г. Хабаровск |
|
10 марта 2015 г. |
Дело N А80-238/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу на решение от 26.09.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу N А80-238/2014 Арбитражного суда Чукотского автономного округа
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.В. Бруев, в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д. Пескова, И.И. Балинская, Е.И. Сапрыкина
по заявлению Центрального банка Российской Федерации
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу
об оспаривании действий (бездействия), обязании возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, адрес (место нахождения): 107016, г. Москва, ул. Неглинная, 12; далее - заявитель, банк) обратился в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу (ГРН 1048700603247, ИНН 8709010211, адрес (место нахождения): 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Южная, 15; далее - Росприроднадзор, управление) о признании незаконными действий по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 14867,30 руб., выраженных в письме от 09.06.2014 N 01-16/629.
Решением от 26.09.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Росприроднадзор, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты, отказать в удовлетворении заявленных банком требований.
В обоснование своей позиции приводит доводы о том, что банк, как субъект размещающий отходы, даже в случае заключения договора на их вывоз и утилизацию со сторонними организациями не освобождается от уплаты установленных законодательством платежей.
В отзыве на кассационную жалобу банк приводит свои возражения относительно ее доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного акта исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявленные банком требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в течение 2013 года банк производил оплату за негативное воздействие на окружающую природную среду за размещение отходов, переданных для вывоза и утилизации специализированным организациям.
Заявлением от 26.02.2014 N 7-28/950 банк обратился в Росприроднадзор с требованием о возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в сумме 15559,16 руб.
Сославшись на наличие у банка, как у собственника отходов, обязанности по внесению платы за размещение отходов в составе платежей за негативное воздействие на окружающую среду, управление письмом от 09.06.2014 N 01- 16/629 отказало ему в удовлетворении заявления.
Посчитав вынесенный Росприроднадзором отказ незаконным и нарушающим его права и интересы, банк обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что поскольку банк самостоятельно не осуществляет размещение отходов, а передал эту обязанность специализированным организациям на основании договора, то у него отсутствует обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления в спорном периоде, отказ управления в возврате внесенной платы является неправомерным.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов ошибочными в силу следующего.
Согласно статье 1 Закона РФ N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1-2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Под размещением отходов в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 1 Закона об отходах определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Закона об отходах).
Во исполнение пункта 3 статьи 16 Закона об охране окружающей среды постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок, определяющий плату и правила ее исчисления за вредное воздействие на окружающую среду, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуемые природопользователями).
Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" (далее - Постановление) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Как следует из пункта 3.2 вышеназванного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Согласно пункту 4.1 данного Постановления не могут рассматриваться как согласующиеся с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имевшие место в правоприменительной практике требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов, о возврате внесенной ими в бюджет за последние три года платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Исходя из пункта 1 статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 8672/08 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2015 N 309-КГ14-2379.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что по договорам от 01.01.2013 N 4 и от 01.08.2013 N 23-м (с учетом дополнительных соглашений), заключенных между банком и ООО "Чистый мир" и МУП "Айсберг", не предусмотрен переход права собственности на отходы банка, так же как и обязанность специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью заявителя, оснований для освобождения банка от уплаты установленных законом платежей не имеется.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции, принимая во внимание, что судами установлены все фактические обстоятельства дела, но неправильно применены нормы права, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает необходимым отменить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления банка.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.09.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу N А80-238/2014 Арбитражного суда Чукотского автономного округа отменить, в удовлетворении заявленных требований Центрального банка Российской Федерации отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.