нормативов платы:
1) за негативное воздействие в пределах допустимых нормативов;
2) за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Дифференцированные ставки платы, согласно пункту 2 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, определяются умножением массы загрязняющего вещества на базовый норматив платы (в пределах нормативов или лимитов, в зависимости от вида разрешения) и на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Постановлением от 12.06.2003 N 344 нормативы платы за сбросы в водные объекты и выбросы в атмосферный воздух устанавливаются исходя из стоимости 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов (сбросов) и в пределах установленных лимитов выбросов (сбросов). Причем норматив платы в пределах установленных лимитов составляет пятикратный размер платы от нормативного. За размещение отходов производства установлены единые нормативы платы в пределах установленных лимитов за 1 тонну отходов, исходя из класса опасности размещаемых отходов.
Пунктом 6 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, установлено, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
В силу пункта 5 указанного выше Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя (пункт 7 Порядка определения платы).
Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, а именно: не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, равным календарному кварталу.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Как установлено судом, в общий расчет предъявленной к взысканию с ФГКУ "301 ВКГ" Минобороны России задолженности включена плата за размещение отходов в сумме 124 131,48 руб.
Как установлено судом, данная сумма платы исчислена по отходам производства и потребления, объектом конечного размещения которых является санкционированная городская свалка.
Истец считает, что госпиталь обязан вносить в установленные сроки плату за размещение отходов производства и потребления.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, как правильно признал суд первой инстанции, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08, от 20.07.2010 N 4433/10.
В то же время, Управлением не доказано, что в спорных периодах Федеральное государственное учреждение "306 Военный госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Как установлено судом, в процессе осуществления основной деятельности у Федерального государственного учреждения "306 Военный госпиталь Дальневосточного военного округа" Министерства обороны Российской Федерации образуются и временно накапливаются (хранятся на пром.площадке) отходы, такие, как мусор от бытовых помещений, пищевые отходы, медицинские отходы (отработанный перевязочный материал, шприцы и др.), отходы рентгеновской пленки и прочие отходы.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу, что Управление Росприроднадзора по Амурской области не доказало факт осуществления ответчиком в спорные периоды деятельности по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности Законом об отходах, и возникновение у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не представлено доказательств хранения госпиталем отходов в объектах размещения отходов (организованных в соответствии со статьей 12 Закона об отходах), а также доказательств самостоятельного их захоронения.
Добровольное исчисление в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду платежей за размещение отходов не может свидетельствовать, как правильно признал суд, об осуществлении госпиталем деятельности, связанной с размещением отходов, и соответственно - возникновении у него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является юридическое лицо собственником отходов или нет. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В случае временного накопления отходов на площадках в специализированных контейнерах юридические лица, в собственности которых находятся данные отходы, не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, так как временное накопление отходов в контейнерах не является размещением отходов в смысле, придаваемом названной деятельности Законом об отходах.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, обоснованно произвел расчет задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в следующем размере: - 149 333,40 руб. - общая сумма начисленной по расчетам;
- 124 131,48 руб. - ошибочно включенная плата за размещение отходов;
- 25 201,92 руб. - неоспариваемые начисления.
Ошибочно включенная плата за размещение отходов в размере 124 131,48 руб. составляет: 3 кв. 2010 г. - 62 065,74 руб., 4 кв. 2010 г. - 62 065,74 руб., поскольку, по обоснованному выводу суда, Управлением Росприроднадзора по Амурской области не представлено доказательств хранения ответчиком отходов в объектах их размещения, а также не представлено доказательств самостоятельного их захоронения.
Общая сумма платы должна, как правомерно признал суд, составить 25 201 руб. 92 коп. (149 333,40 руб. - 124 131,48 руб.).
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2013 по делу N А73-8372/2013 оставить без изменения в обжалуемой части, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8372/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской обл.
Ответчик: ФГКУ "301 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "301 военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации