г. Хабаровск |
|
26 июня 2015 г. |
А73-13640/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: О.Г. Красковской
Судей: А.В. Солодилова, И.А. Тарасова
при участии:
от истца: Вахмина Р.Г., представитель по доверенности б/н от 01.06.2015;
от Министерства жилищно- коммунального хозяйства Хабаровского края: Ткаченко О.А., представитель по доверенности N 1-07/14441 от 30.12.2014;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 23.01.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015
по делу N А73-13640/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.Е.Пичинина, в апелляционном суде судьи: Т.Д.Козлова, А.И.Михайлова, С.Б.Ротарь
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон"
к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
третьи лица: городское поселение г. Николаевск-на-Амуре в лице администрации городского поселения, Министерство жилищно- коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края
о взыскании 6 324 210 руб. 68 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (ОГРН 1092705000178, ИНН 2705093199, место нахождения: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. 1-я Батарейная, 38; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849, ИНН 2705020306, место нахождения: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Советская, 73; далее - администрация) о взыскании 9 049 036 руб. 69 коп. компенсации неполученных доходов от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпущенную на цели оказания населению Николаевского муниципального района коммунальных услуг в период с 10.03.2012 по 31.12.2014 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, городское поселение г. Николаевск-на-Амуре (в лице администрации городского поселения).
Решением от 23.01.2015 иск удовлетворен за счет средств казны муниципального образования.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается наличие у общества как ресурсоснабжающей организации финансовых потерь от отпуска тепловой энергии на нужды оказания населению муниципального образования коммунальных услуг по тарифам для населения в заявленной сумме. Поэтому требование о взыскании с муниципального образования компенсации, возникшей из-за разницы в тарифах, подлежит удовлетворению на основании статьи 157 ЖК РФ, статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150), норм Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222), Порядка расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Порядок расчета убытков).
В кассационной жалобе (с учетом дополнений к ней) администрация просит решение и постановление апелляционного суда изменить и принять по делу новый судебный акт, уменьшив сумму взыскания до 1 754 206 руб. 95 коп. В обоснование жалобы и в дополнении к ней приводит доводы о том, что суды неправомерно приняли во внимание норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный постановлением главы городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" от 19.12.2008 N 723 для ООО "Николаевские котельные". При этом общество не является правопреемником ООО "Николаевские котельные", условия выработки тепловой энергии последнего отличаются от условий истца; соответствующий норматив для истца не устанавливался; на территории муниципального образования действует иной норматив, утвержденный постановлением главы того же городского поселения от 12.12.2008 N 702. В то же время использование неверного норматива привело к завышению суммы взыскиваемых убытков.
В отзыве на кассационную жалобу общество выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает судебные акты соответствующими закону и предлагает оставить их без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу. Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в заседании суда согласился с жалобой администрации, оспорив правомерность применения в расчете норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, установленного для ООО "Николаевские котельные". Другие участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда не явились, при этом администрация заявила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Суды установили, что общество является ресурсоснабжающей организацией, которая в период с 2012 года по настоящее время осуществляет поставку ресурсов на цели оказания коммунальных услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению на территории г. Николаевска-на-Амуре, п. Аэропорт, ул. Юбилейная.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 22.02.2012 N 6/3 для потребителей общества на 2012 год установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в размере 3 836,23 руб. /Гкал. Постановлением того же органа от 28.11.2012 N 37/62 для общества на период с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в размере 3 836,23 руб. /Гкал, на период с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 4 060,59 руб. /Гкал. На 2014 год согласно постановлению того же органа от 23.10.2013 N 29/27 для общества установлены тарифы на тепловую энергию: на период с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 4 060,59 руб. /Гкал, на период с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 4 356,63 руб. /Гкал.
В то же время согласно постановлениям губернатора Хабаровского края от 22.11.2011 N 112, от 31.07.2012 N 77, от 12.09.2013 N 80 последовательно устанавливаемый предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения г. Николаевска-на-Амуре (с учетом НДС) составил: с 01.01.2012 - 1 995 руб. /Гкал, с 01.07.2012 - 2 149 руб. /Гкал, с 01.01.2013 - 2 149 руб. /Гкал, с 01.07.2013 - 2 327,13 руб. /Гкал, с 01.01.2014 -2 327,13 руб./Гкал, с 01.07.2014 - 2 487,70 руб. /Гкал.
По мнению истца, в связи с применением в период с марта 2012 года по сентябрь 2014 года предельных максимальных тарифов для населения в расчетах за поставленный коммунальный ресурс им недополучена стоимость ресурса, исчисленная по экономически обоснованным тарифам, установленным для общества регулирующим органом. Возникшая разница подлежит возмещению за счет средств бюджета муниципального образования.
Дав оценку доказательствам по делу с позиций статьи 71 АПК РФ и основываясь на нормах действующего законодательства, суды при удовлетворении иска правомерно исходили из следующего.
Нормы Закона N 222 предусматривают возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Данное обязательство относится к расходным обязательствам Хабаровского края.
В силу пункта 1 статьи 4 названного Закона определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона N 150 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, утвержден постановлением администрации Николаевского муниципального района от 29.08.2011 N 494-па.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными на то органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно положениям данной нормы права в ранее действующей редакции полномочиями на установление нормативов потребления коммунальных услуг (за исключением коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению) обладали органы местного самоуправления.
Установив, что общество поставляло коммунальный ресурс (тепловую энергию) и производило расчеты за него по предельным максимальным тарифам для населения, суды сделали соответствующий приведенным выше нормам права вывод о возникновении у истца права на возмещение возникших вследствие этого финансовых потерь.
Проверяя расчет истца, суды установили, что объекты жилищного фонда, обеспечиваемые энергоресурсом, не имеют приборов учета тепловой энергии. Основываясь на формулах расчета убытков, установленных Порядком расчета убытков, суды исходили из необходимости осуществления расчета по нормативам потребления коммунальных услуг, площади отапливаемых помещений (7 237,6 кв.м). Суды признали подлежащими применению в расчетах нормативы потребления коммунальных услуг, в частности, по отоплению - 0,0582 Гкал/кв.м/мес, утвержденные постановлением Главы городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" от 19.12.2008 N 723 (далее - постановление N 723) для ООО "Николаевские котельные", отвергнув довод администрации о необходимости применения норматива на эту коммунальную услугу, установленного для населения того же городского поселения в размере - 0,0348 Гкал/кв.м/мес.
При этом суды исходили из того, что норматив, установленный постановлением N 723, распространяет действие на обособленные объекты жилищного фонда п. Аэропорт и ул. Юбилейная г. Николаевска-на-Амуре, то есть носит специальный характер по отношению к нормативу, установленному для применения к иным объектам городского поселения. Поскольку в основе определения нормативов по отоплению лежат технические характеристики объектов и климатические особенности их местонахождения (Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306), то вне зависимости от установления спорного норматива для иного лица, он правомерно применен истцом, обслуживающим те же объекты.
Исходя из названных показателей, а также экономически обоснованных тарифов, установленных для истца регулирующим органом, размер потерь общества от применения тарифов для населения в расчетах за энергоресурсы составил 20 235 876 руб. 48 коп., из которых администрация возместила 11 186 839 руб. 79 коп. Как следствие, сумма взыскания составила 9 049 036 руб. 69 коп.
При этом, учитывая, что в период 2012-2014 годов Николаевский муниципальный район получил из краевого бюджета субвенции в достаточном объеме для реализации полномочий по возмещению спорных финансовых потерь, вывод судов об удовлетворении иска за счет средств казны муниципального района является верным.
Довод заявителя жалобы о том, что расчет потерь истца неправомерно основывается на нормативе 0,0582 Гкал/кв.м/мес, который устанавливался для другого лица, подлежит отклонению, поскольку, как указано выше, в основе определения и, соответственно, применения нормативов лежат иные критерии, не связанные с субъектом, осуществляющим ресурсоснабжение жилищного фонда. По тем же мотивам кассационная инстанция не учитывает ссылки администрации на различные условия выработки тепловой энергии общества и ООО "Николаевские котельные".
Ссылка Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на то, что, внося в 2015 году изменения в постановление N 723 (относительно распространения его действия на общество), орган местного самоуправления действовал в отсутствие полномочий на установление нормативов, отклоняется, поскольку названные изменения не затрагивают вопрос установления и определения нормативов. Более того, указанные изменения внесены за передами спорного периода.
Нормы материального и процессуального права применены судами верно, поэтому решение и постановление апелляционного суда не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.01.2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А73-13640/2014 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
О.Г. Красковская |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.