г. Хабаровск |
|
11 апреля 2014 г. |
А51-30838/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М.Голикова
Судей: И.С.Панченко, О.Н.Трофимовой
при участии:
от заявителя: администрации Арсеньевского городского округа - Закиров Р.С., представитель по доверенности от 26.12.2012 N 2982-15;
от ОГИБДД МОМВД России "Арсеньевский" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Арсеньевского городского округа
на решение 28.11.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014
по делу N А51-30838/2013 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.М.Черняк; в суде апелляционной инстанции судьи: А.В.Гончарова, С.В.Гуцалюк, О.Ю.Еремеева
по заявлению администрации Арсеньевского городского округа
к отделению государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Арсеньевский"
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
Арбитражный суд Приморского края решением от 28.11.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014, отказал администрации Арсеньевского городского округа (ОГРН 1022500508073, место нахождения: 692337, Приморский край, г.Арсеньев, ул.Ленинская, 8; далее - администрация) в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении государственного инспектора дорожного надзора отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Арсеньевский" (место нахождения: 692337, Приморский край, г.Арсеньев, ул.Заводская, 5; далее - ГИБДД) 005 ПК (ю) N 0000535 от 27.09.2013 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, предлагает указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене обжалуемого постановления об административном правонарушении.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что субъектами правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ, являются лица (должностные, юридические), ответственные за содержание дорог, к которым администрация не относится, соответственно, не несет ответственность за установку и содержание элементов обустройства автомобильных дорог в г.Арсеньеве.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы сослался на договор о предоставлении МКП "Чистый город" муниципального имущества на праве оперативного управления от 27.03.2013 N 135, дополнительное соглашение к данному договору от 29.03.2013, акт приема-передачи от 29.03.2013, постановление управления имущественных отношений администрации Арсеньевского городского округа от 29.03.2013 N 322/1 и перечень автомобильных дорог переданных указанному предприятию в оперативное управление, в том числе и дорог по улицам Ломоносова и Садовая.
Администрация считает неверным утверждение судов о том, что МКП "Чистый город" входит в структуру администрации Арсеньевского
городского округа и, следовательно, не имеет полномочий самостоятельно решать задачи в области дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения.
Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание суда кассационной инстанции на то обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении 005 ПК (ю) N 0000535 от 23.09.2013, в акте выявленных недостатков от 20.09.2013 отсутствуют показания специальных технических средств, то есть отсутствуют сведения о том, чем и каким образом производилась фотосъемка, отсутствуют сведения о поверке данного средства.
Кроме того, в ходе проверочных мероприятий проводилась фотосъемка, однако, из указанных фотографий невозможно установить привязку местности к определенным координатам, позволяющим сделать выводы о производстве фотосъемки именно на спорном участке автодороги. К тому же, административным органом не было представлено доказательств того, какие именно требования ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 50597-93 были нарушены.
Представитель администрации в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
ГИБДД отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечила.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и выступлении представителя администрации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как видно из материалов дела, на основании заявления гражданки Лысенковой В.И. от 13.09.2013 о принятия мер безопасности дородного движения в связи с началом учебного года, 20.09.2013 должностными лицами ГИБДД с привлечением двух свидетелей проведен осмотр на перекрестке улиц Ломоносова-Садовая по адресу: г.Арсеньев, ул.Садовая N N 16, 21, 23, ул.Ломоносова N 23.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 20.09.2013, составленного инспектором дорожного надзора ГИБДД по результатам обследования, отсутствуют дорожные знаки 5.1.9.1 и 5.1.9.2 по ул.Ломоносова, а также отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 "Пешеходный переход". К акту прилагалась фототаблица места обследования.
Постановлением 005 ПК (ю) N 0000535 от 27.09.2013 администрация привлечена к ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы администрации, последняя обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей (в редакции, действовавшей на момент привлечения заявителя к ответственности).
Объектом правонарушения является безопасность дорожного движения.
Объективная сторона выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в дорожном движении, запрещающих или ограничивающих дорожное движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Субъектом правонарушения является лицо (должностное, юридическое), ответственное за содержание дорог.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах определено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3 Закона об автомобильных дорогах).
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Муниципального правового акта Думы Арсеньевского городского округа от 04.08.2009 N 187-МПА "Устав Арсеньевского городского округа" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "ж" пункта 2 части 2 статьи 51 Муниципального правового акта Думы Арсеньевского городского округа от 04.08.2009 N 187-МПА "Устав Арсеньевского городского округа", в полномочия администрации городского округа по решению вопросов местного значения, в том числе в области жилищных отношений, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, благоустройства и экологии входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 17 Закона о местном самоуправлении полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Пункт 6 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 9 статьи 6 данного Закона относит к собственности городского округа автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 15 Закона).
Указанное законоположение корреспондирует установленному статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации принципу отнесения на собственника бремени содержания, принадлежащего ему имущества.
Является несостоятельным довод заявителя жалобы о ненадлежащем субъекте административного правонарушения, поскольку судами установлено, что дорога на перекрестке улиц Ломоносова - Садовая, в районе дома N 23 в г.Арсеньеве расположена на территории Арсеньевского городского округа, является собственностью городского округа и относится к ведению администрации.
При этом само по себе делегирование своих полномочий по содержанию дорог МКП "Чистый город" не освобождает администрацию от обязанности соблюдать правила обеспечения безопасности дорожного движения и от ответственности за их нарушения.
Из изложенного следует, что администрация является органом местного самоуправления, обязанным содержать дороги местного значения г.Арсеньеве, и является субъектом административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Кроме того, ГОСТом Р 50597-93 установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Согласно пункту 4.1.1 ГОСТа Р 50597-93, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, размещенными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
На основании пункта 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных
для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.
Правила применения технических средств организации дорожного движения, в том числе дорожной разметки по ГОСТ 51256 установлены ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст.
Согласно пункту 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ наличие события административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу об административном правонарушении.
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего,
свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Наличие недостатков в содержании улично-дорожной сети на перекрестке улиц Ломоносова - Садовая (район дома N 23 по улице Ломоносова и домов NN 16, 21, 23 по улице Садовая в городе Арсеньеве) в виде отсутствия дорожных знаков 5.1.9 и 5.1.9.2, а также отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 "Пешеходный переход", подтверждается материалами административного дела: актом выявленных недостатков от 20.09.2013 с приложенными к нему фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении серии 25 ПК (ю) N 0000535 от 23.09.2013.
Суды правомерно отклонили довод заявителя жалобы о том, что из представленных в дело фотографий не видно, в каком населенном пункте и в отношении каких улиц выполнена фотосъемка, поскольку указанное правонарушение установлено в присутствии свидетелей и зафиксированы в акте и на фототаблице. Отсутствие на фотографиях табличек об адресах строений и информационных знаков 6.11 на пересечениях улиц, по пояснениям инспектора, свидетельствует об их отсутствии на местах либо расположенных вне зоны видимости с места проведения фотосъемки.
Также несостоятелен довод заявителя жалобы о том, что административным органом не было представлено доказательств того, какие именно требования ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 50597-93 были нарушены, поскольку из акта выявленных недостатков в содержании дорог от 20.09.2013, протокола об административном правонарушении 25 ПК (ю) N 0000535 от 23.09.2013, а также постановления по делу об административном правонарушении 005 ПК (ю) N 0000535 от 27.09.2013 следует, что правонарушение, совершенное администраций Арсеньвского городского округа выразилось в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а именно: по принятию мер по своевременном выставлению дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 и восстановлению дорожной разметки 1.14.1 на улице Ломоносова (перекресток улиц Садовая - Ломоносова) в соответствии с ГОСТ Р 50597-93; ГОСТ Р 52289-2004, что угрожает безопасности дорожного движения.
Вступая в правоотношения в области дорожного движения, администрация должна была не только знать, но и обязана обеспечить выполнение требований вышеуказанных ГОСТов, то есть соблюсти ту
степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Каких-либо препятствий к выполнению администрацией работ по нанесению дорожной разметки и установке дорожных знаков суд не установил, и при рассмотрении апелляционной жалобы такие обстоятельства также не были установлены судебной коллегией.
Изложенное свидетельствует о наличии вины администрации в совершенном правонарушении, следовательно, у административного органа имелись законные основания для привлечения её к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Поскольку доводы, приведенные администрацией в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение 28.11.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 по делу N А51-30838/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М.Голиков |
Судьи |
И.С.Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.