г. Хабаровск |
|
21 ноября 2014 г. |
Дело N А51-4728/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: М.М. Саранцевой
Судей: Я.В. Кондратьевой, А.А. Шведова
при участии:
от истца: Борисова Ю.В., представитель, доверенность от 13.01.2014 N 1-3/19
от ответчика: Артамонова В.В., представитель, доверенность от 13.03.2014 N 20-17-30/34
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 19.05.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 по делу N А51-4728/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В. Карандашова, в апелляционном суде судьи: С.Б. Култышев, А.В. Ветошкевич, С.М. Синицына
По иску администрации города Владивостока
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 11 777 951 руб. 70 коп.
Администрации города Владивостока (ОГРН: 1022501302955, ИНН: 2504001783, место нахождения: 690950, г.Владивосток, Океанский проспект, 20; далее - Администрации) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН: 1022501312041, ИНН: 2536052276, место нахождения: 690091, г.Владивосток, ул.Светланская, 69) о взыскании 11 777 951 руб. 70 коп. компенсации стоимости жилых помещений, предоставленных участковым уполномоченным милиции.
Иск обоснован тем, Администрация предоставила участковым уполномоченным милиции жилые помещения общей стоимостью 11 777 951 руб. 70 коп. Считая, что указанная сумма подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета, а Минфин России уклоняется от соответствующего материального или финансового обеспечения, Администрация требует взыскания спорной суммы на основании статей 125, 126, 214, 215, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и статьи 30 Закона от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции).
Решением от 19.05.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014, исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 11 777 951 руб. 70 коп. компенсации стоимости жилых помещений, предоставленных участковым уполномоченным милиции. Судебные акты мотивированы ненадлежащим исполнением Российской Федерацией в лице Минфина России обязанностей по финансированию расходов, связанных с предоставлением жилых помещений, нуждающимся в улучшении жилищных условий участковым уполномоченным милиции.
В кассационной жалобе Минфин России просит решение от 19.05.2014 и постановление апелляционного суда от 07.08.2014 отменить. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о том, что действующее законодательство не предусматривает компенсацию стоимости жилых помещений органам исполнительной власти и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета. Указывает на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" (действовавшего до 01.01.2012) финансирование участковых уполномоченных милиции осуществлялось за счет средств бюджетов муниципальных образований. Ссылается на то, что Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" финансирование соответствующих социальных гарантий участковым уполномоченным милиции на Российскую Федерацию не возложено. Считает, что в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств по отношению к сотрудникам милиции является Министерство внутренних дел Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, между сторонами сложись межбюджетные отношения, а не гражданско-правовые, в связи с чем спор неподведомственен арбитражному суду. Полагает, что согласно статье 30 Закона о милиции участковым уполномоченным милиции должна быть предоставлена жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома, выплата денежной суммы, эквивалентной стоимости квартиры действующим законодательством не предусмотрена.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация выразила несогласие с приведенными в ней доводами и просила в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи, представители сторон привели доводы, соответствующие текстам кассационной жалобы и отзыва на нее.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г. Владивостока от 10.12.2009 по делу N 2-5768/09, от 22.03.2010 по делу N 2-1821/10, от 07.12.2010 по делу N 2-6394/10, от 10.02.2011 по делу N 2-504/11, от 27.07.2010 по делу N 2-4167/10, от 28.02.2011 по делу N 2-639/11 на Администрацию возложена обязанность предоставить: Астащенко Олегу Николаевичу благоустроенное жилое помещение на состав семьи из двух человек, общей площадью не менее 30 кв.м. в черте г. Владивостока; Морочко Артуру Леонтьевичу по договору социального найма отдельную благоустроенную квартиру на состав семьи из двух человек общей площадью не менее 30 кв.м. в черте г. Владивостока; Веселову Игорю Федоровичу отдельную благоустроенную квартиру на состав семьи из трех человек, общей площадью не менее 32,8 кв.м.; Мастерко Сергею Николаевичу отдельное благоустроенное жилое помещение в черте г.Владивостока на состав семьи один человек общей площадью не менее 15 кв.м.; Гонтарь Денису Александровичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из четырех человек общей площадью не ниже 20,9 кв.м. в черте г. Владивостока; Русакову Константину Витальевичу благоустроенное жилое помещение в городе Владивостока общей площадью не ниже 27 кв.м. на состав семьи из четырех человек.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт предоставления указанным участковым уполномоченным милиции соответствующих жилых помещений по договорам социального найма.
Считая, что расходы, понесенные в связи с исполнением вышеуказанных судебных актов Ленинского районного суда г. Владивостока, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 Закона о милиции (действовавшим в период возникновения спорных правоотношений) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным.
В силу пункта 6 статьи 19 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Таким образом, расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Закона о милиции, в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем участковых уполномоченных милиции и членов их семей, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды установили, что Администрация выполнила обязанность по предоставлению находящихся в муниципальной собственности жилых помещений участковым уполномоченным милиции и членам их семей в соответствии с судебными актами Ленинского районного суда г. Владивостока. При этом судами установлен факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Минфина России обязанностей по компенсации расходов муниципального образования на исполнение полномочий по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции.
С учетом установленного, положений статьи 65 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, взыскав с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации 11 777 951 руб. 70 коп. - компенсации стоимости жилых помещений, предоставленных участковым уполномоченным милиции.
Довод заявителя кассационной жалобы о неподведомственности спора арбитражному суду подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку в данном случае истец не ставит вопрос о выделении средств из бюджета, его исковые требования сводятся к возмещению расходов, понесенных в связи с исполнением федерального закона и возложением на ответчика обязанности компенсировать эти расходы. Следовательно, спорные правоотношения носят гражданско-правой характер, поэтому в силу статьи 27 АПК РФ данный спор является подведомственным арбитражному суду.
Его же доводы о том, что в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителям бюджетных средств по отношению к сотрудникам милиции является Министерство внутренних дел Российской Федерации, которое и должно нести соответствующие расходы, судом кассационной инстанции отклоняются, так как в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета, при этом по настоящему делу арбитражными судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России.
Иные доводы кассационной жалобы о незаконности судебных актов судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 19.05.2014, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 по делу N А51-4728/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Саранцева |
Судьи |
Я.В. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.