г. Хабаровск |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А51-24118/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.В. Ширяева
Судей: Л.К. Кургузовой, Н.В. Меркуловой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Дальводоканал": представитель не явился;
от Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Дальнереченский": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дальводоканал" на решение от 20.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу N А51-24118/2014 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.К. Бойко; в суде апелляционной инстанции судьи: В.В. Рубанова, Е.Л. Сидорович, Г.М. Грачёв
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дальводоканал"
к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Дальнереченский"
о признании незаконным и отмене постановления
Общество с ограниченной ответственностью "Дальводоканал" (ОГРН 1132540003970, ИНН 2540190399, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Семеновская, 3А; далее - общество, ООО "Дальводоканал") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОГИБДД МОМВД России "Дальнереченский" (ОГРН 1032500638390, ИНН 2506002944, место нахождения: 692132, Приморский край, г.Дальнереченск, ул.Дальнереченская, 60; далее - административный орган) от 22.07.2014 N 005ПК(ю) 0002519 о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.10.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014, в удовлетворении заявленного требования отказано, поскольку административным органом доказана обоснованность вмененного обществу административного правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить. Заявитель полагает, что судебные акты необоснованны и приняты с нарушением норм материального и процессуального права, постановление административного органа незаконно. Ссылается на недопустимость полученных административным органом доказательств. Указывает, что опрос представителя общества не проводился административным органом. Полагает, что административным органом не доказано совершение обществом административного правонарушения.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении дела судами установлено, что уведомлением от 23.06.2014 N 123 (с приложением схемы проведения работ) ООО "Дальводоканал" уведомило ДИ ОР ДПС ГИБДД МВД РФ "Дальнереченский" о том, что с 23.06.2014 по 26.06.2014 в районе ул.Героев Даманского, дома NN 56, 58, 62 будут проводиться аварийные работы по ремонту инженерных коммуникаций.
16.07.2014 старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД РФ "Дальнереченский" выявлен факт осуществления земляных работ без ордера на их производство в районе дома N 54 по улице Героев Даманского в г.Дальнеречнске, а также на месте производства земляных работ не обеспечена безопасность дорожного движения, а именно отсутствуют дорожные знаки: 3.24 "Ограничения максимальной скорости", 2.7, 2.6 "Преимущество в движении", 3.31 "Конец зоны всех ограничений", о чем составлен акт выявленных недостатков от 16.07.2014 с приложением фотоматериала.
18.07.2014 в отношении общества составлен протокол 005 ПК(ю) N 0002519 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Врио начальника ОГИБДД МО МВД России "Дальнереченский" вынес постановление от 22.07.2014 N 005 ПК(ю) 0002519, которым признал ООО "Дальводоканал" виновным в совершении административного правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
ООО "Дальводоканал", полагая, что указанное постановление не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Проверяя законность постановления административного органа, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, в том числе и вины общества в его совершении, не выявил обстоятельств нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
С выводами суда первой инстанции согласился апелляционный суд. При этом обе судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективная сторона данного правонарушения заключается, в том числе в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте дорог, в том числе непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Признаки рассматриваемого правонарушения могу содержать как действия, так и бездействие обязанного лица, в результате которых создаются помехи в дорожном движении, не приняты меры по обозначению при ремонте сигнальными либо аварийными знаками участка автомобильной дороги, угрожающие безопасности дорожного движения.
Субъектами этого административного правонарушения являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог или дорожных сооружений.
Проверяя наличие в действиях общества признаков вмененного административного правонарушения, суды обеих инстанций обоснованно исходили из того, объектом посягательства являются общественные отношения в области законодательства о безопасности дорожного движения, правовые основы которого определены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу пункта 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее -Основные положения N 1090) лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов (пункт 15 Основных положений N 1090).
Из материалов дела видно, что общество допустило нарушение пункта 14 Основных положений N 1090, выразившееся в осуществлении земляных работ без ордера на их производство, в отсутвие на месте производства земляных работ дорожны знаков: 3.24 "Ограничение максимальной скорости", 2.7, 2.6 "Преимущество в движении", 3.31 "Конец зоны всех ограничений".
Учитывая, что факт выполнения земляных работ без ордера на их производство, в отсутствие на месте производства земляных работ вышеуказанных дорожных знаков обществом не оспаривается, суды пришли к правомерному выводу о том, что ООО "Дальводоканал", выполняя комплекс аварийных работ по ремонту инженерных коммуникаций, является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Применив пункт 1.3 "Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ" ВСН 37-84, пункт 14 Основных положений N 1090, оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, суды верно указали на наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения.
Наличие признаков объективной стороны вмененного административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных административным органом доказательств, а именно: актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 16.07.2014 с приложением фотоматериалов, объяснениями Яхно И.Н. от 16.07.2014, протоколом об административном правонарушении от 18.07.2014 N 005ПК(ю) 0002519, из которых следует, что общество производило земляные работы без ордера на производство земляных работ, а также на месте производства земляных работ необеспеченна безопасность дорожного движения ввиду отсутствия дорожных знаков в районе дома N 54 по ул.Героев Даманского: 3.24 "Ограничения максимальной скорости", 2.7, 2.6 "Преимущество в движении", 3.31 "Конец зоны всех ограничений".
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества возможности своевременно принять меры по надлежащему исполнению требований к обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении ремонтных работ, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о законном привлечении административным органом ООО "Дальводоканал" к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.10.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 по делу N А51-24118/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.В. Ширяев |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.