г. Хабаровск |
|
08 мая 2015 г. |
Дело N А24-4894/2014 |
Постановлением Верховного Суда РФ от 20 октября 2015 г. N 303-АД15-10411 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Л.К. Кургузовой, И.В. Ширяева
при участии:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Заозёрный" - представитель не явился;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Заозёрный" на решение от 30.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу N А24-4894/2014 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Н. Довгалюк;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Н. Номоконова, А.В. Гончарова, С.В. Гуцалюк
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Заозёрный" (ОГРН 1034100641079, ИНН 4101085400, место нахождения: 683041, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Новая, 1а)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (ОГРН 1104101006954, ИНН 4101141774, место нахождения: 683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Королева,58)
об оспаривании постановления
сельскохозяйственный производственный кооператив "Заозёрный" (далее - кооператив, СХПК "Заозёрный") обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее - административный орган, Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу) по делу об административном правонарушении от 02.10.2014 N 4104387, которым кооператив привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 30.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, СХПК "Заозёрный" в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, кооператив обратился с кассационной жалобой, в которой приведены основания для их отмены и принятия нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований СХПК "Заозёрный". Полагает, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка тому факту, что в обжалуемом постановлении приведены иные нормативные правовые акты, нежели указанные в предписании, за невыполнение которого кооператив привлечен к административной ответственности. Не согласился заявитель кассационной жалобы с выводом судов о наличии у административного органа полномочий для осуществления проверки соблюдения Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.12.1987 N 4542-87. Указывает на неправомерное применение судом апелляционной инстанции Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Министерством сельского хозяйства РФ 15.07.2002 N 13-5-2/0525, которые в нарушение указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликованы. В жалобе приведены доводы о незаконности предписания от 13.09.2013 N 30/14-13, в том числе пункта 3, содержащего указание на необходимость ограждения территории фермы в силу пункта 1.9 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих хозяйств, утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986, к которым СХПК "Заозёрный" не относится. Считает, что в силу приведенных в жалобе обстоятельств отсутствуют основания для вывода о наличии в действиях заявителя признаков вмененного правонарушения. Кроме того, кооператив заявил доводы о несоразмерности назначенного штрафа и непринятии судами во внимание в качестве смягчающего ответственность обстоятельства сложное материальное положение сельскохозяйственного кооператива.
СХПК "Заозёрный", Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с этим кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В отзыве на жалобу Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу просило принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что Управлением Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу в отношении СХПК "Заозёрный", расположенного по адресу: Камчатский край, г. Петропаловск-Камчатский, ул. Новая, 1А, проведена выездная проверка, в ходе которой административным органом выявлены нарушения санитарно-ветеринарного законодательства, выразившиеся в отсутствии дезбарьеров при въезде на территорию фермы, а также дезинфекционных кюветов при входах в тамбуры коровников и других производственных помещений; необорудовании санпропускника; отсутствии ограждения территории фермы; непроведении на ферме санитарных дней.
13.09.2013 административным органом в целях устранения выявленных нарушений выдано предписание N 30/14-13, согласно которому кооперативу в срок до 22.09.2014 необходимо выполнить следующие требования: оборудовать дезбарьер при въезде на территорию предприятия и организовать его круглосуточное функционирование. Оборудовать дезковрики при входе в животноводческие помещения, заправить дезраствором и содержать их в рабочем состоянии; оборудовать санпропускник в соответствии с требованиями нормативных документов; огородить территорию фермы; проводить санитарные дни один раз в месяц. Помещения для содержания свиней привести в соответствие с требованиями нормативных документов.
Предписание содержит указание на возможное привлечение за его неисполнение к административной ответственности по части 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
Управлением Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу на основании распоряжения от 01.08.2014 N 139 осуществлена внеплановая выездная проверка исполнения кооперативом названного предписания, о чем 02.10.2014 составлен соответствующий акт N 139.
Указанным актом установлено, что предписание от 13.09.2013 N 30/14-13 не исполнено в части пунктов 1, 2, 3, а именно: дезбарьер у въезда на территорию фермы отсутствует, дезковрики при входе в животноводческие помещения не оборудованы; не оборудован санпропускник; территория фермы не огорожена.
В связи с этим 26.09.2014 старшим государственным инспектором отдела ветеринарного надзора составлен протокол об административном правонарушении N 0001903.
02.10.2014 постановлением N 4104387 кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
СХПК "Заозёрный", не согласившись с названным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о наличии в действиях кооператива состава вмененного административного правонарушения, а также, не установив нарушений Управлением Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу процедуры привлечения кооператива к административной ответственности, проверив полномочия административного органа, отказали в удовлетворении заявленного требования.
Кассационная инстанция, соглашаясь с выводами судов обеих инстанций, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является осуществление государственного ветеринарного надзора.
Под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, указанным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1 статьи 8 Закона о ветеринарии).
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Закона о ветеринарии).
В силу пункта 1 "Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение N 327), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Согласно пункту 4 Положения N 327 и пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Таким образом, Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу является уполномоченным территориальным органом Россельхознадзора по осуществлению ветеринарного надзора путем выявления и пресечения нарушений законодательства о ветеринарии, проведению проверок соблюдения требований нормативных правовых актов в области ветеринарии, в том числе Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.12.1987 N 4542-87.
На основании изложенного, суды правомерно признали несостоятельным довод кооператива об осуществлении проверки соблюдения требований законодательства в области ветеринарии неуполномоченным лицом.
Частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, в том числе и для юридических лиц.
Устанавливая событие вмененного нарушения, проверяя наличие в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, суд апелляционной инстанции осуществил проверку предписания на предмет его законности.
В частности судом установлено, что указанное в пункте 1 предписания требование административного органа о необходимости оборудовать дезбарьер при въезде на территорию предприятия и организовать его круглосуточное функционирование, оборудовать дезковрики при входе в животноводческие помещения, заправить дезраствором и содержать их в рабочем состоянии основано на пунктах 7.1, 8.3 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР от 31.12.1987 N 4542-87 (далее - Санитарные правила для животноводческих предприятий), Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом РФ от 15.07.2002 N 13-5-2/0525.
Пункт 2 предписания, которым заявителю указано на совершение действий по оборудованию санпропускника в соответствии с требованиями нормативных документов, признан соответствующим требованиям пункта 7.1 Санитарных правил для животноводческих предприятий. В свою очередь, на необходимость огородить территорию фермы, о чем предписано в пункте 3, указано в Ветеринарно-санитарных правилах для предприятий (комплексов) по производству молока на промышленной основе, утвержденных 27.12.1978 заместителем Главного государственного санитарного врача СССР за N 1955-78, начальником Главного управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР за N 115-6-а.
Следовательно, содержащиеся в предписании указания основаны на действующих нормативных правовых актах в области ветеринарии и подлежали выполнению кооперативом в установленный управлением срок.
Апелляционный суд, признавая несостоятельной ссылку административного органа на Ветеринарно-санитарные правила для специализированных свиноводческих хозяйств, утвержденных Главным управлением ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986 и соглашаясь в этой части с доводами кооператива, в тоже время правомерно исходил из того, что указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности выданного предписания.
Отклоняя довод жалобы в этой части, кассационная инстанция принимает во внимание тот факт, что кооператив, осуществляющий деятельность в области молочного животноводства, должен знать и соблюдать установленные законодательством о ветеринарии требования. Ошибочное указание административным органом нормативного правового акта в обоснование содержащего в предписании законного требования не может быть расценено как обстоятельство, исключающее обязанность заявителя по его исполнению.
Ссылаясь на неправомерное применение Управлением Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу и судом апелляционной инстанции Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом РФ от 15.07.2002 N 13-5-2/0525, поскольку они не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и не опубликованы, заявитель не учел, что данный акт не относятся к перечисленным в пункте 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, и в пункте 8 указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативным актам, подлежащим государственной регистрации и официальному опубликованию.
Учитывая, что судами установлено и кооперативом не оспаривается факт невыполнения предписания от 13.09.2013 N 30/14-13 в установленный срок (не позднее 22.09.2014), судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях СХПК "Заозёрный" события административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доказательства невозможности выполнения заявителем вынесенного предписания в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины кооператива во вмененном правонарушении в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций сделали правильный вывод о наличии в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, что подтверждается материалами административного дела.
Нарушения порядка проведения проверки и процедуры привлечения кооператива к административной ответственности судами не выявлены. СХПК "Заозёрный" привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
Установив указанные обстоятельства и оценив представленные в дело доказательства, суды обеих инстанций правомерно отказали кооперативу в удовлетворении заявления.
Судами не установлены обстоятельства, смягчающие ответственность СХПК "Заозёрный", об их наличии не заявлено кооперативом в судах первой и апелляционной инстанций, не представлены соответствующие доказательства. Поэтому в силу статьи 286 АПК РФ ссылка заявителя на сложное материальное положение как на обстоятельство, смягчающее ответственность, подлежит отклонению, поскольку приведенные в её обоснование доводы не могут быть предметом исследования и оценки суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущих отмену или изменение решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, не установлены.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу N А24-4894/2014 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что судами установлено и кооперативом не оспаривается факт невыполнения предписания от 13.09.2013 N 30/14-13 в установленный срок (не позднее 22.09.2014), судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях СХПК "Заозёрный" события административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доказательства невозможности выполнения заявителем вынесенного предписания в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины кооператива во вмененном правонарушении в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
...
Нарушения порядка проведения проверки и процедуры привлечения кооператива к административной ответственности судами не выявлены. СХПК "Заозёрный" привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, назначенное наказание соответствует размеру санкции, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 мая 2015 г. N Ф03-1440/15 по делу N А24-4894/2014