г. Хабаровск |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А73-4117/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
при участии:
от Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска: - Зыкова А.А., представитель по доверенности N 13114/02-12 от 26.12.2014
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска на решение от 08.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу N А73-4117/2014 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.В. Бутковский, в суде апелляционной инстанции судьи: В.Ф. Карасев, И.В. Иноземцев, В.Г. Дроздова
по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска
третьи лица: Министерство финансов Хабаровского края, администрация г. Хабаровска
о взыскании 295 486 руб. 39 коп.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе д. 49; далее - ОАО "ДГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному образованию городской округ "Город Хабаровск" в лице Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса д. 66, далее - Департамент, ответчик) о взыскании 6 479 575,91 руб. неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 293 114,6 руб.
Определением суда от 07.04.2014 в отдельное производство выделены требования по договорам N 230 от 17.03.2008 и N 246 от 04.07.2011 с присвоением делу номера А73-4117/2014.
В рамках настоящего дела ОАО "ДГК" просит взыскать с Департамента неосновательное обогащение в размере 278 907,31 руб. и проценты в сумме 14 555,55 руб. по договору N 230 от 17.03.2008 и неосновательное обогащение в размере 296,81 руб. и проценты в сумме 15,49 руб. по договору N 246 от 04.07.2011, а также взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные по день исполнения решения суда на сумму основного долга 279 204,12 руб., по ставке рефинансирования 8,25% годовых (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 01.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Городской округ "Город Хабаровск" в лице администрации города Хабаровска и Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Решением от 08.08.2014 иск удовлетворен частично. С Департамента в пользу ОАО "ДГК" взыскано неосновательное обогащение в сумме 279 204,12 руб. и 9 085,77 руб. процентов, расходы по уплате государственной пошлине в сумме 8 692,73 руб., а также проценты за пользование денежными средствами, начисляемые на сумму основного долга 279 204,12 руб. по ставке 8,25% годовых начиная с 01.05.2014 по дату фактического погашения долга. В остальной части в иске отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 решение от 08.08.2014 изменено, с Департамента в пользу ОАО "ДГК" взыскано неосновательное обогащение в сумме 279 204,12 руб., проценты за пользованием чужими денежными средствами в размере 14 571, 04 руб.
В кассационной жалобе Департамент выражает несогласие с выводами судов относительно квалификации спорных правоотношений как неосновательного обогащения, поскольку размер арендной платы был установлен в соответствии с договором аренды, общество оплачивало ежемесячные платежи и не выражало несогласия с их размером. Поскольку спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размера, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с нормами пункта 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Также ссылается на вступившее в законную силу решение суда по делу N А73-4955/2009 по спору между теми же сторонами, которым установлен порядок и размер начисления арендной платы, и которое является обязательным для исполнения. Кроме того, указывает на несоблюдение обществом досудебного порядка урегулирования спора. Помимо изложенного заявитель приводит доводы о том, что судами не учтено распределение полученной арендной платы между бюджетами разных уровней.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ДГК" приводит свои возражения относительно ее доводов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, отраженные в жалобе, настаивал на отмене решения и постановления. ОАО "ДГК", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для отмены постановления апелляционного суда от 06.11.2014, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом (арендодатель) и ОАО "ДГК" (арендатор) заключены договоры аренды земельных участков, из категории земель населенных пунктов, с целью эксплуатации объектов, используемых в сфере теплоснабжения:
- от 17.03.2008 N 230 аренды земельного участка с кадастровым номером 27:23:000000:0833, общей площадью 22932,4 кв.м, расположенного в Краснофлотском районе по адресу: примерно в 232 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Хабаровский край, г. Хабаровск, пгт. Березовка, ул. Октябрьская, 2, для использования под внутриквартальные наземные тепломагистрали, Срок действия договора с 17.03.2008 по 15.03.2011. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 24.02.2010;
- от 04.07.2011 N 246 аренды земельного участка с кадастровым номером 27:23:020326:63, площадью 22,4 кв.м, расположенного в Кировскому районе г. Хабаровска по адресу: Амурский бульвар (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир жилое здание по адресу: г. Хабаровск, Амурский бульвар, д. 35, участок находится примерно в 12 м от ориентира по направлению на запад), для использования под тепловую камеру тепломагистрали N 32. Срок действия договора с 04.07.2011 по 03.07.2016. Договор зарегистрирован установленном законом порядке 05.09.2011.
Размер арендной платы в год за использование земельных участков установлен исходя из 2% от кадастровой стоимости каждого земельного участка (пункт 2.1 договоров).
Согласно пункту 2.3 договоров, при изменении размера арендной платы за пользование земельным участком, в соответствии с решением городской думы, арендодатель письменно уведомляет арендатора в 10-дневный срок с момента вступления в силу решения, внесение соответствующих изменений в договор не требуется.
Ссылаясь на то, что приведенный в договорах размер арендной платы превышает ставки, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об утверждении Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), ОАО "ДГК" обратилось к Департаменту с письмом от 19.11.2013 об осуществлении перерасчета.
Письмом от 04.12.2013 Департамент отказал в перерасчете.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 1105 ГК РФ, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Истец по требованию о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения, а также размер неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ, пунктом 4 статьи 22 ЗК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договорами аренды.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ стоимость аренды земельного участка относится к категории регулируемых цен, органы государственной власти и местного самоуправления вправе изменять ставки арендных платежей, которые используются при определении объема обязательств по оплате за пользование земельным участком.
По общему правилу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений земельного законодательства Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582 (действующее с 04.08.2009), согласно которому к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Принцип запрета необоснованных предпочтений также предусматривает, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Из пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" также следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса РФ, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Поскольку ставки арендной платы за земли, являющиеся публичной собственностью, относятся к регулируемым ценам и Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, они должны выступать ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Применение другого размера арендной платы, превышающего предельные ставки за использование федеральных земель, не допускается.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 582, арендная плата в отношении земельных участков которые предоставлены (заняты) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу 02.07.2013 Приказа Министерства экономического развития РФ от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217) арендная плата за пользование указанным земельным участком начиная с 02.07.2013 не может превышать 0,7% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Суды, установив, что на спорном земельном участке расположены объекты теплоснабжения, с учетом того, что в период с 02.07.2013 по 31.12.2013 по договору N 230 оплачено 457 619,85 руб, по договору N 246 оплачено 486,96 руб., сумма переплаты составила 278 907,31 и 296,81 руб., соответственно, пришли к верному выводу о том, что на стороне Департамента образовалось неосновательное обогащение в сумме 279 204,12 руб.
Представленный истцом расчет суммы неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы признан судами нормативно обоснованным и арифметически верным.
Удовлетворяя заявленные требования частично в отношении заявленной суммы процентов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начисление процентов должно производиться с 10.12.2013 - даты первого платежа после заявления о перерасчете.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение в этой части, обоснованно исходил из того, что расчет процентов следует производить с даты внесения первого платежа после вступления в силу норм Приказа N 217.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами положений пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, отклоняются как основанные на ошибочном толковании вышеприведенных норм права. Применение к спорным договорам ставки арендной платы, равной 0,7% от кадастровой стоимости земельных участков, также соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09 и от 17.12.2013 N 10782/13.
Также отклоняются доводы Департамента о распределении поступающей арендной платы между бюджетами разных уровней, так как ОАО "ДГК" участником межбюджетных отношений не является, связано с ответчиком договорными отношениями, в рамках которых Департаментом получено неосновательное обогащение.
Подлежат отклонению и доводы кассационной жалобы об установлении размера арендной платы по договору на основании решения суда, так как изменение размера арендной платы связано с изменением законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу N А73-4117/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.12.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.