г. Хабаровск |
|
20 апреля 2015 г. |
А73-13640/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от ООО "ЭКО-Фаэтон": Кагиров З.А., директор; Вахмина Р.Г., представитель, доверенность от 10.04.2015;
от Министерства финансов Хабаровского края: Бахмат Т.А., представитель, доверенность от 29.05.2014 N 19-03/189;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
на решение от 23.01.2015
по делу N А73-13640/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Пичининой И.Е.
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон"
к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 9 049 036 руб. 69 коп.
третьи лица: городское поселение г.Николаевск-на-Амуре в лице Администрации городского поселения, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКО-Фаэтон" (ОГРН 1092705000178 ИНН 2705093199, далее - ООО "ЭКО-Фаэтон") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700615849 ИНН 2705020306) о взыскании задолженности по субвенциям на возмещение убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию населению за период с 10.03.2012 по 30.09.2014 в размере 9 049 036 руб. 69 коп. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определениями суда от 21.10.2014, 16.12.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, городское поселение г.Николаевск-на-Амуре в лице Администрации городского поселения.
Решением суда от 23.01.2015 исковые требования удовлетворены.
С апелляционной жалобой обратилась Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, в которой просит решение суда изменить, удовлетворив требования истца на сумму 1 754 206 руб. 95 коп.
В доводах жалобы заявитель ссылается, на письмо Администрации городского поселения Город Николаевск-на-Амуре Николаевского муниципального района от 01.12.2014 N 2-2/4350, согласно которому норматив потребления для истца не устанавливался, на территории муниципального образования действует норматив потребления тепловой энергии в размере 0,0348 Гкал/кв.м. В связи с чем, полагает, необоснованным применение истцом норматива потребления 0,0582 Гкал/кв.м. Считает, что применению подлежит норматив установленный Постановлением главы городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края от 12.12.2008 N 702. Исходя из чего, ответчиком произведен перерасчет, согласно которому задолженность Администрации составила 1 754 206 руб. 95 коп.
В отзыве на апелляционную жалобу Минфин Хабаровского края поддержал доводы жалобы ответчика как обоснованные и подлежащие удовлетворению.
Министерство ЖКХ Хабаровского края также поддержало доводы апелляционной жалобы, указав, что по состоянию на 30.06.2012 на территории городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" действовал норматив потребления тепловой энергии - 0,0348 Гкал/кв.м. в месяц и при расчете субвенций за спорный период подлежит применению именно этот норматив, в связи с чем просило решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
ООО "ЭКО-Фаэтон" в отзыве на апелляционную жалобу ответчика и в возражениях на отзыв Минфина Хабаровского края отклонило изложенные в них доводы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ООО "ЭКО-Фаэтон" и Минфина Хабаровского края поддержали доводы отзывов, дав по ним пояснения.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав в судебном заседании представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО "ЭКО-Фаэтон" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей в период с 2012 года по настоящее время услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжения на территории г.Николаевска-на-Амуре, п.Аэропорт, ул.Юбилейная.
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 22.02.2012 N 6/3 для потребителей ООО "ЭКО-Фаэтон" на 2012 год установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в размере 3 836,23 руб./Гкал.
На 2013 год Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.11.2012, N 37/62 для ООО "ЭКО-Фаэтон" с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен экономически обоснованный тариф в размере 3 836,23 руб./Гкал, с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 4 060,59 руб./Гкал.
На 2014 год Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.10.2013, N 29/27 для ООО "ЭКО-Фаэтон" с 01.01.2014 по 30.06.2014 экономически обоснованный тариф составил в размере 4 060,59 руб./Гкал, с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 4 356,63 руб./Гкал.
При этом предельный тариф для населения г.Николаевска-на-Амуре на 2012 год составил с 01.01.2012 - 1 995 руб. /Гкал, с 01.07.2012 - 2 149 руб. /Гкал;
- на 2013 год: с 01.01.2013 - 2 149 руб. /Гкал, с 01.07.2013 - 2 327,13 руб. /Гкал;
- на 2014 год: с 01.01.2014 - 2 327,13 руб./Гкал, с 01.07.2014 - 2 487,70 руб./Гкал.
ООО "ЭКО-Фаэтон", ссылаясь на задолженность по возмещению разницы в тарифах, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N222) предусмотрено возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством Хабаровского края (пункт 1 статьи 3 Закона N 222).
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.2 Указанного Порядка, порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления.
Так, Постановлением Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 29.08.2011 N 494-па утвержден Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Николаевского муниципального района, в соответствии с которым организации для получения средств на возмещение убытков осуществляют учет отпущенной населению тепловой энергии на отопление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 222 определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными на то органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (согласно ранее действовавшей редакции данной статьи - органами местного самоуправления в отношении нормативов потребления услуги отопления).
Сторонами не оспаривается, что жилой фонд, отапливаемый истцом, не имеет приборов учета тепловой энергии, следовательно, объем тепловой энергии необходимо рассчитывать по нормативам потребления тепловой энергии.
Согласно пункту 2.1.1 Порядка возмещения убытков (в применимой к отношениям сторон редакции) расчет плановой суммы возмещения убытков организации от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению для отопления, производится по формуле, учитывающей показатели: Pgf - отапливаемая площадь жилищного фонда (кв. м) по состоянию на 01 января текущего года и Nt - норматив потребления тепловой энергии, утвержденный соответствующим органом.
Площадь отапливаемых помещений жилищного фонда составила 7 237,6 кв.м.
При расчете, истцом применен норматив потребления тепловой энергии в размере 0,0582 Гкал, утвержденный Постановлением Главы городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края от 19.12.2008 N 723 для ООО "Николаевские котельные".
Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края, возражая против применения указанного норматива указала, что для ООО "ЭКО-Фаэтон" норматив потребления тепловой энергии не устанавливался, в связи с чем, подлежит применению норматив потребления тепловой энергии установленный для населения городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" в размере - 0,0348 Гкал/кв.м общей площади в месяц.
Суд первой инстанции, рассмотрев доводы сторон, пришел к выводу, что применение истцом норматива 0, 0582 Гкал является обоснованным.
Из материалов дела следует, что по договорам аренды ООО "ЭКО-Фаэтон" для обеспечения теплоснабжения п.Аэропорт и ул.Юбилейная г.Николаевска-на-Амуре переданы в эксплуатацию котельные, ранее находившиеся в пользовании ООО "Николаевские котельные".
Постановлением Главы городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края от 19.12.2008 N 723 норматив потребления 0, 0582 Гкал установлен для ООО "Николаевские котельные".
Вместе с тем, содержание указанного постановления, а также изданное 12.12.2008 N 702 Постановление Главы городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края позволяют сделать вывод, что норматив потребления 0,0582 Гкал установлен не для предприятия эксплуатирующего котельные, а для населения проживающего в обособленного жилищном фонде п.Аэропорт и ул.Юбилейная г.Николаевска-на-Амуре.
Учитывая, что Постановлением Главы городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре" Николаевского муниципального района Хабаровского края установлен специальный норматив потребления, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о обоснованности применения ООО "ЭКО-Фаэтон" норматива 0,0582 Гкал.
Исходя из изложенного, апелляционная инстанция также находит применение истцом норматива в размере 0, 0582 Гкал/кв.м. правомерным.
Согласно расчету истца, сумма убытков определена ООО "ЭКО-Фаэтон" исходя из экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение.
По расчету истца потребность в субвенциях составила - 20 235 876 руб. 48 коп., Администрацией Николаевского муниципального района возмещено 11 186 839 руб. 79 коп.
В этой связи суд первой инстанции правильно установил, что в спорный период истец понес убытки в размере 9 049 036 руб. 69 коп.
Вывод суда первой инстанции о том, что требования подлежат удовлетворению за счет Администрации Николаевского муниципального района за счет казны муниципального района, является обоснованным, поскольку сторонами не оспаривается, что на 2012-2014 годы Николаевскому муниципальному району средств субвенции было выделено в размере большем, чем составляла потребность муниципального района и органы местного самоуправления муниципального района были обеспечены Хабаровским краем достаточным финансированием для реализации переданных государственных полномочий.
С учетом изложенного, основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 января 2015 года по делу N А73-13640/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13640/2014
Истец: ООО "ЭКО-Фаэтон"
Ответчик: Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: городское поселение г. Николаевск-на-Амуре в лице Администрации городского поселения, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края