г. Хабаровск |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А73-7326/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Г.В.Котиковой, Е.П.Филимоновой
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю - представитель не явился;
от арбитражного управляющего Плотникова Андрея Анатольевича - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Плотникова Андрея Анатольевича на решение от 28.07.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А73-7326/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.Г. Калашников;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю к арбитражному управляющему Плотникову Андрею Анатольевичу
о привлечении к административной ответственности
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - управление, административный орган, Управление Росреестра по Хабаровскому краю) (ОГРН 1042700170116, ИНН 2721121630, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 74) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Плотникова Андрея Анатольевича (далее -арбитражный управляющий, Плотников А.А.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за неисполнение обязанностей арбитражного управляющего, установленных законодательством о банкротстве.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014, заявление Управления Росреестра по Хабаровскому краю удовлетворено. Суд первой инстанции привлек арбитражного управляющего Плотникова А.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и назначил ему административное наказание в виде штрафа в сумме 25 000 руб.
В кассационной жалобе арбитражный управляющий, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование фактических обстоятельств дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе управлению в удовлетворении заявления. В жалобе Плотников А.А. указывает на то, что нарушение порядка опубликования сведений о процедуре банкротства, не опубликование результатов собрания кредиторов, проведенного 20.03.2014, не привели к нарушению прав кредиторов. Считает, что ему необоснованно вменено в качестве нарушения законодательства о банкротстве отсутствие в отчете конкурсного управляющего сведений о сроке действия договора на оказание услуг, поскольку договором конкретный срок его действия не определен. Не согласился заявитель жалобы с выводом судов о несоблюдении арбитражным управляющим обязанности по документальному подтверждению сведений, отраженных в отчете о его деятельности. Кроме того, по мнению арбитражного управляющего, у судов обеих инстанций имелись достаточные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным.
Управление Росреестра по Хабаровскому краю, Плотников А.А., извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с этим кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В отзыве на жалобу административный орган просит судебные акты оставить без изменения, указывает на то, что при рассмотрении дела по существу судами первой и апелляционной инстанций дана полная и всесторонняя оценка обстоятельствам, которые приведены Плотниковым А.А. в жалобе.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.10.2013 по делу N А73-2407/2013 в отношении ЗАО "Дальэнергомонтаж-Регион" открыто конкурсное производство, исполняющим обязанности конкурсного управляющего назначен Плотников А.А. Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.11.2013 по делу N 73-2407/2013 Плотников А.А утвержден конкурсным управляющим ЗАО "Дальэнергомонтаж-Регион".
При ознакомлении с материалами указанного дела административным органом выявлены нарушения Плотниковым А.А. пункта 7 статьи 12, пунктов 1, 6 статьи 28, пункта 1 статьи 128 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), а именно: несоблюдение сроков опубликования сведений об утверждении конкурсного управляющего и протокола собрания кредиторов должника; не указание в отчете об использовании денежных средств должника сведений о платежах и об общем размере использованных денежных средств, что не позволило установить источник поступления денежных средств их назначения и обоснование платежа. Кроме того, административным органом установлено нарушение арбитражным управляющим подпункта "е" пункта 5 Общих правил подготовки отчетов (заключений), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов), поскольку в отчете конкурсного управляющего не указан срок действия договора на оказание юридических услуг от 08.10.2013, в нарушение пунктов 11,13 Общих правил подготовки отчетов не представлены документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в отчетах, направленных в суд 24.12.2013 и 25.03.2014.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 03.06.2014 N 00232714 и направления в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ в арбитражный суд заявления о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
При рассмотрении заявления арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, что выразилось в неисполнении Плотниковым А.А. обязанностей, установленных пунктом 1 статьи 128, абзацем 3 пункта 7 статьи 12, абзацем 10 пункта 4 статьи 12, пунктом 4 статьи 13, пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве, пунктами 3, 4, подпунктом "е" пункта 5, пунктами 11, 13 Общих правил подготовки отчетов. При этом суд указал на отсутствие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения малозначительным.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, соглашаясь с которыми, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве.
Статьей 28 Закона о банкротстве установлен порядок раскрытия информации, предусмотренной данным Законом.
Согласно пункту 6 статьи 28 Закона о банкротстве при поведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения, в том числе, о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего.
Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом (пункт 1 статьи 28 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 данного Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Абзацем 10 пункта 7 статьи 12 Закона о банкротстве установлена обязанность арбитражного управляющего по включению в ЕФРСБ сообщения, содержащего сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что арбитражным управляющим Плотниковым А.А. в газете "Коммерсантъ" от 18.10.2013 N 192 опубликовано объявление о введении в отношении ЗАО "Дальэнергомонтаж-Регион" процедуры конкурсного производства. Однако в ЕФРСБ указанные сведения размешены арбитражным управляющим Плотниковым А.А. только 25.10.2013 (с нарушением срока на семь дней). Кроме того, с нарушением срока размещены сведения об утверждении Плотникова А.А. конкурсным управляющим, подлежащие размещению в срок до 05.12.2013 и фактически размещенные 26.05.2014, протокол собрания кредиторов должника от 20.03.2014 размещен 26.05.2014 (с нарушением срока на два месяца).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего.
Согласно пункту 3 Общих правил подготовки отчетов в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные данными Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде (пункт 4 Общих правил подготовки отчетов).
Типовая форма отчета (заключения) арбитражного управляющего утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" и предусматривает минимальный перечень сведений, подлежащих отражению арбитражным управляющим.
Согласно пункту 10 Общих правил подготовки отчетов отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктами 11, 13 Общих правил подготовки отчетов к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Между тем в отчетах конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника в графе "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника" сведения о поступлении и расходовании денежных средств отсутствуют, при представлении 24.12.2013 и 25.03.2014 отчетов не представлены документы, подтверждающие содержащиеся них сведения.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о нарушении управляющим подпункта "в" пункта 12 Общих правил подготовки отчетов, поскольку вышеуказанные отчеты должны содержать сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к правомерному выводу о доказанности наличия в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
При этом судами с учетом положений статей 1.5, 2.1, 2.2 КоАП РФ правомерно отмечено, что, поскольку у арбитражного управляющего имелась реальная возможность соблюдения установленных Законом о банкротстве требований, вина арбитражного управляющего, в совершении вмененного ему административного правонарушения, материалами дела доказана.
Доказательств, подтверждающих принятие арбитражным управляющим всех достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не имеется.
Судами при рассмотрении дела процессуальных нарушений со стороны административного органа не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно привлек арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, назначив штраф в минимальном размере санкции указанной нормы Кодекса, что составляет 25 000 руб.
Суд кассационной инстанции находит состоятельным довод кассационной жалобы о том, что отсутствие в договоре, заключенном с лицом, привлеченным арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, срока его действия делает невозможным исполнение обязанности, предусмотренной подпунктом "е" пункта 5 Общих правил подготовки. Однако иные выводы судебных инстанций по данному эпизоду не повлекли принятие неправильных судебных актов, не повлияли на законность выводов судебных инстанций по существу спорных правоотношений и на правильность определения размера наказания.
Учитывая, что обязанность по отражению в отчете сведений о поступлении и расходовании денежных средств не поставлена в зависимость от источника их поступления, ссылка заявителя кассационной жалобы на осуществление расходов за счет его средств и, соответственно, на отсутствие у него обязанности по их отражению в отчете не может быть признана правильной.
Отсутствие в рассматриваемом случае нарушения прав кредиторов, на что в обоснование доводов жалобы ссылается арбитражный управляющий, правового значения для рассмотрения данного дела не имеет.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ характер совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения и степень общественной опасности, с учетом конкретных обстоятельств дела, суды пришли к выводу об отсутствии в данном случае оснований для признания совершенного арбитражным управляющим правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
Данный вывод сделан судами с учетом положений пунктов 17, 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Приведенный в кассационной жалобе довод арбитражного управляющего о малозначительности административного правонарушения судом кассационной инстанции не принимается, поскольку оценка вывода арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции, что также отмечено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71).
Иные доводы арбитражного управляющего, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.07.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А73-7326/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ характер совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения и степень общественной опасности, с учетом конкретных обстоятельств дела, суды пришли к выводу об отсутствии в данном случае оснований для признания совершенного арбитражным управляющим правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
Данный вывод сделан судами с учетом положений пунктов 17, 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Приведенный в кассационной жалобе довод арбитражного управляющего о малозначительности административного правонарушения судом кассационной инстанции не принимается, поскольку оценка вывода арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции, что также отмечено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71)."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 декабря 2014 г. N Ф03-5428/14 по делу N А73-7326/2014