г. Хабаровск |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А73-5219/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Мильчиной И.А., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "Ден-Тал-Из" Министерства здравоохранения Хабаровского края - Абрамович А.М., главный врач; Мательский В.А., представитель по доверенности от 27.05.2014 б/н;
от ответчика: Контрольно-счетной палаты Хабаровского края - Медведева Т.А., представитель по доверенности от 21.04.2014 N 3;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Хабаровского края на решение от 23.07.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу N А73-5219/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Серга Д.Г., в суде апелляционной инстанции судьи: Вертопрахова Е.В., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "Ден-Тал-Из" Министерства здравоохранения Хабаровского края
к Контрольно-счетной палате Хабаровского края
о признании недействительными акта и представления
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 25 "Ден-Тал-Из" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022701285530, место нахождения: 680009, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Большая, 6; далее - КГБУЗ СПN25 "Ден-Тал-Из", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом его уточнения, к Контрольно-счетной палате Хабаровского края (ОГРН 1112721011248, место нахождения: 680002, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72) о признании недействительными акта от 28.02.2014 и представления от 07.04.2014 N 1, за исключением пункта 6 данного представления.
Решением суда от 23.07.2014 требования заявителя о признании недействительным представления Контрольно-счётной палаты Хабаровского края от 07.04.2014 N 1 в обжалуемой части удовлетворены с отнесением расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб. на Контрольно-счётную палату Хабаровского края. В части оспаривания акта проверки производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 решение суда изменено в части распределения судебных расходов. С Контрольно-счётной палаты Хабаровского края в пользу заявителя взыскано 2 000 руб. В остальном решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, Контрольно-счётная палата Хабаровского края приводит доводы о несогласии с принятыми судебными актами в той части, в которой признаны недействительными пункты представления о необходимости приведения в соответствие с нормами действующего законодательства Положения об оплате труда учреждения и обеспечения выполнения доведённого объёма стоматологической помощи (пункты 2, 3).
Кроме того, заявитель считает, что само по себе требование органа внешнего государственного финансового контроля обеспечить выполнение доведённого объёма финансирования, выделяемого на оказание медицинской помощи гражданам РФ, не может нарушать прав и законных интересов заявителя.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Контрольно-счётной палаты Хабаровского края доводы, изложенные в жалобе, поддержал и дал по ним пояснения.
В отзыве на кассационную жалобу КГБУЗ СПN 25 "Ден-Тал-Из", а также его представители в судебном заседании, возражая против доводов Контрольно-счётной палаты Хабаровского края и удовлетворения жалобы, полагают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав пояснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, должностными лицами Контрольно-счетной палаты Хабаровского края в период с 10.02.2014 по 28.02.2014 на основании приказа от 20.01.2014 N 5-п в отношении КГБУЗ СПN25 "Ден-Тал-Из" проведена проверка законности и результативности использования средств краевого бюджета и бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, выделенных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи, средств краевого бюджета, выделенных на иные цели учреждения и представления платных медицинских услуг; оценки финансового обеспечения деятельности учреждения; проверки законности, эффективности и полноты использования средств краевого бюджета и средств обязательного медицинского страхования, направленных на предоставление бесплатной медицинской помощи населению; оценки доступности качества оказания бесплатной медицинской помощи; проверки законности, эффективности и полноты использования средств краевого бюджета, направленных на иные цели; проверки законности представления платных медицинских услуг и использования средств, полученных от приносящей доход деятельности.
По результатам контрольного мероприятия на предмет законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств краевого бюджета и бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (включая обоснованность оказания платных услуг и иных субсидий), выделенных КГБУЗ СПN 25 "Ден-Тал-Из", составлен акт от 28.02.2014 и вынесено представление от 07.04.2014 N 1, согласно которому учреждению предложено: 1) продолжить реализацию мероприятий, способствующих повышению удовлетворенности граждан доступностью и качеством оказания бесплатной медицинской помощи; 2) привести в соответствие с нормами действующего законодательства Положение об оплате труда работников учреждения; 3) обеспечить выполнение доведенного объема стоматологической помощи; 4) определить порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками; 5) принять меры по выполнению предписания отдела надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части приведения путей эвакуации общего коридора 1-го и 2-го этажей в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ; 6) повысить эффективность и результативность осуществления закупок за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных средств в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок; 7) привести положения Устава учреждения в соответствие с нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", исключив виды деятельности, приносящие доход, не относящиеся к основным видам деятельности из Устава, которые не служат достижению целей, ради которых создано учреждение и не соответствует этим целям; 8) устранить другие нарушения, отмеченные в акте контрольного мероприятия.
Не согласившись с актом от 28.02.2014 и представлением от 07.04.2014 N 1, за исключением пункта 6 данного представления, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьёй 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьёй 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьями 9, 12 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 N 94 "О Контрольно-счётной палате Хабаровского края", Регламентом Контрольно-счётной палаты Хабаровского края, счёл требования заявителя подлежащими удовлетворению, сославшись на то, что из оспариваемого представления от 07.04.2014 N1 не представляется возможным установить, в чём выразились нарушения бюджетного законодательства, так как оно не содержит ссылок на нормы бюджетного законодательства и иных нормативно правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, не содержит выводов о причинении КГБУЗ СПN25 "Ден-Тал-Из" материального ущерба Хабаровскому краю.
Между тем судебными инстанциями ошибочно не учтено следующее.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ во взаимосвязи со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения заявленного требования является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 1 и части 2 статьи 9 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 N 94 Контрольно-счётная палата Хабаровского края, являясь постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Хабаровского края, осуществляет внешний государственный финансовый контроль, в том числе в отношении государственных учреждений и унитарных предприятий края.
По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счётная палата вправе вносить в проверяемые организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению, пресечению и предупреждению нарушений на основании пункта 1 статьи 19 Закона Хабаровского края от 29.06.2011 N 94.
В соответствии с пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Вопросы правильности формирования фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений являются предметом внешнего государственного финансового контроля, поскольку данные расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования субъекта Российской Федерации.
Фонд оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Хабаровского края, как это предусмотрено пунктом 13 Положения об установлении систем оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казённых учреждений Хабаровского края, утверждённого Постановлением Правительства Хабаровского края от 12.04.2008 N 103-пр, формируется исходя из объёма субсидий, поступающих в установленном порядке государственному бюджетному и автономному учреждению края из краевого бюджета, объёма средств территориальных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Как следует из содержания пункта 2 оспариваемого представления, государственному бюджетному учреждению указывалось на необходимость устранения выявленных проверкой нарушений Постановления Правительства Хабаровского края от 12.04.2008 N 103-пр, допущенных при формировании фонда оплаты труда работников.
В рассматриваемом случае данные обстоятельства отражения в судебных актах не нашли и не получили правовой оценки.
Кроме того, признавая недействительным представление Контрольно-счётной палаты Хабаровского края от 07.04.2014 N 1, суд не сделал выводов относительно того, каким образом нарушаются права заявителя указанием на необходимость выполнения доведённого объёма финансирования, предоставленного в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (пункт 3 представления).
Поскольку в силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе данных доказательств перед другими, судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить допущенные нарушении норм процессуального права, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оценить доказательства, представленные каждой из сторон в обоснование своих доводов, исследуя их во взаимосвязи и совокупности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.07.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу N А73-5219/2014 Арбитражного суда Хабаровского края в обжалуемой части отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.