Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 октября 2014 г. N Ф03-3568/14 по делу N А73-1306/2014

 

г. Хабаровск

 

10 октября 2014 г.

Дело N А73-1306/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2014 года.

 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи И.С. Панченко

Судей И.А.Мильчиной, О.Н.Трофимовой

от ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" - Подорожный К.С., представитель по доверенности от 30.01.2014 N 51/77;

от ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Коханей Е.А., представитель по доверенности от 01.01.2014 N 47;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 25.04.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А73-1306/2014 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Луговая И.М.; в суде апелляционной инстанции судьи Швец Е.А., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.

по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49)

к Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022701279853, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 28)

о признании недействительным решения

Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - ОАО "ДГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 7) (далее - фонд социального страхования) от 07.11.2013 N 236 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в виде применения штрафа в размере 6 275,61 руб., также обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 31 378,07 руб. и пени на доначисленную сумму страховых взносов по состоянию на 31.12.2012 в размере 3 314,95 руб.

Решением арбитражного суда от 25.04.2014, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 (с учетом определения об исправлении опечатки от 07.10.2014), заявленные требования ОАО "ДГК" удовлетворены в полном объеме.

Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое решение не соответствует положениям Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и Трудового кодекса Российской Федерации.

Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе фонда социального страхования, который выражает несогласие с выводами судебных инстанций. Доводы кассационной жалобы поддержаны его представителем в судебном заседании, просившего решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить как принятые с неправильным применением норм материального права.

ОАО "ДГК" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании просили принятые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из установленных арбитражным судом обстоятельств по материалам дела, фондом социального страхования проведена выездная проверка ОАО "ДГК" как страхователя по вопросам проверки исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.09.2013 N 332-212, по итогам рассмотрения которого и возражений страхователя 07.11.2013 фондом социального страхования принято решение N 236 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 6 275,61 руб., ему доначислены и предложены к уплате страховые взносы в сумме 31 378,07 руб. и пени на доначисленную сумму страховых взносов по состоянию на 31.12.2012 в размере 3 314,95 руб.

Основанием для привлечения общества к ответственности явились выводы проверяющих о нарушении страхователем Закона N 212-ФЗ, выразившееся в том, что в 2010-2012 гг. в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование не включены выплаты, которые производились на основании коллективного договора, а именно:

- оплата стоимости путевок в детские лагеря детям работников (в 2011 году в сумме 649 651,36 руб.);

- оплата за содержание ребенка работника в детских дошкольных учреждения (фактически - единовременная оплата не более 15 000 руб. детскому дошкольному учреждению) (в 2011 году в сумме 105 000 руб., в 2012 году в сумме 134 152,16 руб.);

- компенсация стоимости проезда к месту лечения работникам (в 2010 году в сумме 75 872,40 руб., в 2011 году в сумме 57 062,40 руб., в 2012 году в сумме 60 264 руб.).

Не согласившись с принятым решением фонда социального страхования, общество обжаловало его в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования. При этом обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

Основанием для доначисления оспоренным решением 31 378,07 руб. страховых взносов, соответствующих пеней и применения штрафов послужили выводы фонда социального страхования о неправомерном невключении страхователем в объект обложения страховыми взносами выплат, произведенных на основании коллективного договора: оплата стоимости путевок в детские лагеря детям работников; оплата за содержание ребенка работника в детских дошкольных учреждения; компенсация стоимости проезда к месту лечения работникам.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

По правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" заявитель является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства,

издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В пункте 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ прописано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона NN 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 названного Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Как установлено положениями статьи 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 164 ТК РФ компенсациями являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В силу статьи 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. На основании статьи 5 ТК РФ локальные нормативные акты входят в систему трудового законодательства.

Таким образом, объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между обществом и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

Исходя из смысла и содержания статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, статей 15 и 129 ТК РФ, понятия трудовых отношений и оплаты труда работника, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что наличие трудовых отношений между обществом и его работниками не влечет включение спорных выплат, произведенных данным работникам и не представляющих собой оплату их труда, в базу для исчисления страховых взносов.

Как следует из материалов дела и не опровергалось фондом социального страхования, в проверяемом периоде суммы, выплаченные обществом на возмещение своим работникам затрат по оплате стоимости путевок в детские лагеря детям работников и на содержание ребенка работника в детских дошкольных учреждения; компенсации стоимости проезда к месту лечения работникам, не являлись оплатой труда работников, носили социальный характер, основанный на коллективном договоре. Трудовыми договорами, заключенными обществом с конкретными работниками, названные выплаты не были предусмотрены.

Такие выводы суда основаны на условиях исследованного коллективного договора общества, пунктами 6.8.7, 6.8.9 которого предусмотрены компенсационные выплаты за путевки для детей работников в оздоровительные лагеря, оказание разовой финансовой поддержки при устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение. Приложением N 12 к коллективному договору (пункт 5.1) предусмотрена компенсация один раз в год стоимости проезда к месту лечения работника.

Из смысла и содержания статей 15, 16 и 40 ТК РФ следует, что в отличие от трудового договора, регулирующего именно трудовые отношения, коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения.

Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и, следовательно, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.

Таким образом, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.

Приведенные в кассационной жалобе доводы фонда социального страхования аналогичны аргументам, которые ранее приводились им в судах первой и апелляционной инстанций. Эти доводы получили надлежащую правовую оценку судов и отклонены. Как видно из обжалуемых судебных актов, суды установили и исследовали все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, нормы права применены судами к конкретным установленным по делу обстоятельствам.

С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов кассационная инстанция не усматривает.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.04.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 (с учетом определения об исправлении опечатки от 07.10.2014) по делу N А73-1306/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

И.С. Панченко

 

Судьи

И.А.Мильчина
О.Н.Трофимова

 

"В силу статьи 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. На основании статьи 5 ТК РФ локальные нормативные акты входят в систему трудового законодательства.

...

Исходя из смысла и содержания статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, статей 15 и 129 ТК РФ, понятия трудовых отношений и оплаты труда работника, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что наличие трудовых отношений между обществом и его работниками не влечет включение спорных выплат, произведенных данным работникам и не представляющих собой оплату их труда, в базу для исчисления страховых взносов.

...

Из смысла и содержания статей 15, 16 и 40 ТК РФ следует, что в отличие от трудового договора, регулирующего именно трудовые отношения, коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения.

...

Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12."