г. Хабаровск |
|
26 февраля 2015 г. |
Дело N А51-14002/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ": - Полетаева О.Е.,представитель по доверенности б/н от 07.04.2014
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" на решение от 07.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу N А51-14002/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.П. Нестеренко, в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
третье лицо: администрация г. Владивостока
об оспаривании действий
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" (ОГРН 1132540008920, ИНН 2540195365, адрес (место нахождения): 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23 "Г", далее - ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА г. Владивостока, ответчик) по отказу в обеспечении выбора земельного участка для строительства, расположенного в районе ул. Проселочная, 4 "а" в г. Владивостоке, выраженному в ответе от 28.02.2014 N 1940/20у, об обязании УГА г. Владивостока обеспечить выбор указанного земельного участка.
Определением от 14.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена администрация г. Владивостока (далее - администрация).
Решением от 07.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ", ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о несогласии с выводами судов о несоответствии заявления общества требованиям действующего законодательства в связи с отсутствием в нем сведений, обосновывающих размер испрашиваемого земельного участка. По его мнению, представление такого рода информации не соответствует положениям статьи 31 ЗК РФ. Также считает необоснованной ссылку судов на градостроительные нормы, поскольку, по его мнению, на размещение объекта складского назначения требование об установлении 50-метровой санитарно-защитной зоны не распространяется.
В отзыве на кассационную жалобу администрация приводит свои возражения относительно ее доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель общества поддержал доводы жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты. Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.11.2013 ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 10 443 кв.м в районе ул. Проселочная, 4 "а" в г. Владивостоке для строительства склада с предварительным согласованием места размещения объекта. К указанному заявлению были приложены регистрационные и уставные документы общества, решение о назначении генерального директора, а также копия обзорной схемы.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию для организации выбора земельного участка.
16.12.2013 обществом в УГА г. Владивостока дополнительно представлены топографическая съемка земельного участка, схема его расположения на кадастровом плане территории, ситуационный план, каталог координат вершин углов поворота границ, а также кадастровый план территории.
Письмом от 09.01.2014 N 33428/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка, указав на непредставление обоснования примерного размера земельного участка.
20.01.2014 общество повторно обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 10 443 кв.м в районе ул. Проселочная, 4 "а" в г. Владивостоке для строительства склада с предварительным согласованием места размещения объекта, указав по тексту заявления, что для строительства склада ему необходима площадь в размере 6265 кв.м, для обустройства подъездных путей и разворотной площадки 4178 кв.м.
Заявление общества с приложенными к нему документами вновь направлено департаментом в администрацию для организации выбора земельного участка.
Письмом от 28.02.2014 N 1940/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка, указав, что граница испрашиваемого земельного участка расположена на расстоянии 18 м от жилого дома, расположенного по ул. Проселочная, 2 "б", в связи с чем не соблюдены требования к санитарно-защитной зоне в размере 50 м для строительства капитальных объектов с максимальным классом вредности - V. Кроме того, УГА г. Владивостока в оспариваемом ответе было указано на несоответствие представленной заявителем схемы форме, утвержденной распоряжением главы г. Владивостока от 24.06.2009 N 633-р, а именно: в условных обозначениях не указаны запретные районы военного объекта.
Посчитав отказ от 28.02.2014 незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с части 1 статью 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Порядок утверждения акта выбора земельного участка в г. Владивостоке урегулирован регламентом предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", утвержденным Постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент N 1608), пункт 2.6 которого содержит перечень необходимых для получения услуги документов и требования к заявлению, в котором, в числе прочего, должно быть указано обоснование примерного размера земельного участка.
Как следует из материалов дела, к заявлению были приложены копии устава заявителя, свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица и постановке на налоговый учет, решения о назначении генерального директора, топографическая съемка, ситуационный план земельного участка, каталог координат вершин углов поворота границ, кадастровый план территории, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях. Обоснование примерного размера земельного участка представлено не было, при этом по тексту заявления общество указало, что 6265 кв.м планируется использовать непосредственно для строительства и 4178 кв.м для обустройства подъездных путей и разворотной площадки.
По смыслу статьи 31 ЗК РФ и Регламента N 1608 размер земельного участка может быть указан ориентировочно, но заявитель должен привести мотивы, по которым ему требуется именно данная площадь с учетом площади непосредственно объекта недвижимости, который он намерен возвести, расположения дорог, элементов благоустройства и иных элементов, для того чтобы орган местного самоуправления осуществил процедуру выбора земельного участка исходя из действительных намерений обратившегося к нему лица.
Обоснование примерного размера земельного участка в заявлении ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ" не приведено.
Кроме того, общество не конкретизировало, какие именно объекты оно желает возвести на испрашиваемом земельном участке, ограничившись лишь указанием на то, что просит предоставить участок для строительства объекта складского назначения.
Как установлено в пункте 2 статьи 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Закон не предусматривает получение органом местного самоуправления, производящим выбор земельного участка, от заявителя каких-либо иных документов в ходе процедуры выбора, следовательно, осуществляя согласования с заинтересованными органами и организациями, собирая информацию о технических условиях подключения объекта к инженерным сетям, орган местного самоуправления должен располагать сведениями о характеристиках объекта, намеченного к строительству, в том объеме, который позволял бы определить потребности данного объекта. Именно поэтому в пункте 1 статьи 31 ЗК РФ указано на то, что в заявлении о предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, обоснование примерного размера земельного участка, а к заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Кроме того, определение площади, необходимой для парковки автомобилей и разворотных площадок также производится исходя из назначения объекта.
Таким образом, выбор земельного участка без обоснования примерного размера земельного участка, конкретизации назначения и технических характеристик был бы невозможным, так как параметры объекта строительства, расчеты площади земельного участка, необходимого для его использования, и, при необходимости, размер его санитарно-защитной зоны, а также потребность в инженерном снабжении существенно различаются в зависимости от конкретного назначения и площади объекта, который заявитель намерен построить на испрашиваемом земельном участке.
Пункт 2.8 Регламента N 1608 прямо предусматривает такое основание для отказа в предоставлении услуги по выбору земельного участка, как несоответствие заявления требованиям действующего законодательства.
Установив при рассмотрении дела факт непредставления заявителем обоснования примерного размера испрашиваемого земельного участка, суды правомерно отказали в удовлетворении требований ООО "ЛОГИСТИК-СТРОЙ".
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.08.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу N А51-14002/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.