г. Хабаровск |
|
20 февраля 2015 г. |
Дело N А51-19090/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: А.А.Шведова
Судей: Е.Н.Головниной, Я.В.Кондратьевой
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента экономики и стратегического развития Приморского края на решение от 16.09.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу N А51-19090/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Э.Э.Падин, в суде апелляционной инстанции судьи С.Б.Култышев, А.В.Гончарова, Н.А.Скрипка
по иску департамента экономики и стратегического развития Приморского края (ОГРН 1082540011157, ИНН 2540150332, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 22)
к индивидуальному предпринимателю Третьякову Владимиру Алексеевичу (ОГРНИП 304252624300051, ИНН 252600002762)
третье лицо: департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (ОГРН 1072540000180, ИНН 2540011280, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, город Владивосток, улица Первая Морская, 2)
о взыскании 524 979 руб. 17 коп.
Департамент экономики и стратегического развития Приморского края (далее - Департамент экономики, истец) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к индивидуальному предпринимателю Третьякову Владимиру Алексеевичу (далее - ИП Третьяков В.А., предприниматель, ответчик) о взыскании 524 979 руб. 17 коп., в том числе: 500 000 руб. - необоснованно полученные субсидии, 24 979 руб. 17 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.11.2013 по 03.07.2014.
Определением от 07.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края (далее - Департамент сельского хозяйства).
Решением от 16.09.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением от 16.09.2014 и постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014, Департамент экономики обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы указывает на необоснованное получение предпринимателем из краевого бюджета повторной субсидии по одним и тем же платежным документам, что является нарушением положений пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Считает ошибочным вывод судов о том, что предоставление субсидий в обоих случаях из краевого бюджета и на основании одного и того же договора лизинга не является аналогичной поддержкой. По мнению заявителя жалобы, несмотря на различие краевых программ, они по факту направлены на субсидирование затрат по договорам лизинга, то есть на возмещение лизинговых платежей.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом публикации необходимой информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, участие в заседании суда своих представителей не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке и пределах, предусмотренных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 06.12.2011 между открытым акционерным обществом "Росагролизинг" (лизингодатель) и ИП Третьяковым В.А. (лизингополучатель) заключен договор финансовой аренды (лизинга) N 0112788, по условиям которого лизингодатель обязуется приобрести в собственность и предоставить лизингополучателю во владение и пользование сушилку СЗ-10 и малогабаритную топочную установку МТУ - 1,0 УМ.
В 2013 году ИП Третьяков В.А. обратился в Департамент сельского хозяйства с заявлением об оказании государственной поддержки в виде предоставления субсидий на возмещение затрат, понесенных при приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования. К заявлению были приложены договор лизинга от 06.12.2011 N 0112788, платежные поручения от 11.02.2013 N 17 на сумму 112 488 руб., от 29.04.2013 N 59 на сумму 1 067 512 руб., в назначении платежа которых указано "лизинговый платеж по договору лизинга N 0112788 от 06.12.2011".
16.08.2013 Департаментом сельского хозяйства предпринимателю была предоставлена соответствующая субсидия в размере 472 000 руб. на техническое переоснащение сельскохозяйственного производства и приобретение племенного скота на условиях договоров финансовой аренды (лизинга) по краевой целевой программе, утверждённой постановлением администрации Приморского края от 21.06.2013 N 256-па "О предоставлении субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, в 2013-2020 годах".
10.09.2013 предприниматель обратился в Департамент экономики с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей, приложив те же документы, что и к заявлению, поданному ранее в Департамент сельского хозяйства. По результатам рассмотрения заявления Департамент экономики приказом от 25.09.2013 N 64 предоставил субсидию в размере 500 000 руб., денежные средства в указанном размере были перечислены на счет ИП Третьякова В.А. платежным поручением от 26.11.2013 N 585808. Указанная субсидия была предоставлена предпринимателю в рамках государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 N 382-па.
Впоследствии в рамках осуществления обмена информацией о заявителях на получение финансовой поддержки и во избежание получения аналогичной финансовой поддержки, письмами от 22.05.2014 N 22-02/05-2182, от 30.05.2014 N 22-02/05-2318 Департамент сельского хозяйства проинформировал Департамент экономики о получении предпринимателем субсидии по аналогичным документам, представленным предпринимателем в Департамент экономики на получение субсидии.
06.06.2014 Департаментом экономики в адрес предпринимателя было направлено требование N 29/2198 о возврате предоставленной субсидии в размере 500 000 руб.
Оставление указанного требования без удовлетворения явилось основанием для обращения Департамента экономики в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
При рассмотрении настоящего спора суды первой и апелляционной инстанций, установив, что субсидирование затрат предпринимателя осуществлено по разным государственным программам, отказали в удовлетворении исковых требований. При этом судами сделан вывод о том, что оспариваемая финансовая поддержка не является аналогичной поддержке, оказанной Департаментом сельского хозяйства.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.
Постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 N 382-па утверждена программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2017 годы", приложением N 3 к которой утвержден Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Приморского края, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта (далее - Порядок), в соответствии с которым субсидии предоставляются с целью возмещения части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным не ранее 1 января 2005 года на срок не более пяти лет (подпункт "б" пункта 2 Порядка в редакции, действующей на момент подачи заявления предпринимателя).
Согласно пункту 4 Порядка субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства Приморского края, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, при условии их регистрации на территории Приморского края, отсутствия задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные законодательством, а также неполучения в текущем финансовом году аналогичной финансовой поддержки в максимально установленном размере в соответствии с муниципальными программами поддержки предпринимательства, реализуемыми на территории Приморского края, и соответствия условиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ.
Общий объем субсидий на возмещение затрат, не должен превышать 500 000 руб. одному субъекту малого или среднего предпринимательства в течение одного финансового года (абзац третий подпункта 5.2 пункта 5 Порядка).
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.
Согласно пункту 19 Порядка получатель обязан осуществить возврат субсидии в краевой бюджет в течение пяти рабочих дней со дня получения требования уполномоченного органа.
Материалами дела подтверждается, что предприниматель, обращаясь в Департамент экономики с заявлением о получении субсидии, предоставил договор финансовой аренды (лизинга) от 06.12.2011 N 0112788 и платежные поручения от 11.02.2013 N 17 на сумму 112 488 руб., от 29.04.2013 N 59 на сумму 1 067 512 руб.
Однако при подаче данного заявления ИП Третьяков В.А. не проинформировал Департамент экономики о предоставлении ему ранее субсидии Департаментом сельского хозяйства по аналогичным документам, что привело к повторному субсидированию одних и тех же затрат предпринимателя в течение одного финансового года.
Таким образом, предпринимателю в результате получения в 2013 году субсидий по двум государственным программам на одни и те же цели - возмещение лизинговых платежей, фактически была оказана аналогичная финансовая поддержка, что противоречит положениям Порядка и Закону N 209-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод судов обеих инстанций о правомерности предоставления предпринимателю финансовой поддержки в рамках названных программ противоречит вышеназванным нормам материального права.
Поскольку суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении иска, неправильно применили нормы материального права, судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
Истец также заявил требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 24 979 руб. 17 коп. за период с 26.11.2013 по 03.07.2014, определив период просрочки, начиная со дня перечисления денежных средств в размере 500 000 руб. на счет предпринимателя, исходя из ставки рефинансирования 8,25 процентов годовых.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица, подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Проверив расчет процентов, произведенный истцом, суд кассационной инстанции признает его правильным, требование в указанной части подлежащим удовлетворению.
В связи с тем, что все существенные для дела обстоятельства установлены, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ полномочна, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Поскольку исковые требования, а также кассационная жалоба удовлетворены, государственная пошлина в размере 17 499 руб. 58 коп., в том числе 13 499 руб. 58 коп. - по иску; 2 000 руб. - по апелляционной жалобе; 2 000 руб. - по кассационной жалобе (поданной до вступления в силу изменений в статью 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 21.07.2014 N 221-ФЗ), в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит взысканию с ИП Третьякова В.А. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.09.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 по делу N А51-19090/2014 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Третьякова Владимира Алексеевича в пользу департамента экономики и стратегического развития Приморского края 524 979 руб. 17 коп., в том числе 500 000 руб. - сумма необоснованно полученной субсидии, 24 979 руб. 17 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.11.2013 по 03.07.2014.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Третьякова Владимира Алексеевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 17 499 руб. 58 коп.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А.Шведов |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.