г. Хабаровск |
|
31 октября 2014 г. |
А59-1368/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.М. Саранцевой
Судей: Я.В. Кондратьевой, Е.О. Никитина
при участии:
от ФНС России: Беган А.Г., представитель, доверенность от 03.02.2014 б/н
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы
на определение от 21.07.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014
по делу N А59-1368/2013
Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.А. Портнова, в апелляционном суде судьи: Л.А. Мокроусова, Л.Ю. Ротко, С.В. Шевченко
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коллекторское агентство "Сахалинская долговая корпорация"
о признании общества с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис 1" несостоятельным (банкротом)
Общество с ограниченной ответственностью "Коллекторское агентство "Сахалинская долговая корпорация" (ОГРН 1106501004060, ИНН 6501218697, место нахождения: 693001, Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, пр-т.Мира, 57-306) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис 1" (ОГРН 1076504001947, ИНН 6503012395, место нахождения: 694062, Сахалинская область, Долинский район, с.Быков, ул.Красноармейская, 10; далее - ООО "Ремстройсервис 1", общество, должник) несостоятельным (банкротом).
Определением арбитражного суда от 26.06.2013 требования заявителя в размере 2 314 001 руб. 40 коп. признаны обоснованными, в отношении общества введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Злобин Олег Викторович.
Решением от 19.11.2013 ООО "Ремстройсервис-1" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на Злобина Олега Викторовича. Определением от 17.12.2013 конкурсным управляющим утвержден Плотников Роман Александрович.
Определением суда от 09.04.2014 срок конкурсного производства и полномочия конкурсного управляющего продлены до 18 августа 2014 года.
Впоследствии (01.07.2014) Федеральная налоговая служба (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, место нахождения: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23; далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника дополнительных требований в сумме 71 512 руб. 03 коп. пени.
Заявление обосновано тем, что дополнительно доначисленные обществу пени на сумму недоимки по страховым взносам, ранее включенную в третью очередь реестра требований кредиторов должника, также подлежат установлению.
Определением от 21.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014, в удовлетворении требования уполномоченного органа отказано. Судебные акты мотивированы недопустимостью заявления дополнительных требований к ранее заявленным ФНС России на стадии наблюдения и включенным в реестр требований кредиторов должника.
В кассационной жалобе ФНС России просит определение от 21.07.2014, постановление апелляционного суда от 08.09.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт о включении в реестр требований кредиторов ООО "Ремстройсервис-1" задолженности в сумме 71 512 руб. 03 коп. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о том, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, без полного выяснения имеющих значение для дела обстоятельств. Указывает на то, что уполномоченным органом представлены достаточные доказательства наличия задолженности общества по обязательным платежам, пени начислены до даты открытия процедуры конкурсного производства. Ссылается на то, что состав и размер требований, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом и заявленных после открытия конкурсного производства, определяется на дату открытия конкурсного производства. Считает, что отказ в удовлетворении заявления нарушает право ФНС России на включение в полном объеме задолженности по обязательным платежам в реестр требований кредиторов должника и последующее погашение указанных требований.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ с использованием систем видеоконференц-связи, представитель ФНС России привела доводы, соответствующие тексту кассационной жалобы.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами, определение Арбитражного суда Сахалинской области от 09.10.2013 признаны обоснованным и включены в третью очередь реестра требований кредиторов требования ФНС России в сумме 4 597 925 руб. 12 коп., в том числе: недоимка по налогу - 521 489 руб., ущерб за причинение вреда водному объекту - 810 906 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 2 198 337 руб. 29 коп., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 857 996 руб. 40 коп., пени - 209 196 руб. 43 коп.
Впоследствии доначислив пени на остаток задолженности общества по страховым взносам в ПФ РФ и ФОМС за 1 квартал 2012 года, 4 квартал 2012 года, 1 квартал 2013 года в общей сумме 71 512 руб. 03 коп. уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Из этого следует, что основное требование кредитора к должнику (об уплате суммы налога или сбора) и все связанные с ним дополнительные требования (в том числе об уплате пеней за просрочку уплаты налога или сбора) совместно образуют сумму задолженности по соответствующему единому денежному обязательству (обязательному платежу) должника, состав и размер которого, если основное требование возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются по правилам пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве.
Следовательно, в силу статьи 4 Закона о банкротстве доначисление сумм пеней за процедуру наблюдения по состоянию на дату конкурсного производства и включение их в реестр требований кредиторов должника недопустимо.
В данном случае имеющиеся на дату введения процедуры наблюдения требования ФНС России включены в реестр требований кредиторов должника определением суда первой инстанции от 09.10.2013.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Законом о банкротстве не предусмотрено изменение денежной суммы, включенной в реестр требований кредиторов в процедуре наблюдения, арбитражные суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления уполномоченного органа о дополнительном установлении требований в размере 71 512 руб. 03 коп.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" и пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве".
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для включения заявленных уполномоченным органом требований в реестр требований кредиторов должника отклоняются судом кассационной инстанции как направленные на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу требований статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции недопустимо.
Подлежат отклонению и доводы жалобы о том, что отказ в удовлетворении заявления нарушает право ФНС России на включение в полном объеме задолженности по обязательным платежам в реестр требований кредиторов должника и последующее погашение указанных требований, поскольку при обращении в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника своих требований на момент процедуры наблюдения ФНС России самостоятельно определила состав и размер требований, при том, что спорный объем требований уже существовал на дату первоначального обращения уполномоченного органа с заявлением о включении его требований в реестр требований кредиторов должника.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 21.07.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу N А59-1368/2013 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Саранцева |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.