г. Хабаровск |
|
02 июня 2015 г. |
Дело N А51-20705/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Новиковой С.Н.
при участии
от участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока на решение от 13.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А51-20705/2014 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калягин А.К., в суде апелляционной инстанции судьи: Глебов Д.А., Ветошкевич А.В., Скрипка Н.А.
По иску индивидуального предпринимателя Царева Андрея Ивановича
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, администрация города Владивостока
об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости
Индивидуальный предприниматель Царев Андрей Иванович (ОГРНИП 304253931400067, ИНН 253900202348; далее - ИП Царев А.И., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1; далее - кадастровая плата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:751 в размере 3 495 000 руб., а также об обязании ответчика в лице его филиала по Приморскому краю внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 3 495 000 руб.
К участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент), администрация города Владивостока (далее - администрация).
Решением суда от 13.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015, заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация просит названные решение, постановление отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель оспаривает достоверность сведений о рыночной стоимости спорного участка, содержащихся в отчете об оценке ЗАО "Дальневосточного консалтингового агентства" от 07.07.2014 N 1292 (далее - отчет N 1292), который положен в основу принятых по настоящему делу судебных актов, указывая при этом на факт несоответствия названного отчета положениям действующего законодательства в области оценочной деятельности. Также заявитель жалобы обращает внимание суда округа на факт того, что согласно положениям статей 24.18-24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, то есть в данном случае на момент внесения сведений о спорном участке в государственный кадастр недвижимости - 31.05.2011 согласно кадастровому паспорту от 01.06.2011 N 25/00-11-53831. Однако в соответствии с отчетом N 1292 такая оценка проведена по состоянию на 01.01.2010. Кроме того, администрация в кассационной жалобе указывает на то, что независимым оценщиком при составлении отчета N 1292 нарушены положения Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных Распоряжением Минимущества РФ от 06.03.2002 N 568-р, а именно не учтено целевое назначение и вид разрешенного использования земельного участка, не приведено описание объектов-аналогов, не указаны источники информации, что также подтверждает недостоверность данного отчета.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Царев А.И. привел свои возражения относительно ее доводов, и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
От Департамента и кадастровой палаты отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в настоящем деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, ИП Цареву А.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:751, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.07.2012 серии 25-АБ N 809213.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка от 01.06.2011 N 25/00-11-53831 составляет 6 286 126 руб. 55 коп.
Вместе с тем, согласно выполненному по заданию предпринимателя ЗАО "Дальневосточное консалтинговое агентство" отчету об оценке от 07.07.2014 N 1292 по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка составляла 3 495 000 руб.
Посчитав, что несоответствие между рыночной и кадастровой стоимостью спорного земельного участка нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как следует из положений пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, арбитражные суды обеих инстанций руководствуясь названными нормами материального права, исходили из того, что действительный размер рыночной стоимости спорного земельного участка с кадастровым номером 25:28:040006:751 достоверно подтвержден отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 07.07.2014 N 1292, выполненным ЗАО "Дальневосточное консалтинговое агентство", а также положительным Экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 14.07.2014 N 2479/2014/2.
При этом в процессе рассмотрения настоящего дела судами также установлено, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости, существенно превышает рыночную стоимость этого же земельного участка в соответствии с выводами, сделанными оценщиком в указанном отчете N 1292, в связи с чем суды пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена равной определенной указанным отчетом оценщика рыночной стоимости участка.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание факт отсутствия со стороны ответчика и третьих лиц ходатайств о проведении судебной экспертизы по вопросу установления действительной рыночной стоимости спорного земельного участка арбитражные суды пришли к выводу о законности в таком случае заявленных предпринимателем требований и, как следствие, их удовлетворили.
Вместе с тем арбитражные суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора не учли следующие обстоятельства.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Пунктом 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, также предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу приведенных норм права датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости, поименованного в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в том числе вновь образованного), является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с названной статьей.
Согласно сведениям кадастрового паспорта от 01.06.2011 N 25/00-11-53831 на спорный земельный участок с кадастровым номером 25:28:040006:751 его кадастровая стоимость установлена в размере 6 286 126 руб. 55 коп. При этом дата внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости - 31.05.2011.
Таким образом в данном случае датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является именно дата образования спорного участка как самостоятельного объекта земельных отношений и соответственно постановки его на кадастровый учет - 31.05.2011.
Вместе с тем по заданию предпринимателя ЗАО "Дальневосточное консалтинговое агентство" подготовлен отчет об оценке от 07.07.2014 N 1292, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка установлена в размере 3 495 000 руб. по состоянию на 01.01.2010, то есть на дату, отличную от даты внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Названные обстоятельства, по мнению суда округа, с учетом вышеприведенных норм материального права, свидетельствуют о том, что указанный отчет N 1292 не мог быть признан судами надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости спорного земельного участка на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание отсутствие в материалах настоящего дела иных доказательств недостоверности кадастровой стоимости спорного земельного участка, внесенной 31.05.2011 в государственный кадастр недвижимости согласно кадастровому паспорту от 01.06.2011 N 25/00-11-53831, суд кассационной инстанции считает, что в такой ситуации законных оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований не имеется.
Однако это не препятствует предпринимателю впоследствии в установленном законом порядке (в том числе и во внесудебном) изменить существующую кадастровую стоимость земельного участка на его рыночную стоимость при условии наличия достаточных для этого оснований.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1-2 статьи 288 АПК РФ как принятые с неправильным применением норм материального права в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
Поскольку судами установлены все юридически значимые обстоятельства, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, самостоятельно вынести решение об отказе в удовлетворении заявленных ИП Царевым А.И. требований.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А51-20705/2014 Арбитражного суда Приморского края отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Царева Андрея Ивановича отказать полностью.
Арбитражному суду Приморского края рассмотреть вопрос о повороте исполнения отмененных судебных актов по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
С.Ю. Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.