г. Хабаровск |
|
01 июля 2015 г. |
А51-26721/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: И.А. Мильчиной
Судей: Г.В. Котиковой, И.М. Луговой
при участии:
от закрытого акционерного общества "Ольгерд": Немцева О.И., представитель по доверенности от 16.02.2015 N 41/02;
от Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний восток" Федерального дорожного агентства": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ольгерд"
на решение от 25.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015
по делу N А51-26721/2014
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Палагеша Г.Н.; в апелляционном суде судьи Еремеева О.Ю., Гуцалюк С.В., Номоконова Е.Н.
по заявлению закрытого акционерного общества "Ольгерд" (ОГРН 1052504409870, ИНН 2540112023, место нахождения: 690078, Приморский край, г. Владивосток, ул. Амурская, 1)
к Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний восток" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1022701405726, ИНН 2721144517, место нахождения: 680033,Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, А)
о признании незаконным решения
Закрытое акционерное общество "Ольгерд" (далее - ЗАО "Ольгерд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" (далее - управление автомобильных дорог, учреждение) об отказе в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на основании заявлений N N 394/09/01, 394/09/02, 394/09/03, 394/09/04, 394/09/05, 394/09/06 и 394/09/07.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе ЗАО "Ольгерд", полагающего, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с неправильным применением норм материального права, в связи с чем просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на то, что судом правомерно сделан вывод о том, что груз является делимым, однако, контейнер, по его мнению, не является грузом, а выступает в качестве средства перевозки и сохранения товара, в связи с чем не согласен с выводом суда о том, что груз является тяжеловесным. Считает, что общество указало необходимые сведения о технических характеристиках транспортного средства и груза для осуществления заявленных перевозок, в связи с чем ему необоснованно отказано в выдаче разрешений.
Отзыв на жалобу учреждением не представлен.
Управление автомобильных дорог, извещенное надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав пояснения представителя общества, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 03.09.2014 ЗАО "Ольгерд" обратилось в управление автомобильных дорог с заявлениями N N 394/09/01, 394/09/02, 394/09/03, 394/09/04, 394/09/05, 394/09/06, 394/09/07 о выдаче разрешений на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по маршруту: г. Владивосток, ул. Успенского, 62а - 749 км. автодороги М60 "Уссури" - 751 км. автодороги М60 "Уссури" (транспортная развязка на б. "Лазурная") - разворот на транспортной развязке на б. "Лазурная" - 751 км. автодороги М60 "Уссури" - 732 км. автодороги М60 "Уссури" - 2-0 км. съезда N1 автодороги "Подъезд к аэропорту г. Владивостока" - 1-0 км. автодороги "Подъезд к аэропорту г. Владивосток" - 730 км. автодороги М60 "Уссури" - 708 км. автодороги М60 "Уссури" - 16-0 км. автодороги "обход п. Раздольное" - 691 км. автодороги М60 "Уссури" - 675 км. автодороги М60 "Уссури" - 0-10 км. обход г. Уссурийска - 664 км. автодороги М60 "Уссури" - 12 км. автодороги М60 "Уссури" - г. Хабаровск, ул. Краснореченская, 31 (площадка для выгрузки за пределами проезжей части) и обратно по маршруту до 731 -749 км. автодороги М60 "Уссури" - г. Владивосток, ул. Успенского, 62А.
В заявлениях общество указало, что общая масса транспортного средства (автопоезда) вместе с массой перевозимого груза составляет 44 тонны, перевозка осуществляется на 6-осном автопоезде (три оси - тягач МАЗ 6430А9 и три оси полуприцеп); перевозке подлежат - товары народного потребления в контейнере, груз делимый.
Рассмотрев заявления общества, управление автомобильных дорог письмом от 10.09.2014 N И-14/09-57 отказало в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза, при этом указало, что делимые тяжеловесные грузы к перевозке по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения не допускаются.
Не согласившись с отказом управления автомобильных дорог, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, а также апелляционная инстанция пришли к выводу о наличии оснований для отказа в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно статье 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, для получения которого требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, и возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Порядок выдачи указанных разрешений определен приказом Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Порядок).
Пунктами 6, 8 Порядка установлено, что заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подается владельцем транспортного средства или его представителем в уполномоченный орган.
В таком заявлении указывается: наименование уполномоченного органа; наименование и организационно-правовая форма - для юридических лиц; фамилия, имя, отчество с указанием статуса индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей; идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер - для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; адрес (местонахождение) юридического лица; фамилия, имя, отчество руководителя; телефон; фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физических лиц и индивидуальных предпринимателей; банковские реквизиты (наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, банковский индивидуальный код).
В заявлении также указываются: исходящий номер и дата заявления, наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, маршрут движения (пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов), вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), срок перевозки, количество поездок, характеристику груза (наименование, габариты, масса, делимость), сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), минимальный радиус поворота с грузом, необходимость автомобиля сопровождения (прикрытия), предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда).
В силу пункта 9 Порядка к заявлению прилагаются: копия документов транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; схема транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. На схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса; сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
Согласно пункту 15 Порядка уполномоченный орган при рассмотрении представленных документов проверяет: 1) наличие полномочий на выдачу специального разрешения по заявленному маршруту; 2) сведения, предоставленные в заявлении и документах, на соответствие технических характеристик транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; 3) наличие допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (в случае международных перевозок), а также информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (для российских перевозчиков) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия; 4) соблюдение требований о перевозке делимого груза.
В соответствии с пунктом 51 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приложением N 1 к приказу Минтранса России от 15.01.2014 N 7, перевозка крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов возможна в случаях, когда груз не может быть разделен на части без риска его повреждения.
Указанное правило направлено на минимизацию перевозок тяжеловесных грузов в целях недопущения преждевременного разрушения автомобильных дорог и дорожных сооружений при превышении нормативных нагрузок по осям и общей массе транспортных средств.
Согласно пункту 40 Порядка уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены.
Судами по материалам дела установлено, что общество обратилось в учреждение с заявлениями о выдаче разрешений на перевозку тяжеловесного груза по определенному маршруту движения. Указанные заявления соответствовали требованиям, предусмотренным пунктом 8 Порядка, и содержали все необходимые сведения для оценки технической возможности осуществления заявленной перевозки.
Все заявления содержали сведения о массе транспортного средства с грузом - 44 тонны, без груза - 17,65 тонн (масса тягача 9,85 тонн, масса прицепа - 7,8 тонн), габариты транспортного средства: длина - 16,2 м, ширина - 2,6 м, высота - 4,3 м. Кроме того, обществом была сделана отметка о перевозке товаров народного потребления, делимых, в контейнере с габаритами: длина - 12-м, ширина - 2,6 м, высота - 2,9 м.
Основанием для отказа в выдаче разрешения послужил вывод о том, что делимые тяжеловесные грузы к перевозке по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения не допускаются.
Руководствуясь вышеуказанными нормоположениями, дав оценку по правилам статьи 71 АПК РФ установленным по делу обстоятельствам, с учетом того, что общество определило перевозимый им груз как делимый, а доказательства того, что планируемый к перевозке груз не может быть разделен на части без риска его повреждения, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа учреждением обществу в выдаче разрешений на его перевозку.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего спора, суд кассационной инстанции считает, что заявитель не доказал факт нарушения оспариваемым решением своих прав и законных интересов.
С учетом изложенного, решение управления автомобильных дорог об отказе в выдаче разрешений на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов обоснованно признано судами обеих инстанций правомерным, соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Повторно заявленные в кассационной жалобе доводы общества о том, что как перевозчик оно осуществляет перевозку грузов в опломбированном контейнере и не имеет полномочий на разделение груза, а также о возможности перевозки грузов в контейнерах, не соответствующих Национальному стандарту ГОСТ Р 53350-2009 "Контейнеры грузовые серия 1", были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, при перевозке тяжеловесных грузов правовое значение имеет возможность разделения самого груза, а не контейнера, в котором он перевозится. В данном случае контейнер грузом не является, а выступает только в качестве средства перевозки и сохранения товара.
Изложенными в жалобе доводами, в основе которых неправильное толкование положений действующего законодательства, не опровергаются выводы судебных инстанций.
Поскольку суды применили нормы материального права соответственно установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушения процессуальных норм, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта судом кассационной инстанции не выявлены, то отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.12.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 по делу N А51-26721/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.