г. Хабаровск |
|
17 декабря 2014 г. |
А73-13761/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Г.А.Камалиевой
Судей: А.В.Солодилова, И.А.Тарасова
при участии:
от ОАО "РЖД" - Ткаченко Н.И., представитель по доверенности от 28.06.2012 б/н
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 08.04.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014
по делу N А73-13761/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Е.А.Букина, в суде апелляционной инстанции - судьи Т.С.Гетманова, Т.Д.Козлова, А.И.Михайлова
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к совместному предприятию "Аркаим" в форме общества с ограниченной ответственностью
о взыскании 3 972 490 руб. 89 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ОГРН 1037739877295, адрес (место нахождения): г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного подразделения "Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с совместного предприятия "Аркаим" в форме общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО СП "Аркаим", ОГРН 1022700711989, адрес (место нахождения): 682860, Хабаровский край, р.п. Ванино, ул. Молодежная, д. 14) платы за пользование вагонами в размере 3 972 490, 89 руб.
Решением от 08.04.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014, в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву несогласования сторонами в договоре от 23.05.2013 N 3/2692 условия о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД".
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы заявитель указал на необоснованное неприменение судами положений пункта 16 договора от 23.05.2013 N 3/2692. Полагает, что в силу положений статьи 421 Гражданского кодекса РФ применение Тарифного руководства N 2 возможно, поскольку в настоящем договоре сторонами согласовано соглашение о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге. Отмечает, что взаимоотношения ОАО "РЖД" и ООО СП "Аркаим", связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей регулируются договором на организацию расчетов от 27.01.2012 N ТЦ-206, в Приложении N 3, к которому согласована плата за пользование вагонами.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним соответствующие пояснения.
ООО СП "Аркаим", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав в судебном заседании представителя истца, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.05.2013 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО СП "Аркаим" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования N 3/2692, по условиям которого предусмотрена подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу и примыкающего стрелочным переводом N 3 к приемо-отправочному пути N 3 станции Карабула Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом перевозчика.
В соответствии с пунктом 16 договора за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 % от плат за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, установленных таблицей 9 Тарифного руководства N 2. За время ожидания подачи или приема вагонов прибывших на станцию назначения, по причинам, не зависящим от перевозчика, владелец вносит перевозчику платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 % от плат за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, установленных таблицей 9 Тарифного руководства N 2.
Указывая на задержку вагонов из-за невозможности их приема станцией Карабула по причине занятости грузовых фронтов грузополучателя ООО СП "Аркаим", о чем были составлены акты общей формы от 21.06.2013 N 17445, от 11.08.2013 N 21809, от 04.06.2013 N 16257, от 15.07.2013 N 19581, от 02.06.2013 N 15455, от 30.07.2013 N 20931, от 27.06.2013 N 17859, от 04.06.2013 N 19502, от 28.05.2013 N 14781, от 08.08.2013 N 21567, от 15.08.2013 N 22102, от 10.08.2013 N 21744, от 15.08.2013 N 22104, от 10.08.2013 N 21744, от 15.08.2013 N 22103, ОАО "РЖД" начислило ООО СП "Аркаим" плату за пользование вагонами на общую сумму 3 972 490, 89 руб. (с учетом НДС) и обратилось в арбитражный суд с иском о ее взыскании.
Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользованиям (статья 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ).
Согласно пункту 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление от 06.10.2005 N 30) в соответствии со статьей 39 УЖТ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта (далее - вагонов, контейнеров) у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
УЖТ (статья 2) определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ.
Из буквального толкования статьи 39 УЖТ не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Таким образом, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 УЖТ, может быть взыскана в пользу ОАО "РЖД" при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, 27.07.2010 N 4387/10, 01.02.2011 N 12745/10, 18.10.2012 N 6424/12.
Давая толкование условиям договора от 23.05.2013 N 3/2692 по правилам статьи 431 Гражданского кодекс РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что указание в договоре на внесение владельцем платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в размере 50 % от ставок, установленных в таблице 9 Тарифного руководства N 2, не свидетельствует о согласовании сторонами порядка и размера оплаты. Поскольку пункт 16 договора от 23.05.2013 N 3/2692 не является основанием для взимания платежей за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, а договор на организацию расчетов, предусматривающего возможность взимания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, и устанавливающий порядок расчета этих платежей сторонами не заключался, суд отказал в удовлетворении иска.
Указанные выводы поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции вышеназванные выводы арбитражных судов считает ошибочными, поскольку они сделаны при неверном толковании норм права и противоречат условиям заключенного сторонами договора.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ, из буквального толкования которой не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за переданные в пользование грузополучателю вагоны и контейнеры, не принадлежащие ОАО "РЖД", за время их нахождения на путях общего пользования.
В то же время, как уже указывалось в ранее названных постановлениях Президиума ВАС РФ, условие о взимании платы может быть установлено в договоре.
Статьей 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Недопустимость к понуждению одной из сторон включения в договор на эксплуатацию железнодорожного пути платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, не исключает право сторон на добровольное согласование данного условия в качестве договорного обязательства. Такое условие не противоречит императивным требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
В данном случае в пункте 16 договора от 23.05.2013 N 3/2692 стороны включили условие о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования. При этом стороны согласовали, что плата за пользование вагонами начисляется в размере 50 % от плат за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, установленных таблицей 9 Тарифного руководства N 2.
Таким образом, если стороны договора согласовали соответствующие ставки в качестве договорной цены за пользование вагонами, не принадлежащих железной дороге, что не противоречит правилам статьи 424 Гражданского кодекса РФ, то данные правила следует рассматривать в качестве договорных условий.
При таком положении у судов не имелось оснований указывать на несогласование сторонами в договоре от 23.05.2013 N 3/2692 порядка и размера платы за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД". Выводы судов о том, что между сторонами не заключался договор на организацию расчетов, предусматривающий возможность взимания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, и устанавливающий порядок расчета этих платежей, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований, являются необоснованными исходя из наличия такого соглашения в договоре от 23.05.2013 N 3/2692.
Поскольку в иске было отказано исключительно по указанному основанию и иные обстоятельства дела и доводы сторон судами не исследовались и не оценивались, а суд кассационной инстанции в силу полномочий, установленных статьей 286 и пунктом 2 статьи 287 АПК РФ, не обладает самостоятельным правом на установление обстоятельств дела, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, исследовать по какой причине произошла задержка вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на путях общего пользования и кто за нее несет ответственность.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы ссылается на договор на организацию расчетов от 27.01.2012 N ТЦ-206, электронная копия которого была представлена в суд апелляционной инстанции, но не принята последним в качестве доказательства по делу как представленная стороной в нарушение норм процессуального законодательства. Однако согласно пункту 15 договора от 23.05.2013 N 3/2692 ведение расчетов (сборы, платы, штрафы) производится между сторонами в соответствии с условиями договора на организацию расчетов через единый лицевой счет владельца.
Следовательно, для правильного разрешения спора суду необходимо также исследовать вопрос регулирования правоотношений сторон договором от 27.01.2012 N ТЦ-206.
В силу абзаца 2 части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с направлением дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.04.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2014 по делу N А73-13761/2013 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Камалиева |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.