г. Хабаровск |
|
30 мая 2014 г. |
А73-11817/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: О.Г. Красковской, Г.А. Камалиевой
при участии:
от истца: представитель Рой Т.В., по доверенности от 08.11.2013 N 429;
от ответчика: представитель Катухов К.С., по доверенности от 06.02.2014 N 29/8 (до отложения); представитель Рысаков А.С., по доверенности от 19.08.2013 N 29/239 (после отложения);
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 15.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014
по делу N А73-11817/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В. Медведева; в суде апелляционной инстанции судьи: С.Б. Ротарь, Е.Н. Головнина, Т.Д. Козлова
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
о взыскании платы за пользование вагонами
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН - 1037739877295; далее - ОАО "РЖД", общество, перевозчик, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН - 1112722003316; далее - ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО", учреждение, ответчик) 52 435 руб. 66 коп., составляющих плату за пользование вагонами.
Решением суда от 15.01.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Правильность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО", считающего их необоснованными.
Заявитель ссылается на неправомерность подачи спорного вагона перевозчиком до внесения всех причитающихся ему платежей за предыдущую перевозку, а также на отсутствие у истца права собственности или иного права на данный вагон.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
20.05.2014 в судебное заседание суда кассационной инстанции явились представители общества и учреждения.
В порядке, предусмотренном абзацем вторым части 5 статьи 158 АПК РФ, судебное разбирательство отложено с 20.05.2014 до 09 часов 30 минут 23.05.2014.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, после отложения ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО" и ОАО "РЖД" поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судами из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ФБУ войсковая часть 61424 (правопреемник - ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО", далее - клиент) 30.05.2012 заключен договор N ТЦ-1905.
Указанная сделка регулирует взаимоотношения сторон, связанные с осуществлением погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов силами клиента на местах общего пользования, принадлежащих перевозчику.
Пунктом 3 договора предусмотрено, что подача вагонов на места общего пользования для осуществления силами клиента грузовых операций производится перевозчиком по уведомлению.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 11 договора клиент оплачивает плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, в ожидании подачи под погрузку или выгрузку на места общего пользования по причинам, зависящим от клиента.
Согласно дорожной ведомости N Ф443019 из станции отправления "Омск-Северный" получателю - в/ч 61424 на станцию Ленинск отправлен вагон N 24620403, который прибыл в адрес ответчика 04.10.2012.
Начальник станции назначения уведомлением от 05.10.2012 сообщил командиру в/ч N 61424, что ввиду наличия у получателя дебиторской задолженности в размере 80 514 рублей, прибывшие в вагоне N 24620403 грузы выгружать запрещено, до внесения на железнодорожной станции назначения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей. Перевозчиком отмечено, что вагоны, не выданные грузополучателю, находятся на его ответственном простое и с него в порядке статьи 30 Устава железнодорожного транспорта взимается плата за пользование вагонами.
Из содержания акта общей формы N 676 от 22.10.2012 следует, что вышеуказанный вагон N 24620403 с 22.10.2012 по 25.10.2012 простаивал на путях станции в ожидании подачи под выгрузку ввиду отсутствия локомотива.
Согласно уведомлению о завершении грузовой операции или передачи на выставляемый путь N 270, спорный вагон был подан под выгрузку 25.10.2012.
На основании положений статьи 30 Устава железнодорожного транспорта перевозчиком за период с 04.10.2012 06 часов 00 минут по 22.10.2012 04 часов 00 минут начислена плата за нахождение спорного вагона на путях общего пользования станции Ленинск ДВЖД в размере 52 435,66 руб.
Накопительную ведомость N 311001 с расчетом платы за пользование вагонами принадлежащими перевозчику представитель грузополучателя подписать отказался, о чем перевозчиком составлен акт общей формы N 600018 от 31.10.2012 с отметкой о направлении накопительной ведомости без такой подписи.
ОАО "РЖД" для произведения ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО" платы за пользование вагонами принадлежащими перевозчику выставил счет N 1 от 09.01.2013.
Неоплата ответчиком выставленного к оплате счета и оставление претензионных уведомлений ОАО "РЖД" без удовлетворения послужили основанием для обращения перевозчика в арбитражный суд с исковым заявлением.
Разрешая данный спор, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В отношении перевозок железнодорожным транспортом порядок установления платы за перевозку определен в Федеральном законе "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
В пункте 2 указанной статьи сделано исключение для подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, во время его нахождения на железнодорожных путях необщего пользования.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, в связи с чем, размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ РФ.
Из статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Между тем, положения статьи 39 Устава не ограничивают возможность начисления платы за пользование вагонами правом собственности на такие вагоны. Следовательно, вагоны могут находиться у перевозчика на любом законном основании.
В связи с чем суд верно указал, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии с указанной нормой права, подлежит оплате в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1051 от 20.12.2011 в аренду ОАО "РЖД" на срок до 31.12.2012 передавались вагоны, принадлежащие открытому акционерному обществу "Вторая грузовая компания" (далее - ОАО "ВГК").
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1051 от 20.12.2011 установлено, что использование привлеченных вагонов на территории Российской Федерации для перевозок грузов осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования вагонов общего парка, с учетом особого порядка ценообразования, предусмотренного Постановлением.
Во исполнение пункта 3 указанного Постановления приказом Федеральной службы по тарифам N 444-Т/4 от 27.12.2011 утвержден порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных полувагонах. Данный Порядок предназначен для использования ОАО "РЖД" при определении тарифов на перевозки грузов в привлеченных ОАО "РЖД" полувагонах универсального типа ОАО "ВГК", эксплуатируемых на территории Российской Федерации в соответствии с условиями и правилами перевозок, установленными для вагонов общего парка.
В силу указанного Порядка за время нахождения полувагонов привлеченного парка у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят ОАО "РЖД" плату за пользование вагонами в соответствии с Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
Судом из материалов дела выяснено, что между ОАО "ВГК" и ОАО "РЖД" заключен договор N 18 от 26.01.2012, в рамках которого истец на основании постановления Правительства РФ от 20.12.2011 N 1051 привлекает, а ОАО "ВГК" предоставляет для использования в перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования полувагоны, находящиеся у ОАО "ВГК" в собственности или на ином законном основании.
Из представленных в материалы дела документов следует, что полувагоны универсального типа, находящиеся в собственности или на ином законном основании у ОАО "ВГК", привлечены ОАО "РЖД" в аренду на срок до 31.12.2012. Соответственно, как правильно указал суд, истец является законным владельцем спорных вагонов.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о правомерности начисления истцом платы в указанном размере и обоснованно взыскали ее с ответчика на основании названных выше норм закона.
Доводы заявителя кассационной жалобы о невозможности подачи истцом спорного вагона при наличии задолженности и об отсутствии у него права собственности на этот вагон судом апелляционной инстанции были обоснованно отклонены как несостоятельные и не влияющие на правильность вывода суда.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 по делу N А73-11817/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.