г. Хабаровск |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А04-4307/2014 |
Резолютивная часть постановления от 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Новиковой С.Н.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области на решение от 28.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу N А04-4307/2014 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Антонова С.А., в апелляционном суде судьи: Гетманова Т.С., Михайлова А.И., Ротарь С.Б.
По иску Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
об урегулировании разногласий при заключении договоров аренды
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, место нахождения: 129515, г.Москва, ул.Академика Королева, 13; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ОГРН 1102801004712, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Амурская, 154; далее - управление Росимущества) об урегулировании разногласий, возникших при заключении с управлением Росимущества договоров аренды земельных участков от 25.04.2013 N 406, от 13.09.2013 N 417, от 21.01.2014 N 422, в части, касающейся определения размера арендной платы.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 28.08.2014 исковые требования в части урегулирования разногласий при заключении договора от 13.09.2013 N 417 оставлены без рассмотрения; в отношении остальных сделок требования предприятия удовлетворены, внесены соответствующие изменения в договоры аренды земельных участков.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление Росимущества просит отменить указанные решение и постановление в части удовлетворения требований истца по разногласиям, возникшим в отношении участков с кадастровыми N N 28:05:010716:2, 28:05:010716:5, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в обжалуемой части. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о наличии на данных земельных участках объектов коммунально - бытового назначения, не относящихся к сетям связи, что исключает применение ставок, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291. Также указывает на ошибочность выводов судов относительно того, что на спорных земельных участках располагаются объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
Истец в отзыве на кассационную жалобу возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными; ходатайствовал о проведении судебного разбирательства в отсутствие своих представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд округа не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов в обжалуемой заявителем части, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприятие является оператором связи, осуществляющим эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на всей территории Российской Федерации.
На основании распоряжений управления Росимущества от 25.04.2013 N 171-р, от 13.09.2013 N 308-р, от 21.01.2014 N 9-р предприятию были предоставлены земельные участки в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В этой связи управление Росимущества (арендодатель) направило в адрес предприятия (арендатор) проекты договоров аренды земельных участков:
- договор от 25.04.2013 N 406 в отношении земельных участков с кадастровыми NN 28:05:010716:6, 28:05:010716:2 из земель населенных пунктов, площадями 246 300 кв.м и 864 кв.м соответственно, расположенных на территории Амурской области в г.Свободный, с разрешенным видом использованием - для технических нужд;
- договор от 21.01.2014 N 422 в отношении земельных участков с кадастровыми NN 28:05:010714:2, 28:05:010716:5 из земель населенных пунктов, площадями 3 385 кв.м и 366 кв.м соответственно, расположенных на территории Амурской области в г.Свободный, с разрешенным видом использования - для служебного жилого фонда и технических нужд;
- договор от 13.09.2013 N 417 в отношении земельного участка с кадастровым N 28:05:010716:4 из земель населенных пунктов, площадью 57 кв.м, расположенного на территории Амурской области в г.Свободный, с разрешенным видом использования - для технических нужд.
Арендная плата определена в договорах в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила) в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка в год.
05.08.2012 вступил в законную силу приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 291 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов" (далее - Приказ N 291), который установил, что размер арендной платы за земельный участок не может превышать:
- 0,01% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, если на нем расположены объекты, обеспечивающие радиовещание на длинных, средних и коротких частотах;
- 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении прочих земельных участков.
В связи с изданием Приказа N 291 предприятие направило в адрес управления Росимущества протоколы разногласий в отношении цены, подлежащей уплате за пользование земельными участками.
В протоколе согласования, направленном письмом от 05.03.2014, управление Росимущества не возражало против применения предлагаемого предприятием размера арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым N 28:05:010716:6, однако выразило несогласие в отношении земельного участка с кадастровым N 28:05:010716:2 (договор N 406); письмом от 16.05.2014 вернуло протокол разногласий в отношении участка с кадастровым N 28:05:010716:5 без подписи, по причине непредставления документов, подтверждающих связь котельной с объектами сетей связи и инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию телеканалов и радиоканалов, по второму земельному участку с кадастровым N 28:05:010714:2 приняло расчет предприятия (договор N 422), а по договору N 417 протокол разногласий был возвращен 30.01.2014 без рассмотрения.
Предприятие полагая, что объекты, расположенные на земельных участках с кадастровыми N N 28:05:010716:6, 28:05:010716:2, 28:05:010714:2, 28:05:010716:5, 28:05:010716:4 связаны с деятельностью по эфирной наземной трансляции общероссийских общеобязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, так как используются истцом для размещения оборудования, осуществляющего телевизионное вещание и радиовещание указанных теле- и радиоканалов, и считая, что земельные участки входят в сферу регулирования Приказа N 291, а отказ ответчика в согласовании протоколов разногласий по установлению арендной платы за их пользование является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Разрешая настоящий спор, арбитражный суд оставил без рассмотрения требования предприятия в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка от 13.09.2013 N 417 ввиду несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора. В указанной части выводы суда не оспариваются.
Удовлетворяя исковые требования в части урегулирования разногласий, возникших между истцом и ответчиком при заключении договоров аренды земельных участков от 25.04.2013 N 406, от 21.01.2014 N 422, суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития России, в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения: сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
В соответствии с указанным пунктом Постановления Минэкономразвития России издан Приказ N 291, которым утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
Пунктом 1 Приказа N 291 установлено, что размер арендной платы в отношении указанных выше земельных участков, не может превышать:
- 0,01% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, если на нем расположены объекты, обеспечивающие радиовещание на длинных, средних и коротких частотах;
- 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении прочих земельных участков.
Для Амурской области утверждена предельная ставка арендной платы в размере 0,07 руб. за квадратный метр.
Судами установлено, что спор между истцом и ответчиком в отношении земельных участков с кадастровыми N N 28:05:010716:6, 28:05:010714:2 отсутствует.
Арбитражными судами в соответствии с материалами дела также установлено, что вышеуказанные земельные участки, в том числе участки с кадастровыми N N 28:05:010716:2, 28:05:010716:5, составляли один земельный участок с кадастровым N 28:05:010716:1 общей площадью 25 га; ранее данный участок был предоставлен Свободненской радиостанции под существующее антенное поле; распоряжением управления Росимущества от 23.11.2012 N 514-р произведен раздел земельного участка с кадастровым N 28:05:010716:1 на пять земельных участков; таким образом, объекты инженерной инфраструктуры, созданные для обеспечения эфирной наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оказались на разных земельных участках, в связи с чем выводы судов относительно применения ставок утвержденных Приказом N 291 в отношении земельных участков с кадастровыми NN 28:05:010716:2, 28:05:010716:5 являются обоснованными и соответствуют положениям пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проекта договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды обеих инстанций, дав оценку имеющимся в деле доказательствам по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что размещенные на спорных земельных участках объекты, относятся к объектам инженерной инфраструктуры и предназначены для обеспечения эфирной наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов, пришли к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований предприятия.
При этом арбитражными судами установлено, что часть находящихся на земельных участках объектов, хотя и не занята непосредственно оборудованием связи, однако необходима для обеспечения бесперебойного функционирования и безопасности такого оборудования и объектов, на которых оно находится. В связи с этим отклоняются доводы кассационной жалобы управления Росимущества относительно нахождения на спорных земельных участках различных сооружений, не относящихся к сетям связи, как направленные на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде округа не допускается.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов в обжалуемой заявителем части у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 28.08.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2014 по делу N А04-4307/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.