г. Хабаровск |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А73-2917/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Новиковой С.Н.
при участии
от ООО "Имущественная компания - Столица": Мазунина А.А., представитель по доверенности от 30.04.2014 N 77АБ 2574737;
от Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска: Саламанова Е.В., представитель по доверенности от 04.09.2014 N 9046/02-12;
от других участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска на решение от 26.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А73-2917/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Медведева О.В., в суде апелляционной инстанции судьи: Иноземцев И.В., Волкова М.О., Гричановская Е.В.
По иску общества с ограниченной ответственностью "Имущественная компания - Столица"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Северный ветер", Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска
об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости
Общество с ограниченной ответственностью "Имущественная компания - Столица" (ОГРН 1127746257352, ИНН 7702786660, адрес (место нахождения): 129090, г. Москва, проспект Мира, 13/1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Хабаровскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, адрес (место нахождения): 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1; далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельных участков расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Зеленая, д. 2Б, равной их рыночной стоимости, а именно земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041236:74 общей площадью 819,2 кв.м в размере 179 150 руб. 85 коп. и земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041236:38 общей площадью 17 467,6 кв.м в размере 2 620 489 руб. 35 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Северный ветер", Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска.
Решением суда от 26.05.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014, требования общества об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворены, в части требований о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков в установленном судом размере производство по делу прекращено в связи с отказом общества от этих требований.
В кассационной жалобе Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент) выражает несогласие с принятыми по настоящему делу судебными актами и ссылается на неправильное применение судами норм материального права, в связи с чем просит решение, постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества в полном объеме.
В обоснование своей правовой позиции заявитель в кассационной жалобе ссылается на то, что в настоящее время ООО "ИК Столица" является арендатором спорных земельных участков и в уполномоченные органы с соответствующим заявлением об их выкупе не обращалось, поэтому как полагает Департамент, выводы судов о несоразмерном завышении еще неустановленной выкупной цены спорных земельных участков, преждевременны, а истец как арендатор таких земельных участков не наделен полномочиями по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости предоставленных ему в пользование участков и не вправе выступать заказчиком рыночной оценки государственного имущества. Заявитель обращает внимание окружного суда на то, что расчет арендной платы за пользование спорными земельными участками произведен согласно Положению "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются земельные участки", утвержденному решением Хабаровской городской Думы от 28.03.2000 N 415, которое в свою очередь не связывает расчет конкретного размера арендной платы с такими показателями земельного участка как его кадастровая или рыночная стоимость, что также свидетельствует об отсутствии у общества права на обращение в арбитражный суд с настоящим иском. Также Департамент оспаривает определенную судами дату установления кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости с 01.01.2007, считая возможным применение новой стоимость лишь с 01.01.2009, то есть с даты фактически соответствующей нормативно правовому акту об утверждении кадастровой стоимости спорных земельных участков. Кроме того, заявитель жалобы ставит под сомнение достоверность отчетов оценщика об определении рыночной стоимости спорных земельных участков. Полагает, что в данном случае установить рыночную стоимость спорного участка с учетом норм Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) невозможно, поскольку введенные данным законом положения не распространяются на ранее возникшие отношения, связанные с определением кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Общество в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней доводы и предлагает оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
От иных лиц, участвующих в настоящем деле, отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента настаивал на удовлетворении поданной кассационной жалобы, против чего возражал представитель общества. Остальные участвующие в настоящем деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в заседание окружного суда не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, на основании Постановлений мэра города Хабаровска от 28.05.2008 N 1418 и от 25.01.2010 N 162 между Департаментом (арендодатель) и ООО "ИК Столица" (арендатор) заключено два договора аренды от 03.06.2008 N 574 и от 27.01.2010 N 27, согласно которым в аренду обществу переданы земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0041236:74 общей площадью 819,2 кв.м и 27:23:0041236:38 общей площадью 17 467,6 кв.м, расположенные в г. Хабаровске по ул. Зеленая, 2Б, для использования под подъездные пути, нежилые здания (административно-производственное, проходная, весовая) и сооружение (ограждение территории), собственником которых является арендатор.
Пунктом 1.2 договора N 574 срок его действия определен сторонами с 03.06.2008 по 02.06.2011 и в дальнейшем на основании пункта 5.4 данного договора он возобновлен на неопределенный срок.
Пунктом 1.2 договора N 27 срок его действия определен сторонами с 27.01.2010 до 26.01.2015.
Согласно кадастровому паспорту от 06.06.2013 N 2700/301/13-78645 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041236:74 составляет 1 997 185 руб. 02 коп, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 16.01.2008.
В соответствии с кадастровым паспортом от 06.06.2013 N 2700/301/13-78641 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:23:0041236:38 составляет 42 585 484 руб. 77 коп, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 06.06.2005.
Кадастровая стоимость названных земельных участков определена на основе массовой оценки земель на территории Хабаровского края, результаты которой (средние значения удельных показатели кадастровой стоимости) утверждены Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр по состоянию 01.01.2007.
Имея намерение приобрести в собственность названные арендуемые земельные участки в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ, ООО "ИК Столица" 11.06.2013 обратилось в Департамент с просьбой определить их выкупную стоимость.
Письмами от 09.07.2013 N N 6943/15-27, 6942/15-27 Департамент представил данные о порядке расчета выкупной стоимости участков 27:23:0041236:74, 27:23:0041236:38 и стоимости 1 кв.м - 175 руб. 52 коп. и 329 руб. 13 коп. соответственно.
Впоследствии ООО "ИК Столица" поручило ООО "Северная корона" произвести независимую оценку рыночной стоимости названных земельных участков.
Согласно отчетам оценщика от 10.02.2014 N 467.27.004(172)-2014 и N 1467.27.003(171)-2014 рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007 составила: 179 150 руб. 85 коп. земельного участка с кадастровым N 27:23:0041236:74 и 2 620 489 руб. 35 коп. земельного участка с кадастровым N 27:23:0041236:38.
По результатам оценки названных отчетов получены положительные экспертные заключения от 25.02.2014 N N Э-10.02.14-ХК/1, Э-10.02.14-ХК/2 НП "Саморегулируемой организации оценщиков "Экспертный совет", подтверждающие их достоверность и соответствие требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, свидетельствующие о существенном превышении кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной оценке, ООО "ИК Столица" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующего.
В силу с пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами процессуального законодательства назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, лицо, заявляющее требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должно доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использовалась оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.19 Закона об оценке одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определения Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 278-О-О, 279-О-О, 281-О-О).
Вместе с тем, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения в судебном порядке внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, посредством указания его рыночной стоимости.
В процессе рассмотрения настоящего дела арбитражными судами установлено, что общество, не оспаривая по существу в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленные на основе массовой оценки земель на территории Хабаровского края, результаты которой (средние значения удельных показатели кадастровой стоимости) утверждены Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр по состоянию 01.01.2007, представило в материалы настоящего дела соответствующие отчеты оценщика от 10.02.2014 N 467.27.004(172)-2014 и N 1467.27.003(171)-2014 об определении рыночной стоимости названных земельных участков, согласно которым их рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2007 составляла: 179 150 руб. 85 коп. земельного участка с кадастровым N 27:23:0041236:74 и 2 620 489 руб. 35 коп. земельного участка с кадастровым N 27:23:0041236:38.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ указанные отчеты наряду с иными представленными в материалы настоящего дела доказательствами, арбитражные суды установили, что названные отчеты об определении рыночной стоимости спорных участков соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности. При этом их достоверность и правильность подтверждена экспертными заключениями от 25.02.2014 N Э-10.02.14-ХК/1 и N Э-10.02.14-ХК/2.
Доказательств недостоверности рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, ни ответчиком, ни третьими лицами, привлеченными к участию в настоящем деле, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ в материалы настоящего дела не представлено.
При отсутствии документальных опровержений достоверности и обоснованности определенной независимым оценщиком рыночной стоимости спорных участков и учитывая наличие в материалах настоящего дела экспертных заключений отчетов оценщика, у арбитражных судов не имелось предусмотренных статьей 82 АПК РФ оснований для назначения судебной экспертизы по своей инициативе, а ответчик и третьи лица ходатайства о проведении судебной экспертизы по спорному вопросу не заявляли.
С учетом установленных фактических обстоятельств данного спора, свидетельствующих о наличии существенной разницы между определенной в массовом порядке кадастровой стоимостью спорных участков и их реальной рыночной стоимостью, и принимая во внимание, что такая стоимость непосредственно влияет на размер платы за выкуп названных земельных участков, арбитражные суды на основании указанных норм материального права и разъяснений об их применении правомерно удовлетворили требования истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере равном их рыночной стоимости.
При этом судами рассмотрены и обоснованно отклонены доводы Департамента о необходимости определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009. Как правильно указано судами с учетом правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своих постановлениях от 28.06.2011 N 913/11, от 25.06.2013 N 10761/11 рыночная стоимость земельного участка не может быть установлена на произвольную дату, а подлежит определению на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку. Как указано выше, такая оценка проведена в публичном порядке по состоянию на 01.01.2007. В связи с изложенным, отклоняются соответствующие доводы кассационной жалобы Департамента, как направленные на переоценку установленных арбитражными судами фактических обстоятельств настоящего дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу особенностей главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции также признает ошибочной позицию заявителя об отсутствии у ООО "ИК Столица" права оспаривать результаты определения кадастровой стоимости предоставленных ему в пользование участков. В рассматриваемой ситуации кадастровая стоимость названных участков непосредственно влияет на размер платы за их выкуп, исключительным правом на который обладает именно истец по настоящему делу, как собственник ряда объектов недвижимости, расположенных на спорных земельных участках. Кроме того, судами установлен факт обращения истца в адрес Департамента в целях определения выкупной стоимости земельных участков.
Доводы Департамента о недостоверности отчетов оценщика и несоответствии их требованиям Закона об оценке, который к тому же, по мнению заявителя кассационной жалобы, не применим к спорным правоотношениям по настоящему делу, в целом противоречат объему представленных в дело доказательств и содержанию обжалуемых судебных актов. Утверждение заявителя жалобы о невозможности пересмотра размера кадастровой стоимости, установленной до внесения изменений в действующее законодательство об оценочной деятельности, основано на ошибочном толковании подлежащих применению норм материального права, в том числе статьи 66 Земельного кодекса РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты, признаются судом кассационной законными и обоснованными, поэтому они отмене, а кассационная жалоба Департамента - удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.05.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 по делу N А73-2917/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.