г. Хабаровск |
|
30 декабря 2014 г. |
А04-3046/2014 |
Резолютивная часть постановления от 24 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи И.С. Панченко
Судей: И.А. Мильчиной, О.Н. Трофимовой
при участии:
от открытого акционерного общества "Инжпромстрой" - представитель не явился
от Министерства природных ресурсов Амурской области - представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инжпромстрой"
на решение от 16.07.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014
по делу N А04-3046/2014 Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Ю. Курмачев; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инжпромстрой" (ОГРН 1045002900821, ИНН 5015005924, место нахождения: 676850, Амурская область, г.Благовещенск, ул. Текстильная, 49, оф. 302)
к Министерству природных ресурсов Амурской области (ОГРН 1082801003350, ИНН 2801130936, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул. Ленина, 135)
о признании незаконным пункта 1.4 приказа
Общество с ограниченной ответственностью "Инжпромстрой" (далее - ООО "Инжпромстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с требованием о признании незаконным пункта 1.4 приказа Министерства природных ресурсов Амурской области (далее - министерство) от 20.02.2014 N 16-ОД о досрочном прекращении права пользования участком недр по лицензии БЛГ 80193 ТР и ее аннулированию.
Решением арбитражного суда от 16.07.2014, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе на принятые судебные акты ООО "Инжпромстрой", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить и принять новое судебное решение.
Отзыв на кассационную жалобу ООО "Инжпромстрой" от министерства не поступил, его представитель, как и общество, участия в судебном заседании не приняли, хотя надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Инжпромстрой" имеет лицензию на право пользования недрами N БЛГ 80193 ТР от 27.07.2010 на геологическое изучение недр с последующим правом разведки и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (песок, песчано-гравийная смесь). Участок недр расположен в Свободненском районе Амурской области в 2 км севернее реки Бардагон. Срок окончания лицензии 31.12.2020.
По лицензионному соглашению (договору) к указанной лицензии (п. 3.1.1), недропользователь обязан обеспечить в том числе уровень добычи минерального сырья (песка, песчано-гравийной смеси) в 2011-2020 гг. 250 тыс. куб. м ежегодно. Согласно внесенным 20.12.2010 в лицензию изменениям объем добычи в 2011-2020 гг. повышен до 600 тыс. куб.м ежегодно, а изменениями от 23.09.2011 - вовлечение в освоение утвержденных запасов песка 2011-2020 гг. составляет не менее 4 00 тыс. куб.м ежегодно.
Обществом ежеквартально представлялись отчеты министерству с указанием об отсутствии добычи природных ресурсов.
17.06.2013 на заседании комиссии министерства установлено, что ООО "Инжпромстрой" систематически нарушает существенное условие лицензии БЛГ 80193 ТР по уровню добычи минерального сырья (пп. 3.1.1 п. 3.1 лицензионного соглашения) - в течение последних двух лет (2011-2012 гг.) добыча песка обществом не производилась.
Решением Комиссии Министерства природных ресурсов Амурской области (далее - Комиссия), утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 01.07.2013 N 83-ОД, министерству было рекомендовано направить письменное уведомление ООО "Инжпромстрой" о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии БЛГ 80193 ТР по итогам 2013 года по факту непринятия предприятием мер по устранению допущенных нарушений на основании пунктов 2, 5 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) - нарушение пользователем недр существенных условий лицензии, пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Уведомление от 29.07.2013 N 07-07/2141 направлено обществу 29.07.2013, получено им 02.08.2013.
По итогам 2013 года ООО "Инжпромстрой" в адрес министерства 20.12.2013 была представлена государственная отчетность по форме 5-гр, из которой следовало, что предприятие в 2013 году не вело добычу полезного ископаемого, в пояснительной записке к отчету были указаны причины отсутствия добычи песка по лицензии БЛГ 80193 ТР: из-за отсутствия потребителей; наличия на месторождении избыточного количества намытого (добытого) песка; форс-мажорные обстоятельства из-за наводнения с июля по сентябрь месяцы 2013 года.
10.02.2014 на заседании Комиссии рассмотрен вопрос о выполнении ООО "Инжпромстрой" условий лицензии БЛГ 80193 ТР и было установлено, что за прошедший отчетный добычной период (2013 год) ООО "Инжпромстрой" не было предпринято никаких мер (действий), направленных на устранение нарушения по уровню добычи минерального сырья. Комиссия установила, что ООО "Инжпромстрой" продолжает систематически нарушать существенное условие лицензии БЛГ 80193 ТР по уровню добычи минерального сырья (п. 3.1.1 п. 3.1 лицензионного соглашения) - в течение последних 3-х лет (2011-2013 гг.) добыча песка предприятием не производилась.
Согласно п. 7.6 лицензионного соглашения к лицензии БЛГ 80193 ТР право пользования недрами может быть досрочно прекращено при невыполнении недропользователем условий пользования участком недр, оговоренных в пункте 3.1 лицензионного соглашения. Комиссией было рекомендовано министерству досрочно прекратить право пользования ООО "Инжпромстрой" участком недр по лицензии БЛГ 80193 ТР на основании пункта 2 части второй статьи 20 Закона о недрах с аннулированием лицензии БЛГ 80193 ТР.
Приказом министерства от 20.02.2014 N 16-ОД (пункт 1.4) прекращено право пользования недр на основании лицензии БЛГ 80193 ТР.
Полагая, что данный приказ в указанной части издан министерством незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Таким образом суды, проанализировав приведенные нормы, обоснованно указали на то, что лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
Пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах установлены случаи досрочного прекращения права пользования недрами.
Согласно части четвертой статьи 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как установлено судами обеих инстанций, 02.08.2013 ООО "Инжпромстрой" получило заказным письмом уведомление от 29.07.2013 о наличии существенных нарушений условий лицензии. Между тем, начиная с 02.08.2013 и до 02.11.2013 обществом не совершено ни единого действия, направленного на устранение допущенного нарушения, а именно, оно не приступило к добыче, а также не уведомило министерство о невозможности добычи по тем или иным причинам, в том числе в связи с наличием форс-мажорных обстоятельств - чрезвычайной ситуации, вызванной обильным паводком, не обратился с заявлением об уменьшении объемов на 2013 г.
При этом судами выявлено, что общество в обращении от 24.09.2013 N 219 в министерство просило об увеличении ежегодного уровня добычи полезного ископаемого на 200 тыс. м - до 600 тыс. куб.м.
В этой связи судами сделан обоснованный вывод о неисполнении обществом существенных лицензионных условий, выразившемся в несоблюдении установленного лицензией БЛГ 80193 ТР ежегодного уровня добычи полезного ископаемого (песка) на протяжении срока действия лицензии. Доказательств возможности добычи за период с 02.08.2013 и по 02.11.2013 песка в объеме 400 тыс. куб.м так же не представлено.
Данный факт, а также непринятие обществом должных мер по устранению нарушений лицензионного соглашения при наличии стихийного бедствия, каковым было в Амурской области наводнение 2013 г., суды правомерно признали систематическим нарушением обществом установленных правил пользования недрами.
При этом в материалах дела суды не усмотрели наличия объективных, не зависящих от общества и находящихся вне сферы его деятельности причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств.
С учетом установленного, руководствуясь приведенными выше нормами законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что приказ N 16-ОД в оспариваемой части издан министерством в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением установленного законом порядка, в связи с чем признали правомерным досрочное прекращение министерством права общества на пользование недрами по лицензии БЛГ 80193 ТР.
Оснований для признания незаконным оспариваемого приказа у судов не имелось.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, суды, с учетом установленных по данному делу конкретных обстоятельств, правильно применили нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не допустили, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.07.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 по делу N А04-3046/2014 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.С. Панченко |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.